Урок по литературе на тему Давайте вместе думать о России! (10 класс)















Урок литературы
(10 класс)


«Давайте вместе думать о России!»
(Жизнь и творчество Е.Г. Гущина)










Автор: Сапрыгина Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы








Цель:
обогатить знания учащихся сообщением о литературе родного края;
расширить кругозор детей новыми знаниями о нашем земляке, писателе Е.Г. Гущине;
помочь детям представить личность и творческую судьбу писателя;
развивать умение выразительно читать прозаический и стихотворный тексты;
развивать логичность, осмысленность речи при высказывании своего мнения от увиденного и услышанного на уроке;
воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование и наглядный материал:
портрет Е.Г. Гущина,
книжная выставка "Поэты Алтая",
мультимедиа проектор,
компьютер.
Оформление доски:
Давайте вместе думать о России! (Жизнь и творчество алтайского писателя Е.Г. Гущина).
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Горы Алтайские гордо стоят, Степи собой защищая, И над тайгой золотою горят Зори родного Алтая. Есть ли на свете такой уголок, Где бы я ни был, - не знаю. Только, пожалуй, найти я не мог Лучше Алтайского края. Волны пшеницы, как моря прибой, Плещут от края до края. Ясных озер здесь простор голубой – Будто бы небо Алтая.
К. Далёкий.
Алтай - жемчужина Сибири. Он богат лесами, горами, реками, озёрами, плодородными землями, но самое главное - людьми. (Слайд 2-6.) Много известных людей – выходцы с Алтая: Г. Титов, М. Калашников, М. Евдокимов, В. Золотухин, А. Панкратов-Черный.(Слайд 7-11.)
Алтай славится и литературными талантами. Писатели и поэты Алтая: В. Шукшин, Г. Егоров, Г. Панов и другие. (Слайд 12-14.) Каждый в меру своего таланта, удивительно бережно отражали в своём творчестве и духовные подвиги людей во имя лучшего будущего для своих детей, и горькие разочарования целого поколения, и мысли и чаяния современного человека. Художественными средствами они воссоздавали и воссоздают свою эпоху, вылепливали и вылепливают образцы населяющих её людей. Всё, что написано нашими поэтами и писателями в разные годы, не устарело и по прошествии десятилетий.
В рамках регионального компонента с творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?
На сегодняшнем нашем уроке мы продолжим говорить о творчестве Е.Г. Гущина. А эпиграфом к нашему уроку будут стихотворные строки Игоря Пантюхова, посвященные Гущину: «Газетчик, путешественник, охотник, Крещённый трудной жизнью человек.» Как вы думаете, о чем мы будет сегодня говорить на уроке?
(Запись в тетради темы урока: Давайте вместе думать о России! (Жизнь и творчество Е.Г. Гущина).
Слово о Евгении Геннадьевиче Гущине.
Сообщение "биографа". (Слайд 15-39.)
Слово В.Д. Соколову, другу писателя.
Стихи, посвящённые памяти поэта Е.Г. Гущина.
(Подготовленные учащиеся читают стихи Владимира Башунова «Прощание с озером» (Слайд 40-41.), Игоря Пантюхова «Шестидесятый перевал» (Слайд 42-43)).
Творчество Евгения Геннадьевича Гущина.
Учитель: Творчество – отражение жизни писателя. Однако не только отражение, но и осмысление. "...Сколько лет прошло с тех пор, сколько других мест довелось мне повидать: и Байкал, и Иссык-Куль, и Телецкое озеро, и Тянь-Шань с его поднебесными вершинами и голубыми елями, где проходили мои альпинистские маршруты. Видел лотосовые озера Китая, жемчужные горы Кореи, но прекраснее родных мест не встречал. Ая в памяти живет крепко и тянет меня туда невыносимо», - говорил Гущин. (Слайд 44.)
Во всем своем творчестве писатель остался верен главной теме отношения человека с природой, любви мужчины и женщины, борьбы добра со злом. Природа – это дом, а дом – это и земля, и родина, и память, и те нравственные принципы, которые отличают человека. Совесть, честность, правда, добро - те нравственные критерии, которыми он проверяет своих героев. (Слайд 45.) (Учащиеся записывают в тетради.)
IV. Анализ рассказа «Красные лисы».
Вопросы для обсуждения:
- Кто главные герои рассказа?
- Какова тема рассказа?
- Чем для Ивана была работа? А поле? (Работа главное в жизни. Ивана она одухотворяет, становится сродни творчеству. Иван считает работу на поле самым главным для себя занятием и, самое главное, святым.)
- Какой по характеру Иван? (Это возвышенный, благородный человек.)
- Какие отношения связывают его с Верой? (Отношения трогательно-застенчивые, как букетик ромашек, что дарит девушке Иван. Эта любовь раскрывает в Иване таившуюся под спудом до поры до времени способность тонко чувствовать прекрасное. Для него вдруг открылся мир музыки, и он стал понимать симфонии. “Уши открылись. Да что там уши! Глаза и те по-новому видят. «И вот это полюшко с малолетства знаю, а только недавно разглядел, какое оно красивое”. Оказывается, не только поэтам нужны музы, чтобы жизнь для них наполнилась новым светом, обрела смысл.)
- Почему герои не смогли быть вместе? Как это их характеризует? (Герой рассказа, как и его любимая, находит в себе силы отказаться от этой любви, и в этом решении тоже проявляется благородство этих достойных друг друга людей. Не может любовь оплачиваться чьим-то страданием.)
- Почему рассказ называется «Красные лисы»?
V. Инсценировка сцены расставания Ивана и Веры.
VI. Итог урока.
- Что мы узнали о Гущине как о человеке? Как о писателе?
- О чём заставил вас задуматься сегодняшний урок?
Надо любить свою "малую" родину и не стесняться места, где ты родился.
Уметь радоваться красоте окружающей жизни.
VII. Домашнее задание
Написать небольшое сочинение-размышление о прошедшем уроке.
VIII. Прослушивание русской народной песни «Ой, то не вечер, то не вечер» (любимая песня Е.Г. Гущина).
15