Мастер-класс Проектная деятельность учителя и учащихся в начальной школе









«Проектная деятельность учителя и учащихся в начальной школе»

(мастер – класс)


Выступление
учителей начальных классов
КГУ «СШ №4 г.Тайынша
Тайыншинского района
Северо-Казахстанской области
Щелкуновой Елены Николаевны
Александровой Людмилы Викентьевны
на секции учителей начальных классов
20 августа 2015 года.








г. Тайынша – 2015г.
Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Меня зовут Щелкунова Е.Н. учитель СШ №4 г. Тайынша и Александрова Л.В. – учитель СШ №4 г. Тайынша
И для нас уже награда – вниманье ваших умных глаз. Мы надеемся, что ваши знания, рука единомышленника помогут выполнить интересные задания.  Разделимся на 3 группы.
Чтобы работа в группе была успешной, будем руководствоваться следующими правилами: 
В группе нет лидеров, все равны. 
Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и
того, что они вместе выполняют проектное задание. 
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. 
Ответственность за конечный результат несут все члены группы. 
Сегодня мы поговорим о проектной деятельности учителя и учащихся начальной школы.
Определите, что собой представляет проект в учебном процессе.
Задание 1
Расшифруйте слово проект
П – проблема, проект, планирование
Р – развитие, рефлексия
О – организованность, опыт, общение
Е – единство, естественность
К – коммуникативность, креативность
Т - творчество, талант
Приоритетной задачей современной школы является создание необходимых условий, которые в полной мере будут способствовать личностному развитию каждого ребёнка. Для формирования активной позиции учащихся в учебном процессе необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс современные технологии.
Одним из эффективных методов является проектное обучение. По сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, проектная деятельность развивает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности. В проектной деятельности происходит процесс групповых взаимодействий, который способствует развитию социальных навыков школьников. Учащиеся приобретают опыт исследовательской творческой деятельности, осуществляется межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие критического и творческого мышления, познавательных навыков учащихся. Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Проектная деятельность предполагает взаимодействие учителя, учащихся, родителей.  При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Учитель должен помнить о принципах, на которых строится любая проектная деятельность.
Принципы в обучении или дидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы школы. Руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности. Если вы помните, к принципам в обучении относятся принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности, принцип доступности, принцип научности, принцип связи науки с практикой.

Задание 2
Сформулируйте принципы, на которых должен быть основан любой проект.

1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

В проектной деятельности происходит взаимодействие учителя и ученика. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Учитель примеряет для себя множество ролей. Они должны быть невидимы для ребёнка, но чётко ведут к намеченному результату.

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы эффективные педагогические условия. Ученик должен овладеть определенными умениями.
При работе над проектом нужно учитывать и постараться избегать «подводных камней».

Задание 3
1 группа - представьте себя на месте ученика, который занимается проектной деятельностью. Каким должен быть учитель для него.
2 группа – представьте себя на месте учителя, сформулируйте умения, которыми должен владеть ученик, занимающийся проектной деятельностью.
3 группа - сформулируйте опасности, которые должен избегать учитель в проектной деятельности.

Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Показателями готовности младших школьников к проектной деятельности выступают следующие умения:
-коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

-интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

-оценочно-самооценочный.


Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить выполнение задания родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

-рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. В учебном процессе структура урока строится в том же порядке – постановка проблемы, определение цели и т.д. Интерактивные приёмы способствуют формированию определённых умений.
Задание 4
Составьте синквейн со словом проект.
Проект
Творческий, исследовательский
Развивает, способствует, проявляет
Проект - это возможность проявить себя
Открытие.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.








13PAGE \* MERGEFORMAT14415




зђ Заголовок 115