Воспитательная и внеурочная деятельность по истории и обществознанию: проблемы, решения, перспективы в условиях внедрения ФГОС.
Воспитательная и внеурочная деятельность по истории и обществознанию: проблемы, решения, перспективы в условиях внедрения ФГОС.
Учитель сегодня не столько тот, кто учит,
сколько тот, кто помогает овладеть
способами, как ребёнку учиться.
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс.
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой и составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации познавательного интереса учащихся.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС мы понимаем образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно она позволяет ребенку выбрать область интересов, развивать свои способности.
И я считаю, что очень важную роль играет именно внеурочная работа по истории и обществознанию.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различнымвидам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в историческом и обществоведческом направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества,
расширение рамок общения в социуме.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей деятельности стали:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют направления организации внеурочной деятельности по истории и обществознанию: общекультурное и духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, гражданско-патриотическое, социальное и проектное направления
Примерные формы внеурочной воспитательной работы педагогов-историков по направлениям предлагаемым ФГОС:
1. Спортивно-оздоровительное:
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физ. минуток.
2. Художественно-эстетическое:
Организация экскурсий, Дней театра и музея, тематических выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Работа исторических и краеведческих кружков;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
3. Научно-познавательное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конференции, деловые, ролевые, интеллектуальные игры;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, КВНы;
Круглые столы, диспуты;
Предметные научные сообщества;
4. Гражданско-патриотическое:
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
Выставки рисунков, плакатов;
Тематические классные часы;
Оформление газет трудовой и боевой славы;
Фестивали патриотической песни;
Вахта памяти;
Митинг ко Дню победы.
5. Общественно-полезное:
Проведение субботников;
Работа на пришкольном участке;
Акции милосердия.
6. Проектная деятельность:
Поисковые и научные исследования;
Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне лицея, района, области;
Разработка проектов к урокам.
Кстати, актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
увеличение числа детей, охваченных внеурочной деятельностью;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
Анализируя стандарты второго поколения и планируя деятельность, я выявила существенную проблему - дефицит программ, адекватных задачам и возрасту учащихся, да и организация и оснащение методического кабинета остается на не высоком уровне.
Дальнейшее развитие внеурочной деятельности и воспитательных систем в ОУ в условиях введения новых образовательных стандартов нуждается в решении ряда проблем, среди которых:
- соблюдение требований ФГОС при организации и реализации внеурочной деятельности, разработке программ с учетом реализации воспитания, социализации и духовно-нравственного развития учащихся;
- интеграция урочной, внеурочной, внешкольной деятельности субъектов образовательного процесса на основе базовых общественных ценностей, как приоритетов образовательной политики государства;
- развитие интеграционных процессов в реализации программ внеурочной деятельности с целью успешной социализации обучающихся;
- поиск и апробация инновационных технологий воспитательной и внеурочной работы в ОУ с целью создания оптимальных условий для достижения качества, определенного ФГОС.
Эти проблемы можно решить следующими способами:
формирование банка программ ( например виртуальный методический кабинет на сайте школы);
использование ресурсов интернет - пространства;
систематизировать курсовую подготовку педагогов, проведение методических занятий и семинаров;
методическое оснащение кабинетов;
обеспечение благоприятной адаптации ребенка в классе, в школе, в обществе;
оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
улучшение условий для развития ребенка;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Вся наша воспитательная и внеурочная деятельность направлена на достижение результатов. При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит не только от усилий педагогов, но и от его собственных усилий, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов.
Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, работая над проектом, не только преодолел сложности, но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации не будет вызывать доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Об этом мы, педагоги часто говорим родителям.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура) отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентность и социокультурная позиция. Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). И совсем другое дело когда школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде, например на внеклассном мероприятии, где не ставятся оценки, дают высказать свое мнение и т.д.
Чтобы реально оценить эффективность внеурочной деятельности, необходима диагностика.
Целью диагностики: выяснить являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт.
Диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития этой личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.
В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.
Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д.. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь я предлагаю использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).
Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков).
В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, т. е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у педагога гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам успешно внедрять федеральные государственные образовательные стандарты:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).