РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детского объединения учащихся 7- х — 9-х классов театральной студии «Золотой Ключик»
МКОУ Аннинская СОШ№1
Утверждено
на заседании Утверждено
педагогического совета Директор школы
протокол № 1 _____________/ М.В.Попова/
от «28 » августа 2015 г. Приказ № 55
от «28 » августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детского объединения учащихся 7- х - 9-х классов театральной студии «Золотой Ключик»
на 2015 - 2016 учебный год
(возраст 12 - 16 лет)
Срок реализации – 1 год.
Составитель:
учитель русского языка
и литературы
Хабарова Н.В.
Анна, 2015 г.
Пояснительная записка
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Одна из целей кружка - воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.
Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль – это показатель культуры как личности, так и общества в целом.
Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности.
Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.
Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.
Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве школы, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.
Самое главное для педагога в работе с детьми – умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом. Театральный кружок «Бригантина» действует в нашей школе на протяжении многих лет. Меняется состав кружка, но остаётся неизменным интерес детей к творчеству.
Занятия в кружке всесторонне развивают личность детей: они играют на сцене, профессионально играют на музыкальных инструментах, танцуют, учатся выражать свои чувства, своё отношение к своему герою, друг к другу. Именно здесь они проявляют артистичность.
Здесь масса возможностей проявить инициативу, творчески самореализоваться.
Не менее важно, что происходит приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям, созданы все условия для культурного социального развития.
Большое значение имеет приобщение детей к родной отечественной русской культуре, воспитывается любовь к своей Родине – России. Это связано с тем, что все мероприятия обязательно основываются на творчестве русского народа.
Занятие в театральном кружке развивает у детей умение трудиться. Выучить роль, сыграть её так, чтоб понравилась зрителям – это огромный труд Труд и ещё дисциплина. А костюмы, декорации, репетиции! Сколько сил, времени и труда необходимо!
Положительным в работе кружка является ещё и то, что дети заняты в свободное время. Особенно это важно для ребят асоциального поведения.
Работа театрального кружка невозможна без помощи родителей. Они играют огромную роль в его работе: помогают в оформлении сцены и зала (газет), шьют костюмы детям для спектаклей, снимают видеоролики, дежурят во время спектаклей, концертов.
Кружок « Театральная маска » - это дружный, сплочённый коллектив единомышленников, которых объединяет стремление к творчеству, к общению, познанию интересного.
Вид программы по целевой направленности: художественно-эстетическая
По тематической направленности: художественно-эстетическая, ведь театральное искусство синтезирует в себе музыку, литературное творчество, изобразительное искусство, прикладное творчество и т.д.
Срок действия программы – 1 год , возраст детей 10-15 лет. Ребята занимаются 2 раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов 70.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цели.
Развивать творческие возможности детей
Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел
Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом
Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние
.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.
Приобщить детей к театральному и музыкальному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (литературно-музыкальные композиции, тематические агитбригады, инсценировки, мини-спектакли).
Направления:
на развитие активного интереса к различным видам искусства, на формирование умений и навыков: сценического движения, речи, работы над художественным образом, вокального исполнения;
на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели.
на ценностное развитие личности в условиях сотворчества и сотрудничества.
В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач, которые предстоит решать руководителю в ходе реализации программы;
Задачи:
Формировать элементарную сценическую, исполнительскую культуру у детей - членов театрального кружка
Развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка
Формировать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии.
Формировать коллектив
Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Конвенция о правах ребенка;
- Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;
- ФЗ о дополнительном образовании;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015гг.;
- Федеральная целевая программа "Дети России"
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Устав школы.
Требования к уровню подготовки обучающихся п программе
Условия реализации программы
Дети, желающие получить дополнительные знания по данному направлению.
Занятия будут проходить в после урочное время.
Есть возможность регулярно выступать на праздниках разного уровня.
4. Наличие специальной литературы, дисков, ИКТ
5. Участие родителей.
Результаты освоения данного курса
Личностными результатами обучения в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции .
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
должны знать:
и понимать средства выразительности;
овладеть основами литературных жанров;
Способы передачи авторского замысла.
Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок
Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть
должны уметь:
доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
Применять навыки в оформительской деятельности;
Передавать настроение и характер персонажа через костюмы, жесты и реплики.
Читать выразительно стихи, басни.
Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений
Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей.
Отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя
Ожидаемые результаты:
в ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с художественными произведениями;
дети научатся обсуждать и анализировать характер, героев, сюжет произведения;
применять на практике свои знания;
научатся видеть богатый мир книги вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
Будут работать над развитием памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.
Результатом будут выступления на КТД, более сплоченный дружный коллектив.
Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.
Материально-техническое обеспечение программы
Литература:
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей 6. школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
11.Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в
школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная
пресса», 2000.
Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
«Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа».
№11/1997.
Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.
. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006
Технические средства
Телевизор
Видеомагнитофон, DVD , компьютер,
Диски с записью сказок и постановок.
Актовый зал
Кабинет ритмики, музыки
Пианино
Звуковая аппаратура, микрофоны
Магнитофон
Музыкальный центр
Мультимедийная установка, экран
Декорации
Театральные костюмы
Методическое обеспечение программы
Основные методы реализации
- метод театрализации;
- метод эмоциональной драматургии;
-метод работы «от простого к сложному»;
- игру.
Суть метода театрализации состоит в соединении звуков, цвета, мелодий, интонаций в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях. Благодаря своей социально-педагогической и художественной направленности театрализация выступает одновременно как социально-художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга.
Основные формы работы :
Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:
-культуры речи;
-сценического движения;
-работы над художественным образом;
-вокальное исполнение.
2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.
3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.
4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.
5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов, тем
Всего часов
Теория
Практика
1
«Пластичность»
8
3
5
2
«Речевая гимнастика»
10
4
6
3
«Развитие речи»
12
4
8
4
«Фольклор»
8
3
5
5
«Театр»
8
3
5
6
«Творчество
10
1
9
7
«Постановка спектакля»
14
4
10
ИТОГО:
70
7
28
Содержание тем учебного курса
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
1. Тема «Пластичность»
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
2. Тема «Речевая гимнастика»
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать –
взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать. Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?).
Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание
несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
3. Тема «Развитие речи»
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику
поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов
для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды
общения.
4. Тема «Фольклор»
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
5. Тема «Театр»
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в
различных жизненных ситуациях. Формы – экскурсии, постановка спектакля.
6. Тема «Творчество»
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Постановка спектакля»
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2. Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа.
4. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
5. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
6. Повторное обращение к тексту пьесы.
7. Генеральные репетиции, выступление.
8. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации.
Календарно-тематическое планирование курса на 2015 – 2016 уч.год
№ занятия
Наименование разделов, тем
Дата планир.
Дата фактич.
Теория
Практика
1 – 2
Введение. Задачи кружка.
Игра «Театр-экспромт»: «Колобок».
Введение. Задачи кружка.
Игра «Театр-экспромт»: «Колобок».
3 – 4
Музыкальные, пластические игры и
упражнения.
Музыкальные, пластические игры и
упражнения. Конкурс «Пластические
загадки».
5 – 6
Музыкальные, пластические игры и
упражнения. Конкурс «Пластические
загадки».
Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки»
7 – 8
Разыгрываем этюд «На вещевом
рынке».
Этюд «На вещевом
рынке».
9 – 10
Основы актерского мастерства
Основы актерского мастерства
Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
11
Основы актерского мастерства
Основы актерского мастерства
Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
12
Жест, мимика, движение.
Жест, мимика, движение.
13 - 14
Разговор на сцене. Старая сказка на
новый лад «Лиса и заяц»
Разговор на сцене. Старая сказка на
новый лад «Лиса и заяц».
15 - 16
Урок актерского мастерства на развитие памяти.
Урок актерского мастерства на развитие памяти.
17
Практическое занятие на развитие
внимания.
Практическое занятие на развитие
внимания.
18
Практическое занятие на развитие
внимания.
Практическое занятие на развитие
внимания.
19
Творческое взаимодействие с
партнером.
Творческое взаимодействие с
партнером.
20
Технология общения в процессе
взаимодействия людей.
Технология общения в процессе взаимодействия людей
21 - 22
Этюды на движение.
Этюды на движение.
23-24
Этюд «Звуковые потешки с речью».
Чтение стихотворения.
Этюд «Звуковые потешки с речью».
Чтение стихотворения
25
Диалог. Творческое взаимодействие с
партнером. Упражнение «Отношение».
Диалог. Творческое взаимодействие с
партнером
Упражнение «Отношение».
26-27
Интонация, настроение, характер
персонажа
28-29
Образ героя. Характер и отбор действий
Образ героя. Характер и отбор действий
30
Имитация поведения животного
Имитация поведения животного
31-32
Пластическая импровизация на ходу в
заданном образе. Обыгрывание
элементов костюмов.
Пластическая импровизация на ходу в
заданном образе. Обыгрывание
элементов костюмов.
33-35
Выбор произведения и работа над ним
Старая сказка на новый лад «Колосок».
Выбор произведения и работа над ним
Старая сказка на новый лад «Колосок».
36-37
Распределение ролей. Репетиционные
занятия по технике речи, мимическим и
сценическим движениям.
Распределение ролей. Репетиционные
занятия по технике речи, мимическим и
сценическим движениям
38-42
Театральная постановка. Анализ
театральной программы.
Анализ
театральной программы.
Театральная постановка
43-50
Постановка сказки «Сказка о храбром
цветочке». Распределение ролей.
Чтение по ролям.
Постановка сказки «Сказка о храбром
цветочке». Распределение ролей.
Чтение по ролям.
51
Работа по технике речи, по технике
движения.
Работа по технике речи, по технике
движения.
52
Репетиции спектакля. Подготовка
оформления спектакля.
Репетиции спектакля. Подготовка
оформления спектакля.
53
Юмористические миниатюры «Ох уж эти дети». Распределение ролей.
Юмористические миниатюры «Ох уж эти
дети». Распределение ролей.
54-55
Репетиционные занятия по технике
речи, по технике движения.
Репетиционные занятия по технике
речи, по технике движения.
56 - 70
Эстетическое оформление спектакля.
Репетиции. Подготовка афиш. Премьера.
Эстетическое оформление спектакля.
Репетиции. Подготовка афиш. Премьера.
План воспитательной работы на 2014 - 2015 уч.год
№
п/п
Название
мероприятия
Цель
Сроки
Место
проведения
1
Основы актерского мастерства
Развитие творческих
возможностей детей
октябрь
школа
2
Жест, мимика, движение.
Развитие творческих возможностей детей
октябрь
школа
3
Диалог. Творческое взаимодействие с
партнером. Упражнение «Отношение».
Развитие творческой инициативы
декабрь
школа
4
Интонация, настроение, характер персонажа
Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
январь
школа
5
Образ героя. Характер и отбор действий
Развитие творческой инициативы
январь
школа
6
Театральная постановка. Анализ театральной программы.
Развивать творческие возможности детей
февраль
школа
7
Работа по технике речи, по технике движения.
Развивать творческие возможности детей
март
школа
8
Репетиции спектакля. Подготовка оформления спектакля.
Развивать творческие возможности детей
апрель-май
школа
13PAGE 15
13PAGE 141515
Заголовок 1Заголовок 415