Интегрированный урок природоведения и чтения для 3 класса «Части растений в природе и сказке»
Интегрированный урок природоведения и чтения
« Части растений в природе и сказке» (3 класс, I вид)
Учитель начальных классов Любимова О.В.
Задача: закрепить знания о частях растений, используя межпредметные связи.
Цель: формирование у воспитанников универсальных учебных действий:
личностных (воспитание положительного отношения к учебной деятельности, оценка характеров и поступков героев произведений);
коммуникативных (развитие произносительных навыков, связной монологической и диалогической речи воспитанников с нарушенной слуховой функцией, восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи);
познавательных (выделение общего и частного в изучаемых объектах, установление причинно-следственных связей между событиями);
регулятивных (удерживание цели деятельности до получения её результата, анализ собственной работы и работы одноклассников).
Ресурсы: таблица «Кроссворд – части растений», образцы плодов, презентация «Необычные плоды», тетради по природоведению, учебники для чтения, образцы высказываний на табличках.Ход урока
Деятельность учителя Деятельность воспитанников УУД
Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)
(организационный момент)
-Ребята, встаньте, поздоровайтесь.
-Какое сегодня число?
-Оля, спроси у Дани, Какой сегодня день недели.
-Денис, спроси у Даши, какой сейчас урок.
-Спросите у меня, что мы будем делать сегодня на уроке.
- Мы поговорим об осени, об изменениях в природе, в жизни растений, вспомним интересную сказку.
(речевая зарядка)
-Будем правильно говорить.
-Посмотрите, кто к нам пришёл?
-Незнайка подготовился к уроку и написал для нас приметы осени. Давайте прочитаем, правильно ли он сделал.
- А какие вы знаете приметы осени?
-Здравствуйте!
-Доброе утро!
-Даня, какой сегодня день недели?
-Даша, какой сейчас урок?
-Ольга Валентиновна, что мы сегодня будем делать?
Чтение с доски слогов, слов и предложений:
сте – стебель
асте – растение
сти – части
ист – лист
Стебель и лист – части растения.
-Незнайка.
Чтение примет и выбор верных. (Прилетают птицы, часто идут дожди, погода жаркая, холодно, ветер наметает большие сугробы).
-Дни короче, а ночи длиннее.
-Листопад.
-Люди убирают урожай.
К П Р
Поисковый этап (15 мин.)
-Многие поэты описали приметы осени в стихах. Предлагаю вам вспомнить и посоревноваться в чтении четверостиший.
-Давайте похвалим друг друга.
-Действительно, осенью внешний вид растений меняется, опадает листва, травы и цветы увядают. Но мы с вами знаем, что все растения состоят из определённых частей. Я предлагаю вам решить кроссворд.
- Все части растения связаны, посмотрите, что обозначают этот рисунок (стрелками обозначены обменные процессы растения). Это будет ваше первое домашнее задание.
Физминутка «Огород»
-Предлагаю вам поиграть. Нужно определить на ощупь плод из корзинки и рассказать, какую часть растения люди употребляют в пищу.
- В природе встречаются необычные плоды. Они могут вырасти сами или с помощью человека. Давайте посмотрим на экран.
-Молодцы, узнали все плоды. Ещё одно домашнее задание – подготовить загадку об овощах или фруктах. Девочки читают хором четверостишье, а мальчики аплодируют им.
И наоборот – девочки слушают и аплодируют мальчикам.
-Садик мой весёлый,
Где твои цветы?
Под дождём осенним
Изменился ты.
-Осень землю украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
Отгадывание слов в кроссворде «Части растения»
Дети рассматривают схему движения воды в частях растения.
Выполнение движений с проговариванием стихотворения:
-Мы картошки накопали,
Огурцы с гряды собрали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко
И в корзинке от земли
Всем подарки принесли.
Воспитанники определяют овощи и фрукты и называют , какая это часть растения.
Просмотр презентации «Необычные плоды». К П Р Л
Практический этап урока (10 мин.)
- Ребята, вспомните, что это за слова: вершки, корешки. В каком произведении они нам встречались?
-Вспомним сказку, поиграем. «Что сначала, что потом?»
Физминутка «Репка»
-Почему же герои сказки ссорились? Давайте вспомним, какой характер был у Мужика? У Медведя?
-А теперь посмотрим, какие вы внимательные. Откройте книги, прочитайте сказку про себя и сосчитайте, сколько раз повторяется слово «корешки», а сколько раз слово «вершки»?
Что вкусное приготовил Мужик из пшеницы?
-Ещё одним домашним заданием будет пересказ сказки. -Это сказка «Мужик и медведь»
Чтение предложений и определение последовательности событий:
-Сначала была осень, а потом лето?
-Сначала мужик и медведь дружили, а потом ссорились?
-Сначала сажают семена, а потом собирают урожай?
-Сначала Мужик посеял пшеницу, а потом репу?
-Сначала репу едят, а потом моют?
Дети в кругу, бросают друг другу репку – мячик.
-Мужик – трудолюбивый, весёлый, хитрый.
-Медведь – ленивый, злой, глупый.
Чтение сказки, выполнение задания.
-Мужик приготовил блины. Р П Л К
Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.)
(закрепление материала)
-А теперь нужно вспомнить, какие задания я предлагала и выбрать домашнее задание.
-Денис (Оля, Даня, Соня, Никита, Даша), какое домашнее задание ты будешь выполнять?
(итог урока)
-Молодцы, давайте похвалим друг друга.
-Я буду рассказывать о растении.
-Я подготовлю загадку.
-Я хочу пересказать сказку.
-Денис, ты хорошо говорил.
-Даша, ты правильно отвечала.
-Оля, ты мне помогала.
-Никита, ты верно отвечал на вопросы… Р К Л