Урок природоведения во 2 классе: Моя Родина – Украина


Урок природоведения в 2 классе по теме:
Моя Родина – Украина.
Цель: формировать первичное представление об Украине как независимом государстве, осознание своей принадлежности к стране, желание познавать особенности ее природных условий; организовать коллективный рассказ об Украине; воспитывать гражданские чувства, интерес к познанию богатой истории страны, желание изучать государственные и народные традиции.
Оборудование: карта Украины, карточки, учебники И.Грущинской, презентация к уроку, компьютер, медиа - проектор.
-13447133244
Ход урока
Организационный момент:
-Встаньте ровно, подтянитесь.
-Добрый день! – и улыбнитесь.
Вы, девчонки и мальчишки,
На столах проверьте книжки, ручки и карандаши – вы уже не малыши.
Молодцы, ученики! Садитесь, девочки и мальчики!
Мотивация учебной деятельности
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в интересное путешествие на корабле. Используя предложенные геометрические фигуры, составьте, пожалуйста, корабль (слайд 1).
Представьте, что наша классная комната – это большой корабль. А наши парты – это комфортабельные каюты, где можно работать, читать, рисовать. Стол учителя – это капитанский мостик, а вы – юнги. На нашем корабле существуют свои законы и порядки. Какие?
А знаете ли вы, как называется наш корабль? Узнать сможет тот, кто отгадает ребус (слайд 2).

Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово

(Украина, страна, народ, герб, Киев, земля, гимн, верба, калина, флаг, Днепр, родной край, государство, президент, столица, украинский язык)Сообщение темы и цели урока
Посмотрите на оформление, расшифруйте слово и сформулируйте тему урока (слайд 3).
С К Л А В 2
Т А Р Л Д 3
У П Р Н Е 1

Б П Л О К Н Д 6
Ж З К Л И П 5
М И Р А В 4

Ю Д В О Л Е А П 7

Моя Родина – Украина (слайд 4).

О чем мы сегодня поговорим, вы узнаете, если сумеете найти слова, связанные с Украиной. Читать слова можно по вертикали и горизонтали.
г о г и м нд е к и е в рнро фл а г е
б м г ж цшпк а л и на рДнепр, калина, герб, флаг, гимн, Киев

Первичное восприятие и осознание нового материала
Минутка наблюдений.
- Итак ,задачи нам ясны, можно отправляться в путь. Но прежде, обратимся к синоптикам и узнаем погодные условия!
- Какой сегодня день?
-Какое небо, погода?
- Есть ли ветер?
- Есть ли осадки?
Зная погодные условия, мы начинаем наше путешествие.
Физминутка «Теплоход»
От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он шагнул назад сначала
А потом шагнул вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Как – то заспорили дети, какая дорога на Земле лучшая?
- К магазину, - там есть конфеты.
- Нет, к школе, - там есть дети.
- Нет, к реке, - там можно купаться.
- Нет, в сад, - там много фруктов.
- Нет, к друзьям, - с ними весело играть.
Мама послушала их спор, улыбнулась и сказала:
- Домой дети, к родной земле!
Посмотрите на иллюстрации в учебнике и скажите, какие значения имеет слово земля. Откройте учебники на странице 1 сот 1 дес и 4 ед Земля
планета почва Украина
Как думаете, о каком значении земли мы говорим сегодня?
Вывод: о земле, на которой мы родились, родились наши родители – об Украине.
Родной край, Украина, Родина, Отчизна – простые прекрасные слова.
Украина – это широкие просторы (слайд 5), вербы у реки (слайд 6), зеленые леса (слайд 7), высокие горы (слайд 8), извилистые реки (слайд 9), голубое небо (слайд 10), синие моря (слайд 11), бескрайние поля (слайд 12), сочные луга (слайд 13), обрывистые берега (слайд 14). Все это наша Украина.
А какие стихотворения об Украине вы знаете?
Жура-жура – журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
-Лучше нет родного края!
Ми живемо в Україні,
Де в степу, із краю в край,
На добро усій країні
Визріває урожай.
Де пшениця достигає
Колосиста, золота,
Де неначе море, грають
І шумлять густі жита.
Красивий, щедрий рідний край.
І мова наша – солов’їна.
Люби, шануй, оберігай
Усе, що зветься … Україна!
Мій край чудовий – Україна!
Тут народились ти і я.
Тут над ставком верба й калина,
Чарівна пісня солов’я.
А почему некоторые дети читали стихотворения на украинском языке?
В мире живет много народов. Скажите, как узнать украинцев среди других народностей?
Правильно, каждая страна имеет свои государственные символы, назовите государственные символы Украины (слайд 15).
Флаг Украины – сине желтый. Желтый цвет – это цвет хлеба, жизни, а синий – цвет неба, мира.
Герб Украины – тризуб – символ власти. Число три всегда считалось сказочным, волшебным. В тризубе отображено триединство жизни. Это – отец, мать и ребенок, которые символизируют силу, мудрость, любовь.
Гимн – торжественная песня, которую слушать надо молча, с гордо поднятой головой.
Кроме государственных, есть и народные символы. У канадцев - клен, у русских – березка. Предлагаю вам поработать в группах, собрать пазлы и назвать эти народные символы (слайд 16) (калина, чернобривцы, венок, верба, рушник, подсолнух).
Осмысление знаний.
Во время нашего путешествия на небе появилась странная облачность. Сильный ветер разорвал облака и перепутал их части.
Составьте пословицы из предложенных слов(слайд 17).
Всякому мила своя сторона.
Где родной край, там и рай.
Без вербы и калины нет Украины.
Работа в группах
Посмотрите, пожалуйста, что я нашла за бортом нашего корабля.
В сундуке - письмо от пиратов. Они пишут, что если мы не хотим, чтобы захватили наш корабль, необходимо выполнить задания. Возьмите конверты на партах, ознакомьтесь с заданиями и выполните их.
1 гр. Найдите флаг Украины.
2 гр. Найдите герб Украины.
3 гр. Назовите народные символы. (Калина, герб, подсолнух ,гимн, венок, верба, флаг.)
4 гр. Назовите государственные символы. (Калина, герб, подсолнух, гимн, венок, верба, флаг).
5 гр. Заполните таблицу

Народные символы




6 гр. Заполните таблицу
Государственные символы



Как вы думаете, смогут ли пираты захватить наш корабль?
Обобщение и систематизация знаний.
Давайте, ребята, покажем пиратам какие мы дружные, умелые.
Физпауза «Украина, мы твоя надежда»
Путешествие подходит к концу, и нам необходимо заполнить борт – журнал.
Тест. Выберите и обозначьте народные символы Украины.
Растение 2. Животное
Л) акация о) орел
К) калина и) журавль
М) ромашка у) олень
3. Писатель 4. Природный объект
Ж) А.Пушкин б) гора Эльбрус
Е) Т.Шевченко в) река Днепр
З) К.Чуковский г) пустыня Сахара
Кодовое слово – Киев (слайд 18).
Какое кодовое слово прочитали? Какую связь заметили? Покажите Киев на карте Украины. А какие еще города знаете? (слайд 19,20,21)
Подведение итогов.
Давайте, друзья, подведем итоги и завершим наше путешествие. Я предлагаю сплести украинский веночек – символ веры, надежды, любви. Скажите, что лучшее подарила вам Украина?
Любовь к Родине – это светлые и высокие чувства. И чтобы наша Украина стала процветающим государством, нужно много узнать и уметь. Поэтому старайтесь учиться так, чтобы вами гордились ваши родные, ваши друзья и вся Украина! (звучит песня в исполнении Пономарева)
Мы вернулись на родную землю, нас встречают дети – украинцы. Они хотят, чтобы вы в свободное время назвали элементы национальных костюмов.