Мастер-класс Проектная деятельность в начальной школе
Мастер-класс
Проектная деятельность младших школьников
Учитель нач.классов МБОУ «Гимназия №94»
г.Казань Тимонина Гульнара Ринатовна
Цель: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования и развития мыслительной деятельности его учеников.
Задачи:
Сформировать понятие о творческой проектной деятельности, познакомить с актуальностью и содержанием данной деятельности.
Способствовать овладению умением оказать помощь учащимся в проектной деятельности.
Способствовать привитию интереса к новому виду деятельности детей.
Форма проведения: групповая работа.
Оборудование: мультимедийная презентация, выставка с образцами детских проектов, памятки.
1.Введение.
Слайды
Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. Другими словами, любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
Слайд 2
2. Обсуждение в группах.
- Обсудите в группах такие вопросы:
«Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?»,
«Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?»
Представитель от каждой группы высказывает общее мнение.
Слайд 3
3. Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности.
В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения:
умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности;
исследовательские умения: генерировать идеи; выбирать лучшее решение;
информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях;
технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности;
коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации,
общаться в малых группах, грамотно оформлять необходимые документы, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения;
презентационные умения: выступать перед аудиторией; использовать средства передачи информации;
рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Слайд 4
4. Виды проектов
Существуют различные подходы к классификации видов проектов. В начальной школе используются следующие виды: Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Ролевой проект
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Проект может выполняться индивидуально или группой.
Слайд 5.
Слайд 6.
5. Обсуждение в группах.
- У кого рождается идея проекта?
- Как правило, рождается у учителя. Но он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.
Слайд 7.
6. Обсуждение в группах.
- Как вы думаете, какие роли могут выполнять участники проектной деятельности: учитель, ученик и родители?
Представитель от каждой группы высказывает общее мнение.
- Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.
Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
На всех этапах родители выступают как помощники. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации.
Слайд 8.
Слайд 9.
Как грамотно организовать проектную деятельность?
Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. А как вообще разработать проект? Как грамотно организовать проектную деятельность? Какова структура проекта? На эти вопросы, попробую ответить.
Структура – это некий скелет, основные шаги, следуя которым, мы получим грамотно созданный и правильно организованный проект. Рассмотрим подробно все эти этапы.
1.Постановка проблемы. Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.
2. Тема проекта Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Например, проект называется «Белые розы». Дети рассказывают о том, что название взято из известной песни группы «Ласковый май». Этим они объясняют правомерность выбора названия проекта. Проблема, которая сподвигла к разработке проекта, связана с тем, что один из самых чудесных цветов, преподносимых любимым женщинам, мамам, друзьям, погибает почти сразу. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом – проблема, которая определила название проекта.
3. Цель проекта
После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.Например, в проекте «Чипсовая истина» - определить влияние чипсов на здоровье человека и целесообразность их употребления..
4. Задачи проекта
Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию); задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент); задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше – с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.
5. План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги;
спросить у взрослых;
обратиться к компьютеру;
понаблюдать;
проконсультироваться со специалистом;
провести эксперимент;
другие
В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы).Например, в защите проекта дети рассказывают следующее: «Чтобы собрать информацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек, соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы консультировались со специалистом», – и т.д. При этом дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали.Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала.
Пример 1. В проекте «Чипсовая истина» дети проводили 4 эксперимента:
Определение жирности.
Выложить чипсы на фильтровальную бумагу и согнуть пополам, раздавив образец на сгибе бумаги. Затем удалить кусочки чипсов с фильтровальной бумаги и посмотреть бумагу на свет. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.
Определение наличия крахмала.
Капнуть раствором йода на сухой чипс. Если чипс содержит крахмал, то он окрасится в тёмно-синий цвет. Чем темнее окраска пятна, тем больше крахмала содержится в чипсах.
Определение «солёности» чипсов.
Попробовать на вкус все образцы чипсов и определить степень их солёности.
Определение калорийности чипсов.
Сведения о калорийности взять из информации с упаковки.
Результаты эксперимента
Самые жирные – «Московский картофель»
Самые солёные – «Estrella»
Наибольшее содержание крахмала – «Cheetos»
Самые калорийные – «Московский картофель»
Наибольшее количество различных добавок – «Lays»
Горение чипсов
Поджигаем чипсы, и они начинают потихоньку гореть.Чипсы сухие и там много масла, так что огонь разгорается сильнее.Появляется запах сгоревшей картошки.Результат опыта: чипсы все-таки больше горят, а не плавятся. И горят они очень быстро
Выводы по исследованию были четко озвучены и в доказательство представлены таблицы и графики по итогам экспериментов.
Пример 2. В защите проекта «Запрещающие знаки» вместо исследования было выполнено моделирование. Дети собрали коллекцию запрещающих знаков. Каждый из выступающих (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа .
7. Продукт проекта
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного вами мероприятия, каталог, фильм и т.д. Но в любом случае все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для вас (как для создателей и разработчиков проекта), но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта. К примеру, продуктом проекта «Зимний сад для здоровья и уюта» стал Зимний сад, созданный в учебном кабинете, продуктом проекта «Вырастим тюльпаны для любимой мамы» стали выращенные учащимися тюльпаны. Продуктом проекта «Экологический сундучок» стал «Эколого-валеологический портфель».Продуктом проекта «Школьный театр» стал фильм «Весь мир театр». Таким образом, продукт проекта – это материализованный итог всей вашей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Слайд 10.
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайды 15, 16, 17,18
(приложение 1)
9. Работа с родителями
Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Если выполнение проекта проходит в режиме урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помочь советом, информацией очень важно для поддержки мотивации и самостоятельности ребенка. Можно провести родительское собрание, на котором разъяснить суть метода проекта и его значимость для развития личности, рассказать об основных этапах проектной деятельности и участии родителей в ней, разработать памятки: «Что такое проект?», «Родителям, чьи дети выполняют проект».
Слайд 19
(приложение 2)
10. Обсуждение в группах.
- Как вы думаете, по каким критериям можно оценить успех проектной деятельности детей?
Представитель от каждой группы высказывает общее мнение.
Слайд 20
11. Критерии успеха работы над проектом:
Достижение конечного результата.
Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
Сплоченность участников команды.
Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного.
Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
Слайд 21.
12. Обсуждение в группах.
- Как вы думаете, что даёт работа над проектами?
Представитель от каждой группы высказывает общее мнение.
Слайд 22.
13. Что дает работа над проектом?
- дети беседуют с родителями, учителями, знакомыми, родными;
приносят в класс литературу, анализируют статьи;
делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
посещают местные предприятия;
совершают учебные экскурсии по родному краю;
посещают музеи и другие учреждения культуры;
проводят различные анкетирования и т.д.;
занимаются краеведческой работой.
Слайд 23.
14. Участвуя в проектной деятельности учащиеся смогут научиться:
расширить кругозор в интересующих их областях знаний;
находить источник информации;
извлекать информацию, относящуюся к теме;
планировать работу над проектом;
сотрудничать друг с другом;
доводить начатое дело до конца.
Слайд 24
15. Справочные пособия
Для облегчения работы я разработала для учителей «Методические рекомендации», памятки, а для учащихся – «Дневник работы над проектами» и «Словарь проектной деятельности». Дневник предназначен для организации работы учащихся над индивидуальными и групповыми проектами и охватывает все этапы: от оформления замысла до оценки результатов. Такая организация материала позволяет учащимся, не замыкаясь в рамках определённого предмета, ставить задачи проектной деятельности исходя из своих реальных интересов. Дневник позволяет учащимся понять и соблюдать последовательность действий в рамках работы над проектом.
В методических рекомендациях выдвигаются требования к проектам, критерии оценивания, как выбрать тему, как сформулировать проблему, цель, задачи, как составить план, как подготовить опросы, защиту проекта и т.д.
Слайд 25
(приложение 3, 4, 5, 6)
16. Подведение итогов
Отношение к проектным урокам в подавляющем большинстве положительное. Нет детей, испытывающих негатив по отношению к проектным урокам.
Нейтральное восприятие проектных уроков чаще всего встречается у детей, испытывающих коммуникативные трудности, т.к уроки предполагают работу в команде. А также у детей с низкой учебной мотивацией.
Устойчивость интереса к экспериментальным урокам носит ситуативный характер и зависит во многом от темы и подачи материала педагогом.
Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.
Слайды 26, 27, 28
17. А сейчас вы на несколько минут станете одноклассниками, мы с вами отработаем фрагмент урока-проекта «Госпожа Симметрия»
(приложение 7,8,9)
Заголовок 5Заголовок 815