Программа декоративно-прикладного творчества «Мастерицы»


ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДУДИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Дополнительная общеобразовательная программа
внеурочной деятельности
«Мастерицы»
Возраст учащихся 10 – 15 лет
Срок реализации 5 лет
Составитель: учитель технологии
высшей категории Баневичус Т.К.
2014
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев
В. А. Сухомлинский.
Данная программа по типу является модифицированной. По форме организации содержания и процесса обучения – комплексной. По виду – специализированной. По цели обучения – профессионально-прикладной. Программа составлена с учётом требований ФГОС на основе методических рекомендаций по подготовке авторских программ дополнительного образования МОУ Центр народного творчества г. Курган и ориентирована на обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы.
Исходя из требований Стандарта внеурочная деятельность должна:
во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
во-вторых, способствовать их воспитанию;
в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;
в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе, используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.
Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС ООО наполнили ее новым содержанием. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование и моделирование одежды занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира, отношение его к прекрасному. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Программа швейного дела «Мастерицы» является программой внеурочной деятельности по обслуживающему труду и призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Организация внеурочной деятельности с учащимися по швейному делу осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность по обслуживающему труду, призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея программы кружка швейного дела «Мастерицы».
Статус творческого объединения и адресат программы.
Реализация программы осуществляется в рамках учебных групп постоянного состава. Набор в учебные группы основывается на желании детей научиться швейному делу, научиться изготавливать изделия легкого платья, аксессуары и дополнения к ним.
Программа предусматривает подготовительный этап - кружок для учащихся 5 классов «Лоскутная техника». Занятия кружка включают в себя изучение таких видов декоративно-прикладного искусства как лоскутная техника, аппликация и художественное оформление одежды. В кружке могут выполняться изделия, которые дополняют и украшают женское легкое платья, делают его неповторимыми и оригинальными. Что позволяет обеспечить преемственность перехода школьников от основного к специальному обучению, непрерывному самообразованию.
Программа рассчитана на 5 лет обучения учащихся среднего возраста с 10 до 15 лет. Состав групп – разновозрастной. Старшие помогают младшим – присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности – это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств.
Количественный состав группы – 8 – 15 человек
Количество часов в неделю:
1 группа - 5 класс – 2 час;
2 группа - 6 и 7 классы - 2 часа;
3 группа - 8 и 9 классы –3 часа
Количество часов за курс обучения – 238 часов.
Цель и задачи программы
Главной целью программы является создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения учащихся, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в социуме.
Задачи программы:
- создание условий для развития личности ребенка;
- формирование отношения к одежде, как к одному из средств выражения личности;
- обучение основным способам технологии изготовления легкого платья;
- развитие стремления к самовыражению и творчеству;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
Содержание программы учитывает знания учащихся по швейному делу, полученные на уроках технологии в 5-8-х классах. Особое внимание в процессе изучения курса необходимо обратить на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасности труда.
Реализуемые принципы обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность.
Методы обучения и формы преподавания
Реализация программы предполагает освоение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания:
технология мастерских;
игровые технологии;
- технология модульного обучения;
- технология разноуровневого обучения;
- метод анализа результатов деятельности учащихся.
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- практическим: упражнения, практические работы;
- наглядным: использование схем, рисунков, моделей, образцов, видео показы;
- нестандартным: смотр знаний, конкурс, соревнование, выставка, викторина, аукцион, экскурсия, чаепитие;
- сочетанию индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Ожидаемые результаты
Содержание программы позволяет учащимся стать участниками законченного трудового процесса, с практическим результатом своей творческой деятельности – от конструкции до готового изделия, причём, выполненного в соответствии с индивидуальными особенностями фигуры учащихся и по индивидуальным меркам, что является отличительной особенностью программы.
В процессе обучения каждый учащийся сформируется в активную творческую личность, научиться организовывать свою деятельность и работать как индивидуально, так и коллективно. Овладеет основными приемами швейного дела, конструирования и моделирования одежды, технологией поузлового изготовления легкого платья, сможет развить свой эстетический вкус, образное мышление, познакомиться с традициями и историей одежды.
Итогом работы является показ моделей современной одежды молодежной моды, делового и праздничного костюма, а также участие в ежегодном муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Серебряная нить», что позволяет расширить рамки программы, дать возможность учащимся проявить себя не только в качестве дизайнера, технолога и швеи, но и в качестве профессиональной модели, продемонстрировав органический образ своего произведения, выразительно преподнести его со сцены, подчеркнув достоинства и творческие находки модели с помощью танцевальных движений и импровизации.
После освоения полного курса программы воспитанники будут:
Знать:
Существующие виды декоративно-прикладного творчества.
Ассортимент одежды и ее функциональные особенности.
Основные направления современной моды с использованием
декоративных элементов украшения изделий.
Детали кроя одежды и ее конструктивные элементы.
Способы выполнения работ по изготовлению швейных изделий на
универсальных и специальных швейных машинах.
Терминологию швейных работ.
Швейные материалы и их свойства.
Основные виды дефектов в изделиях и методы их устранения.
Уметь:
Выполнять все виды работ по изготовлению швейных изделий на
универсальных и специальных машинах.
Изготавливать изделия с применением современной технологии,
оборудования, инструментов, приспособлений.
Пользоваться лекалами базовых конструкций, выполнять элементы
моделирования.
Определять качество кроя и готового изделия.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при изготовлении изделия.
Проверять состояние оборудования, выполнять текущий уход и устранять
мелкие неполадки.
Приобретение положительного социального опыта:
Освоив программу учащиеся станут:
- прекрасными хозяйками, умеющими со вкусом украсить свой дом и одежду;
- общительными, терпеливыми, внимательными;
- приобретут навыки самовыражения в публичных выступлениях, научатся свободно держать себя на сцене.
Виды контроля:
- Вводный контроль – с целью выявления способностей и возможностей детей для последующей коррекции.
-Текущий контроль – с целью определения степени усвоения материала: осуществляется в ходе подведения промежуточных итогов по завершению изучения блока программы.
-Итоговый контроль – производится по завершению года обучения: итоговая отчетная выставка или конкурс работ воспитанников.
Направления программы
1 направление «Лоскутная техника»
На первом этапе обучающиеся 5 класса узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Учащиеся под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматная доска, мозаика из полос, звезда, спираль, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.
2 направление «Изготовление легкого платья»
По мере усвоения обучающимися 6-7 классов приёмов декоративно-прикладного творчества и швейного дела задания усложняются, что ещё более способствует творческому подходу к решению проблемы изготовления индивидуального швейного изделия. Учащиеся переходят к усвоению технологии изготовления легкого женского платья. Постепенно у обучающихся развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни, и в творчестве. Поиск оригинальных решений моделей одежды создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающего мира. По окончанию данного этапа учащиеся должны уметь выполнять простейшие чертежи моделей одежды, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, с выбранным фасоном и технологически грамотно изготовлять швейное изделие.
3 направление «Дизайн, изготовление и художественное оформление легкого платья»
На данном этапе помощь педагога становится минимальной: обучающиеся 8-9 классов осваивают выполнение эскизов моделей, самостоятельно конструируют их, находят оригинальные дизайнерские решения в моделировании одежды. Деятельность учащихся приобретает поисковый, творческий характер с индивидуальным, самостоятельным видением проблемы и путей ее решения. Изменяется и роль руководителя, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить обучающимся себя мастерами и творцами. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Количество часов, отведенное на изучение разделов, может корректироваться в зависимости от контингента учащихся (интересов, подготовки, способностей). Перечень работ составлен таким образом, что в нем не указаны конкретные изделия, а только тематика. Подбор изделий зависит от направления моды, выбранного материала, его цвета, фактуры и технологических характеристик, а также от умений и знаний учащихся. Но при этом должно выполняться необходимое условие: подобранное изделие должно соответствовать теме, цели и задачам занятия.
Условия реализации программы
Программно-методическое обеспечение включает: наглядные пособия, образцы готовых изделий, схемы и описания изделий, презентационный и видео материал.
Материально-техническое обеспечение предполагает:
Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, оборудованным доской, утюгом, гладильной доской, манекеном, универсальными и специальными швейными машинами, шкафом для хранения пособий, журналов и методического фонда, инструментов и материалов.
Воспитанники самостоятельно приобретают инструменты и материалы для изготовления индивидуальных изделий легкого платья:
- ткань и прикладные материалы;
- ручные инструменты и приспособления;
- тетрадь для записей;
- бумагу для схем и конструкций;
- рамки для оформления готовых работ декоративно-прикладного творчества.
1 направление «Лоскутная техника»
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п Тема Количество часов
теория практика
I
«Лоскуток за лоскутком»
1 Введение. Инструменты, материалы,
приспособления 1 ─
2 Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности
при выполнении работ 1 ─
3 Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.
Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. 2 8
4 Шитье из полос 2 6
5 Шитье из квадратов 2 6
6 Шитье из прямоугольных треугольников 2 6
7 Окантовка изделия. 2 6
II
«Фантазии из лоскутков»
8 Аксессуары к одежде 4 20
16 52
Итого: 68
Содержание программы5 класс (68 часов)

п/п Тематическое планирование Кол-во часов Деятельность учащихся Формирование УУД
1 Введение. Инструменты, материалы, приспособления 1 История лоскутной техники. Ткани, основные и отделочные материалы. Инструменты и приспособления. Изготовление шаблонов. Познавательные
- формулирование познавательной
цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли
полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
-саморегуляция.
2 Техника лоскутной мозаики.
Техника безопасности при выполнении работ.
1 Подготовительные работы. Принципы составления схемы. Виды сборки: шитье из полос, шитье из квадратов, шитье из прямоугольных треугольников. Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ.
Составление схемы: а) по принципу «от большей площади»;б)посредством разбивки сюжета на отдельные фрагменты. 3 Ручные и машинные швы 10 Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. Познавательные
-знаково-символические;
Регулятивные
- целеполагание;
саморегуляция;
Личностные
- самоопределение.
4 Шитье из полос
8 Технология сборки изделия по схемам. Цветовое решение композиции. Выполнение образцов сборки по схемам. Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение точно выражатьмысли.
Регулятивные
- целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция
Личностные
-нравственно-этическое оценивание.
5 Шитье из квадратов 8 Технология сборки изделия по схеме «Шахматная доска». Цветовое решение композиции. 6 Шитье из прямоугольных треугольников 8 Технология сборки изделия по схемам «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате». Цветовое решение композиции. 7 Окантовка изделия.
8 Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-оценка действий партнера.
Регулятивные
-целеполагание;- прогнозирование;
-контроль и коррекция.
Личностные
-нравственно-этическое оценивание.
9 Аксессуары к одежде 24 Изготовление аксессуаров к одежде (пояс съемный, сумка с лоскутным орнаментом, цветы для украшения, палантин с вышивкой) Порядок и варианты выполнения изделий. Составление эскизов. Выполнение чертежа основы. Моделирование. Подбор тканей.Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Отделочные работы. Влажно-тепловая обработка. Познавательные
- формулирование познавательной
цели;
- построение логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-оценка действий партнера.
Регулятивные
-целеполагание;
- прогнозирование;
-контроль и коррекция.
Личностные
-нравственно-этическое оценивание.
2 направление «Изготовление легкого платья»
Тематическое планирование 6 - 7классы
№п/п Тематические блоки Количество часов
теория практика
1 Введение. Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности. 1 1
2 Направление моды в соответствии с последними разработками современных дизайнеров. Лексикон моды. 1 2
3 Швейное материаловедение. 2 4
4 Швейное машиноведение. 2 4
5 Ручные швы. Машинные швы, их использование в швейном деле. 2 3
6 Конструирование и моделирование швейных изделий. 2 4
7 Технология обработки деталей и узлов. 2 4
8 Изготовление швейных изделий. 2 22
9 Дизайн женской одежды. Художественное оформление модели. 2 4
10 Выставки, экскурсии - 3
16 52
Итого: 68
Содержание программы 6 - 7 класс (68 часов)

п/п Тематическое
планирование Кол-во час Деятельность учащихся Формирование УУД
1 Введение. Инструменты, материалы, приспособления 2 Знакомство с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами. Правила безопасности труда. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно
и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
2 Направление моды в соответствии с последними разработками современных дизайнеров. Лексикон моды. 3 Современное направление подростковой моды. Русский народный костюм-рубаха, понева, передник. Топ, жилет, туника; Т-силуэт, фольклорный стиль. Н.П. Ламанова – первый советский художник-модельер. Из истории юбок и брюк. Джинсовый стиль. Юбки-брюки, шорты, бермуды, брюки-бананы, клин «годе». Капюшон, «летучая мышь», блузон, кардиган, свингер. 3 Швейное материаловедение. 6 Краткие сведения о швейных материалах. Положительные и отрицательные свойства тканей. Применение тканей в зависимости от назначения швейных изделий. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
4 Швейное машиноведение. 6 Работа на бытовых швейных машинах с электроприводом. Правила безопасности труда. Основные регулировки, места смазки машины. Обработка срезов способом «зигзаг». Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
5 Ручные и машинные швы. 5 Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. Познавательные
-знаково-символические;
Регулятивные
- целеполагание;
саморегуляция;
Личностные
- самоопределение.
6 Конструирование и моделирование швейных изделий. 6 Системный подход в изготовлении изделия. Построение чертежей основы юбки, цельнокроеной основы, юбки - брюк, конических и клиньевых юбок в М 1:4. Эскизы, описание моделей, выполнение моделирования выкройки-основы. Экономичная раскладка лекал на ткани. Определение норм расхода тканей. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-оценка действий партнера.
Регулятивные
-целеполагание;- прогнозирование;
-контроль и коррекция.
Личностные
-нравственно-этическое оценивание.
7 Технология обработки деталей и узлов. 6 Терминология ручных, машинных и влажно-тепловых работ. Подкройные обтачки. Обработка вытачек, складок, кокеток, застежки-молнии, пояса и его соединения с изделием, внутренних карманов, отделка оборкой и рюшем, планок, воротников и втачивания их в горловину, втачивание рукавов в открытую пройму, притачивание манжет к низу рукава, накладных карманов и кокеток. Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение точно выражатьмысли.
Регулятивные
- целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция
Личностные
-нравственно-этическое оценивание.
8 Изготовление швейных изделий. 24 Составление технологических последовательностей (типовых) на изготовление швейных изделий: юбки, юбки - брюк, цельнокроеного плечевого изделия. Выбор материалов и методов обработки. Правила поведения примерок. Поузловая обработка изделий. Дефекты посадки изделий на фигуре и способы их устранения.
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение точно выражатьмысли.
Регулятивные
- целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция
Личностные
-нравственно-этическое оценивание.
9 Дизайн женской одежды. Художественное оформление модели 6 Съемные воротники, жабо, кокелье, воланы, оборки, рюши, защипы, сладки, драпировка, ручные и машинные буфы, аппликация. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно
и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
10 Выставки, экскурсии 3 Представление работ учащихся на муниципальных выставках и конкурсах. Посещение конкурсов и выставок. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
мотивация учения;
самоопределение.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и
точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
3 направление «Дизайн, изготовление и художественное
оформление легкого платья»
Тематическое планирование 8 - 9 классы
№п/п Тематические блоки Количество часов
теория практика
1 Введение. Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности. 2 2
2 Направление моды в соответствии с последними разработками современных дизайнеров. Лексикон моды. 2 4
3 Индивидуальный стиль. 2 4
4 Материаловедение 2 4
5 Машиноведение. 2 6
6 Конструирование и моделирование швейных изделий. 2 6
7 Обработка деталей и узлов. 3 16
8 Изготовление швейных изделий. 3 28
9 Дизайн женской одежды. Художественное оформление модели. 2 8
10 Выставки, экскурсии - 4
20 82
Итого: 102
Содержание программы 8 - 9 класс (102 часа)

п/п Тематическое
планирование Кол-во час Деятельность учащихся Формирование УУД
1 Введение. Инструменты, материалы, приспособления 4 Знакомство с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами. Правила безопасности труда. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и
точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
2 Направление моды в соответствии с последними разработками современных дизайнеров. Лексикон моды. 6 Современное направление молодежной моды. Из истории легкого платья. Классический и спортивный стили. Капюшон, «летучая мышь», блузон, кардиган, свингер. Ансамбль, комплект. Габриэль Шанель; английский костюм; лацкан, раскеп, блейзер, реглан. Ансамбль - деловой, молодежный, праздничный, нарядный; баска, супатная застежка, анорак, кардиган, тренчкот.Работа с видеоматериалом. 3 Индивидуальный стиль. 6 Макияж, прическа, индивидуальность в одежде. Единство стиля и образа. Свои недостатки превращу в достоинства. Как проявить индивидуальность. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и
точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
4 Швейное материаловедение. 6 Классификация текстильных волокон, структура тканей, подбор тканей для изделий. Ткани сложных структур. ВТО и уход за изделиями из этих тканей. 5 Швейное машиноведение. 8 Повторение правил техники безопасности. Приемы работы на универсальной и специальной швейных машинах. Устранение неполадок в работе швейной машины, смазка, чистка, уход.
Обработка срезов на краеобметочной спецмашине. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и
точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
6 Конструирование и моделирование швейных изделий. 8 Снятие мерок. Конструктивные прибавки. Построение чертежей воротников в М1:4. Перенос нагрудных вытачек. Нанесение фасонных и конструктивных линий. Сложные плечевые изделия с втачным рукавом. Припуски на швы. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-оценка действий партнера.
Регулятивные
-целеполагание;
- прогнозирование;
-контроль и коррекция.
Личностные
-нравственно-этическое оценивание.
7 Технология обработки деталей и узлов. 19 Технология обработки узлов, применяемых при пошиве плечевых изделий: цельнокроеного и подкройногоподборта; прорезного кармана в рамку; втачивание воротников в горловину; втачивание рукавов в пройму; обработка шлицы; прорезного кармана с листочкой, рельефов и баски. Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение точно выражатьмысли.
Регулятивные
- целеполагание;
-планирование и прогнозирование;
- контроль;- коррекция
Личностные
-нравственно-этическое оценивание.
8 Изготовление швейных изделий. 31 Сложные плечевые изделия с втачными рукавами. Нарядная одежда: платье, платье-костюм, блуза; ансамбль молодежный, нарядный. Поузловая обработка изделий. Дополнения - головные уборы, сумки, аксессуары. 9 Дизайн женской одежды. Художественное оформление модели 10 Съемные воротники, жабо, кокелье, воланы, оборки, рюши, защипы, сладки, драпировка, ручные и машинные буфы, аппликация. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и
точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
10 Выставки, экскурсии 4 Представление работ учащихся на муниципальных выставках и конкурсах. Посещение конкурсов и выставок. Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
мотивация учения;
самоопределение.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли полно и
точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- саморегуляция.
Список использованной литературы:
1. Бердник Т. О. Швея. Портной легкой женской одежды. Учебное пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
2. Бланк А.Ф., Фомина З.М. «Моделирование и конструирование женской одежды» - Москва, «Легррамбытиздат», 1993 г.
3. Дашкевич Л.М. Швея, портной верхней женской одежды. Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
4. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. М., Легкая и пищевая промышленность, 1983.
5. Меликова Е.Х. Лабораторный практикум по технологии швейных изделий. М.: Легкая индустрия, 1977.
6. Мельникова Л.В., Короткова М.Е., ЗемганоН.П. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9-10 классов средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1986.
7. Першина Л.Ф., Петрова С.В. Технология швейного производства. М.: Легпромбытиздат, 1991.
8. Реут Т.Н., Конторер Р.Б., Качанова А.И. Технология изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам. М.: Легпромбытиздат, 1989.
9. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного
производства. М.: изд. «Мастерство», 2000.
10. Сидоренко В.И. «Техника лоскутного шитья и аппликация»- Ростов-на- Дону, «Феникс», 1999 г.
11.Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. М.: ИРПО, 2000.
12.Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии изготовления легкой одежды. М.: ИРПО, 2000.
13. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. М.: Высшая школа, 1993.
14. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Высшая школа, 2000.
15. Франц В.Я. Оборудование швейного производства. М.: изд. «Мастерство». 2001.
16. Научно-методический журнал «Школа и производство» - «Школа-Пресс», Москва
17. Журналы мод: “Burda”, “Boutik”, “Модели сезона”.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся и родителей:
А.А.Власова «Уроки рукоделия», С-П., «Кристалл», 1998
А.Иванова «Ручное вышивание», М., «Культура и традиции», 2003
Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» - Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
Махмутова Х.И. «Конструируем, моделируем, шьем» - Москва, «Просвещение», 1994
Мазурик Т.А., «Лоскутное шитье. От ремесла к искусству», С-П., «Паритет», 2002
Росклякова Т.А. «Энциклопедия домашнего шитья» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996 г.
Фиалко Т.М. «Учимся кроить и шить» - Минск, «Полымя», 1996 г.
Юдина Е.Н. «Шейте сами» - Санкт-Петербург, «Культ-информ-пресс», 1992 г.
«Моя первая книга по рукоделию» - Москва, «Дрофа», 1995 г.
Энциклопедия «Шитье и рукоделие», М., «Большая Российская энциклопедия», 1999
Кружок «Умелые руки», СПб., Кристалл; Валерии, 1997