Урок русского языка и природоведения (интегрированный) для 4 класса


В работе представлен интегрированный урок русского языка и природоведения в 4 классе ( программа «Школа России»). Решается проблема: почему их так назвали: снегирь, зяблик, козодой, горихвостка, кукушка?» Урок направлен на расширение знаний об этимологическом происхождении слов. Урок комбинированный. Наряду с традиционными видами работы используется работа в парах сменного состава. Для активизации познавательной деятельности используется занимательный и наглядный материалы, постановка проблемной ситуации. Урок требует предварительной подготовки для учащихся: сообщения о птицах.

Интегрированный урок: русский язык + природоведение по теме: "Падежи и падежные окончания существительных 1–3 склонений и "Птицы леса" 4 класс
Власова Марина Николаевнаучитель начальных классов, МБОУ "Гимназия № 12", г. Ленинск-Кузнецкий, , Кемеровская обл.
Тема (русский язык): Падежи и падежные окончания существительных 1-3 склонений.
Тема (природоведение): Птицы леса.
Проблема: Почему птиц так назвали: снегирь, зяблик, козодой, горихвостка, кукушка?
Цели:
Развитие умения определять падежи существительных.
Формирование навыка правописания окончаний в данных падежах.
Развитие творческой мыслительной деятельности.
Развитие кругозора детей, обогащение знаний о птицах.
Расширение знаний о возникновении слов, привить интерес к родному языку.
Оборудование:
Картинки птиц (снегирь, зяблик, козодой, горихвостка, кукушка);
Карточки на каждую парту для работы в паре по определению падежей, сообщения о птицах.
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня будет не совсем обычный урок, более объемный, чем обычно. Поэтому будем более внимательными, чем обычно.
Послушайте загадку, отгадкой будет тема сегодняшнего урока.
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку.Длинный клюв и два крыла.Прилетит – плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это … (птица).
Разговор пойдет о птицах, населяющих наши леса, а точнее, выясним, откуда и как произошли названия некоторых птиц.
Люди попросту не знают, –Вот попробуй объясни, – Почему же не линяютОт воды в реке лини?Нет, не зря все так назвали –Сам подумай и пойми,Чтобы мы с тобою сталиЛюбопытными людьми.
А для начала разомнем руку (массаж для кистей рук).
II. Минутка чистописания.
На доске:
ВввВ.сток в.кзал в.гон
– Какие слова записаны?
– Какие буквы пропущены?
– Как одним словом назвать эти слова? (Словарные)
– Поработаем с такими словами.
III. Словарная работа.
Отгадывание загадок, запись отгадок с комментированием.
Маленькая птичка с серовато-коричневым оперением, обычно живущая около жилища человека. (Воробей)
Как в переносном смысле называют болтливого человека? Трещит как… (Сорока)
Птица с черным или серым оперением. А в переносном значении рассеянный, невнимательный человек. (Ворона)
Крестьянское селение, сельская местность. (Деревня)
Этот месяц год кончает, зиму начинает. (Декабрь)
Холод, стужа. (Мороз)
Одна из четырех сторон света и направление, противоположное югу, антоним слова юг. (Север)
– Попробуйте, употребляя эти слова, составить несколько предложений на тему “Птицы зимой”.
IV. Постановка проблемы.
– Ребята, а почему ворону назвали вороной? Почему птиц называют “воробей”, “сорока”? Задумывались?
Людям издавна интересно, откуда возникли названия различных предметов, откуда появилось то или иное слово. Вот, например, слово “кукушка”.
Как думаете, почему ее так назвали?
На доске иллюстрация кукушки, запись:
Чехи – кукачаБолгары – куковицаНемцы – кукукФранцузы – куку
Румыны – кук– Прочитайте, как называют кукушку в разных странах?
– А почему?
– Это название птицы в русском языке возникло из звукоподражания, то есть по тем звукам, которые кукушка произносит, издает: “ку-ку”.
– Послушаем краткие сведения о кукушке.
Заранее подготовленный ученик читает сообщение о кукушке.
V. Работа с текстом.
На доске записан текст.
Названия птиц появились не случайно. Русский народ обращал внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давал птиц… название.
– Прочитайте текст.
– В каком падеже употреблено существительное “птице”?
– Какое окончание будет у этого существительного?
– Докажите.
VI. Работа в парах.
– Поработаем в парах. Поупражняемся в определении падежей, склонений, окончаний имен существительных.
Работа в парах по двусторонним карточкам.
Образец:
1-я сторона 2-я сторона
по совест…
на площадк…
от избушк…
в трамва… 3 склонение, окончание –и, Д.п.
1 склонение, окончание –е, П.п.
1 склонение, окончание –и, Р.п.
2 склонение, окончание –е, П.п.
VII. Запись под диктовку. Работа с предложением.
Ученик записывает на доске предложение.
Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму.
– Определите главные члены предложения.
– Определите части речи.
– Выпишите словосочетания.
– Определите падеж существительных.
– Найдите однокоренные слова. (Снегирь, со снегом)
– Почему эту птицу так назвали?
Суждения детей.
– Здесь главным в выборе птичьего имени оказалось время прилета этой птицы.
На доске иллюстрация птицы. Ученик читает сообщение о снегире.
VIII. Рассуждения о том, почему так назвали птиц.
На доске запись: Зяблик, козодой, горихвостка и иллюстрации данных птиц.
– Откуда, почему эти птицы получили такие названия?
Рассуждения детей.
Информация для учителя:
Зяблик совсем не зябнет. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, как говорят в народе “зяблое” время. Поэтому и назвали его зябликом. Название этой птице дано по времени отлета.
Козодой – небольшая серовато-бурая птичка. Неужели она умеет доить коз? Козодой днем скрывается, а с наступлением темноты вылетает на охоту. Возвращается вечером стадо животных в деревню. Из-под ног животных вылетят вспугнутые насекомые, а птичка тут как тут. Рот у нее огромный, как сачок. Много мошкары попадает туда. Люди думали, что птичка прилетает коз доить. Из-за этих глупых выдумок прогоняли полезную птицу. А козодою молока не надо, ему насекомых подавай! Но название птицы так и осталось.
Горихвостка. Эта птица получила свое название из-за своего оперения. У нее очень интересный хвост. Он красного цвета и все время подрагивает, будто горит.
Ученик рассказывает стихотворение.
Не подумай, будто спичкаЗагорелась под кустом, –Это птичка-невеличкаПод кустом трясет хвостом.Перья огненного цветаСолнце ярко озарит –Сразу кажется, что этоГорихвостки хвост горит.
IX. Письменные ответы на вопросы.
– Кто какие сведения о птицах запомнил? Отвечайте краткими ответами, словосочетаниями, либо предлог +существительное, либо глагол +существительное.
Обучающийся, ответивший на вопрос, выходит к доске, записывает словосочетание, выделяет окончание, определяет падеж.
О какой птице говорится в одной из басен И. Крылова? В ней есть слова: “Уж сколько раз твердили миру…”. (О вороне)
Кого хвалил петух в одной из басен Крылова? (Хвалил кукушку)
У кого из птиц, названных сегодня, очень интересный хвост. (У горихвостки)
Как называли птицу, которая совсем не зябнет? (Назвали зябликом)
У кого огромный рот, ему молока от коз не надо, ему насекомых подавай. (У козодоя)
X. Итог.
– Ну вот, оказывается:Не зря все так назвали, – Сам подумай и пойми,Чтобы мы с тобою сталиЛюбопытными людьми.
Литература.
Журналы “Юный натуралист”
В.П. Герасимов “Животный мир нашей Родины”: Пособие для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 1985.
Б.Е. Райков, М.Н. Римский-Корсаков “Зоологические экскурсии”.