Интегрированный урок ИЗО и природоведения для 5 класса «Икары — первые герои нашего космического календаря»
Романова Светлана Васильевна,
учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кульгешская основная общеобразовательная школа имени Н. А. Афанасьева»
Урмарского района Чувашской Республики
Интегрированный урок ИЗО и природоведения, 5 класс
«Икары – первые герои нашего космического календаря»
Пояснение к уроку
Этот урок является интегрированным. На уроке в основном происходит обсуждение картины «Падение Икара» по книге Я. Голованова «Дорога на космодром» и «Энциклопедии для детей (Космонавтика)».
Оборудование:
Компьютер, белый экран, мультимедийный проектор (урок сопровождается электронной презентацией).
ХОД УРОКА
Слайд 1.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Как настроение? Мы можем начинать урок?
Ребята: Настроение хорошее, мы готовы, можем начинать.
Учитель: Итак, мы начинаем изучение увлекательного цикла «Мечтатели – строители дороги на космодром», а сегодня проведем наш первый урок из этого цикла. Мы с вами, ребята, побеседуем об икарах
Слайд 2.
В начале беседы я показываю ребятам картину «Падение Икара» (сюжет с гравюры XIX века) [Голованов, 19].
Учитель: Ребята, скажите, кто знаком с этой картиной?».
Ребята: Это картина «Падение Икара».
Учитель: А кто хочет описать эту картину?
И тут я вижу, что поднятых рук нет. Значит, они недостаточно знакомы с этой картиной...
Невольно я остановила свой взгляд на Иване, его лицо сияло от радости. Вдруг он с таким азартом начал рассказывать, где и как трагически погиб Икар. В то же время Ванино лицо приняло печальный вид
Ваня: Я бы с удовольствием оказался на месте Икара, но у меня, к сожалению, нет, ни того, ни другого
Он так ответил потому, что он сирота. У него нет отца, а еще он имел в виду, что у него нет крыльев, и сделать крылья было некому.
Учитель: Ваня, не стоит переживать по этому поводу. Главное, чтобы у человека была мечта. Ребята, а давайте теперь подробнее проанализируем нашу картину. Во-первых, что изображено на картине?
Катя: Этот человек, скорее всего юноша.
Учитель: А что он делает?
Света: По-моему, он летает на крыльях.
Учитель: Что еще вы видите?
Света: Тут два летающих человека. Внизу летает человек постарше, а молодой – намного выше.
Учитель: Как вы думаете, Олеся, что это за крылья у них?
Олеся: Скорее всего, это птичьи перья.
Учитель: Над чем они летают?
Олеся: Не то над рекой, не то над морем.
Учитель: А каким вы видите юношу?
Катя: У него красивое телосложение.
Учитель: А как он летает?
Катя: Он летает красиво, как птица.
Олеся: На картине перья Икара падают вниз, в воду.
Ваня: Светлана Васильевна, давайте я опишу эту картину.
Учитель: Пожалуйста.
Ваня: На картине нарисован Икар с отцом. Оба летают. Отец летает почти у самой воды, правее. У них была задача – летать, преодолеть простор моря. Они впервые в жизни вышли в открытый воздух. Икар ликовал, что летел. Его охватил восторг от этого. Он широко расправил крылья. Лететь было легко, не требовало никаких усилий. Он поднимался все выше и выше. Отец понял, что сыну грозит беда. Он плохо видел Икара, слепило солнце. Икар был уже очень высоко. Отец рванулся вверх, что было сил, взмахивая своими крыльями, но тутже почувствовал, что ему не догнать сына. Тогда он закричал, закричал изо всех сил, но сын его не услышал Воск у Икара начал от солнца плавиться на концах крыльев. Икар не заметил этого. Он лишь радостно подставлял свое лицо солнцу и ветру. Он так и не видел, как ветер вывернул, поставил торчком, а потом вырвал из мягкого воска первое перо, затем второе и третье. И когда он на секунду открыл глаза, то увидел под собой уже целый хоровод орлиных перьев, которые медленно кружась, опускались к морю. А потом все произошло мгновенно. Он падает. Обхватил руками голову и закричал в последний раз. И тут же ударился грудью о воду.
Учитель: Хорошо, очень хорошо, Ваня, молодец! Вкратце рассказал ты нам содержание картины. Таким образом, на картине нарисован момент падения Икара в воду. Вы видите, как перья орлиные летают во все стороны. Икар падает в воду. Отец все это видит, но ничего уже нельзя сделать. Еще раз повторяю, Ваня у нас молодец. Нашел самостоятельно нужную литературу. Кстати, как называется эта книга?
Ваня: Это – «Метаморфоз» Овидия.
Учитель: Да, действительно герои Овидия – герои известных легенд античного мира. Удивительно красивая легенда. Как вы думаете, а может и в самом деле жил когда-то такой великий архитектор и скульптор Дедал и его сын Икар? Ведь лабиринт на острове Крит, строительство которого Овидий приписывают ему, действительно существует. Может быть, и в самом деле он построил крылья себе и сыну?
Коля: Светлана Васильевна, полететь, конечно, они не могли, это ясно. Воск – материал не подходящий, не прочный. Правильно?
Учитель: Но может быть что-то было все-таки?... А?
Все молчат. Я всех обвела взглядом, но не выдержала.
Учитель: Конечно, было! Мечта была.
Ребята все начали обмениваться друг с другом улыбчивым взглядом. Кто-то засмеялся.
Ребята: Ну, конечно же, это легенда. Ребята хлопали друг друга по плечу.
Учитель: Пусть солнце растопило крылья Икара, мечту Икара и его отца утопить или низвергнуть было невозможно. Многие повторяли полет Икара в своих мечтах. Но находились мечтатели, которые хотели повторять его в жизни.
Конечно, мечта не может унести человека к звездам в буквальном смысле, но и уйти в такой полет без мечты нельзя. Как, например, из воды не выстроить дорогу, но нельзя замесить без воды бетон для того, чтобы ее выстроить. Вот почему мечтатели всех веков и стран могут с гордостью сказать: «Мы тоже строители, мы тоже строили дорогу на космодром!».
Ваня: Кстати, Светлана Васильевна, у Овидия и другой легендарный герой Фаэтон, взметнувший свою колесницу в небо, был сбит молнией разгневанного бога Юпитера.
Учитель: Да, Ваня, ты прочел и это, молодец! Есть и другие истории. Например, такая старая кинохроника прошлого века.
Какой-то парижский портной тоже сшил себе костюм-парашют и захотел тоже стать Икаром. Немолодой уже, смешной человек, в нерешительности топчется, переминается с ноги на ногу на перилах верхней площадки Эйфелевой башни, наконец, решается и прыгает вниз. С земли другой киноаппарат снял маленький черный комочек, стремительно несущийся к земле. Не раскрылись его крылья
Марина: Я читала, как Фирдоуси пишет о человеке, решившим завоевать Солнце, Луну, Небо. Надо же, какой характер был у человека!
Слайд 3.
Учитель: Да, действительно, Марина, персидский поэт Абуль Касим Фирдоуси в одном из его сюжетов «Шахнаме» шах Кей-Каус, составив упряжку из четырех орлов, летит завоевать небо, луну и солнце. И еще. В одной из библиотек нашли довольно странный эпос неизвестного поэта, герой которого – Этана – летал на выкормленном им орле. Сначала он поднялся не очень высоко, в обиталище бога Анну, потом – повыше, где жила богиня Иштар. Все приключения Этаны происходили 5 тысяч лет назад
Слайд 4.
Думаю, вы, ребята, немного переутомились. Нам необходимо немного отдохнуть. А давайте проведем физкультминутку
Ребята представляют, что у них оказались крылья. И они начинают летать (имитируют разные движения руками и ногами).
Учитель: «Древнегреческий поэт и мыслитель Овидий (43 до н.э. – около 18 века н.э.) изложил в «Метаморфозах» миф о Дедале, великом скульпторе и архитекторе. Будучи «добровольным» пленником царя Миноса, он вместе со своим сыном Икаром сконструировал крылья из перьев, скрепленных воском. Отец рекомендовал сына не забираться слишком высоко и не опускаться через чур низко. Благополучно взлетев и покинув остров Крит, Икар не послушался совета и направился к Солнцу.
Слайд 5.
Соседство палящего
Крыльев скрепление – воск благовонный – огнем размягчило;
Воск, растопившись, потёк
Икар рухнул вниз и погиб. В этом мифе Дедал показан как истинный ученый, осторожно ищущий новый путь, а Икар – как мечтатель. Идущий на смертельный риск ради мгновенного достижения цели» [Энциклопедия, 238].
Икары, икары. Сколько их было этих икаров? Их не счесть. Икар не был первым, но все же стал символом стремления в небо. Миф о нем по сей день вдохновляет художников, поэтов, ученых и простых людей уже сколько тысячелетий. Икара можно считать нулевой точкой в отсчете века авиации и космонавтики. Икары – первые герои нашего космического календаря.
Что еще нужно отметить? В чем суть этих легенд? Одни бросали беспечного крылатого мальчика навстречу солнечным лучам. Другие старались объяснить, что это за лучи, что их рождает. Тут главная миссия литературы – рассказывать, прежде всего, о человеческой натуре. Сюжеты фантастические, но по духу совсем иные. Их фантастика была лишь формой выражения собственных представлений.
Спасибо вам, ребята, за такую оживленную беседу! Думаю, она родила в вас что-то доброе. Наверное, каждый из вас, помечтал о крыльях, о возможном полете в космос.
Слайд 6.
Поэтому я приготовила для вас домашнее задание. Ребята, попробуйте дома нарисовать на бумаге красками композицию «Падение Икара» в вашем представлении
На следующем занятии мы продолжим тему космонавтики. А для этого очень надеюсь, что вы также активно продолжите чтение литературы о космосе. Особенно рекомендую вам еще раз прочитать «Энциклопедию для детей (Космонавтика)».
Слайд 7.
Благодарю за хорошую работу! Спасибо! До свидания!
13PAGE 15
13PAGE 14115
15