Коррекционно — логопедическое занятие для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида

логопедическое занятие в 4 классе «В гостях у Федорушки».

Задачи: Развивать внимание, фонематический слух, воспитывать речевую и познавательную активность, самостоятельность. Учить осуществлять операции анализа, синтеза, обобщения. Формулировать связные высказывания. Формировать учебную мотивацию.

Цели:

Образовательная – формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков (планировать собственную деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, уметь воспринимать и логически перерабатывать учебную информацию); обучение школьников построению умозаключений выявляющих причино – следственные, пространственные временные связи в наблюдаемых явлениях и объектах; развитие речи; обучение сложным формам фонематического анализа и синтеза слова; расширение кругозора школьников; воспитание познавательной активности.

Коррекционно – развивающая - расширение и обогащение лексического словарного запаса учащихся параллельно с расширением представлений об окружающей действительности; формирование познавательной деятельности учащихся (мышления, восприятия, внимания, памяти, представлений); развитие мелкой моторики, звукового внимания; формирование артикуляционных укладов в работе с отдельными звуками; развитие артикуляционной моторики.

Воспитательная – воспитание культуры речи, желание говорить слова правильно; привитие навыков аккуратности и эстетичности.

Оборудование:



Ход занятия

Психолог. Здравствуйте! Пусть тихо сядут те дети фамилии которых начинаются со звуков (И), (М), (П), (К) и т.д.
Ребята сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в Страну сказок – это удивительная волшебна страна. Кто побывает в этой стране, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Но прежде чем отправиться в путешествие, я думаю, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.
- Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, слегка надавливая на него.
- Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга.

- Тёплыми разогретыми руками быстро потрите щёки.

- Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке.

- Сожмите руки в кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю сторону предплечья.

Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения. Волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнёмся и скажем друг другу добрые слова.
Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.
(Звучит аудиозапись).

Итак, мы отправляемся в страну сказок, а кого мы там увидим это сюрприз.
Ребята а давайте пригласим в наше путешествие Ольгу Алексеевну.

Логопед. Спасибо, ребята! Я с удовольствием приму участие в вашем сказочном путешествии. Но прежде чем оправиться в Страну сказок мы должны помочь одному персонажу из сказочной страны, а вот какому отгадайте:

Ах, вы бедные сиротки мои,
Утюги да сковородки мои.
Вы вернитесь – ка, немытые, домой.
Я помою вас водою ключевой

Вы узнали кто это? Из какой сказки этот персонаж? Кто написал эту сказку? Что случилось с Федорой?

Дети. Она была неряха от неё убежала посуда.

Логопед. Ребята! Жила Федора в волшебной стране сказок К.И. Чуковского. Да только была такая неряха, что даже посуда от неё убежала. И тогда её соседи из других сказок прогнали её из этой Волшебной страны. Вернуться в Волшебную страну сказок она может только если выполнит трудные задания, но одной ей никак не справиться.
Ребята, давайте поможем Федоре выполнить задания, чтобы она стала доброй, опрятной и смогла вернуться в свою сказку!

Психолог. Прежде чем отправиться в путешествие по Волшебной стране сказок, я вам напоминаю, что мы поможем Федоре вернуться в свою сказку только тогда, когда правильно выполним все задания.
Готовы?

Логопед. Итак, открываем первую страницу.
Ребята здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр» - умывальников начальник и мочалок командир.

«Мойдодыр» любит, чтобы все дети были чистыми, опрятными и просит назвать ему предметы, которые являются его помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите их.

А В Г М Ы Л О Х Ф Ц М О Ч А Л К А
И Р Ф П О Л О Т Е Н Ц Е

(уточнить особенности произношения согласных, гласных)

(работаем сразу с тремя словами)

Логопед. Нашли и назвали первое слово (МЫЛО). Записали.

Назовите сколько букв с лове мыло, а звуков.
Подчеркните согласные звуки (назовите), гласные звуки (назовите).
Нашли и записали следующее слово (МОЧАЛКА)
Назови сколько букв, звуков в этом слове.
Назови и подчеркни согласные, гласные.
Нашли и записали слово ПОЛОТЕНЦЕ.
Назови сколько букв, звуков в этом слове.
Назови и подчеркни согласные, гласные.

9. А теперь давайте разделим на слоги слово МЫЛО. (ХЛОПКАМИ)(один уч – ся у доски делит).

10. Аналогичная работа проводится с словами МОЧАЛКА, ПОЛОТЕНЦЕ.

11. А теперь давайте поставим ударение в этих словах. Я буду произносить слово, а Вы цифрой будете показывать на какой слог падает ударение.
(МЫ – ЛО – на 1 слог цифра 1;, МО – ЧАЛ – КА - на 2 слог; ПО – ЛО – ТЕН – ЦЕ - на 3 слог)

Ребята, а теперь среди данных слов выберите то где согласный звук произносится мягко. Подчеркните.


Ребята, а как вы думаете достаточно ли этих предметов для того, чтобы быть чистыми, красивыми?
Давайте назовём «Мойдодыру» несколько предметы, которые необходимы всем нам для того, чтобы быть аккуратными и нравится окружающим:
Я Вам показываю карточку, а вы мне правильную схему слова к этому предмету.
Ы_________О (мыло), О___А_____А (мочалка), А_______А (ванна),

___Е____Е____О (гребешок), __О___А (вода), __А____А__И (башмаки)

__О___У___А (подушка), __Ё_____А (щётка).


Психолог. Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок
И густой гребешок!
Молодцы, ребята! Открываем вторую страницу Волшебной книги сказок. Нас встречают герои сказки «Путаница».

Логопед. Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём!
Но, едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

Сейчас я на каждую парту раздам задание. Вы внимательно прочитайте и исправьте ошибки. Чтобы исправить ошибку, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените его нужным.

Запишите исправленные слова и подчеркните буквы озорницы.

Давайте, кто уже исправил?

(затем логопед у каждой пары уч – ся проверяет выполненное задание).

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

В каком слове и какой звук заблудился.

Как правильно произнести перепутанные слова?

Дети. В слове майки заблудился звук М.

Логопед. Каким звуком заменили звук М ?

Дети. Звук М заменили звуком Ч.

Логопед. Куда вы поставите звук Ч в начало, середину или конец слова?

Дети. Звук Ч надо поставить в начало слова.

Логопед. Получилось слово чайки.

Логопед. Давайте вспомним какой звук Ч гласный или согласный?

Почему?

Звонкий или глухой?

Дети. Согласный. Потому что произносим с препятствием (зубки).

Логопед. Давайте посмотрим как вы дальше исправили ошибки.

По дороге вдоль села
Мама с бочками пошла.

Как правильно произнести перепутанные слова?

В каком слове и какой звук заблудился.
В слове бочками заблудился звук Б

Каким звуком заменили звук Б ? Звук Б заменили звуком Д.

Куда вы поставите звук Д в начало, середину или конец слова

Давайте вспомним Д согласный или гласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Звук Д произноситься мягко или твёрдо?
В каком случае мягко.
Дети. Д – согласный, твёрдый, дь – согласный мягкий.
Звонкий или глухой

Логопед. На виду у детворы
Крысу красят маляры.

В каком слове и какой звук заблудился.

Как правильно произнести перепутанные слова?

Дети. В слове крысу заблудился звук С .

Логопед. Каким звуком заменили звук С ?

Дети. Звук С заменили звуком Ш.

Логопед. Куда вы поставите звук Ш в начало, середину или конец слова?

Дети. Звук Ш надо поставить в конец слова.

Логопед. Получилось слово крышу

Логопед. Давайте вспомним какой звук Ш гласный или согласный?

Звук Ш гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

Логопед. Тает снег. Течёт ручей
На ветвях полно врачей.

Давайте здесь исправим ошибку.

В каком слове и какой звук заблудился.

Здесь необходимо вставить звук Г.

Как правильно произнести перепутанные слова?

Дети. В слове врачей заблудился звук В .

Логопед. Каким звуком заменили звук В ?

Дети. Звук В заменили звуком Г.

Логопед. Куда вы поставите звук Г в начало, середину или конец слова?

Дети. Звук Г надо поставить в начало слова.

Логопед. Получилось слово грачей.

Звук Г гласный или согласный.

Звонкий или глухой.

Проверили.
Звук Г произноситься мягко или твёрдо?

В каком случае мягко?

Хорошо! Вы правильно выполнили задание потому что, знаете, что каждый звук в слове имеет своё место, своё звучание и правильное произношение.

Психолог. Открываем следующую страницу Волшебной книги сказок, нас встречают герои сказки, а какой вы узнаете отгадав загадку:

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор (Айболит).

Логопед. Итак нас встречают герои сказки «Айболит».
Ой ребята! Что – то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.

(Выпадает записка)

Ребята, доктор Айболит прекратил приём больных животных потому что потерял некоторые свои вещи необходимые ему в работе.
Мы поможем ему найти нужные предметы?

Дети. Да

(Выставляется наглядность. Необходимо определить правильно нужные предметы).

Ребята вы правильно отгадали предметы для Доктора Айболита. И он снова продолжает приём пациентов.
Теперь доктор Айболит просит угадать кто пришёл к нему лечиться. Узнать это можно отгадав загадки и правильно выбрать схемы к отгадкам. ( ребята вписывают угаданные слова в схемы).

Ходит, бродит злой разбойник
Без дубинки и ножа
Все в лесу его боятся кроме дядюшки ежа

В__________К №1

Почему – то не до игр
Если рядом бродит

Т________Р № 5

Стройный, быстрый
Рога ветвистые
Носится весь день
Кто это О ____Ь № 7

Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой

М_____В______Ь № 4

С ветки на ветку
Быстрый как мяч
Прыгает по лесу
Рыжий циркач
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол №2

И в дупло убежал Б_______Л_____

Длинное хвостище,
Рыжее волосище,
Сама хитрища

Л____С___

В дом чужого не пущу
Без хозяина грущу

С_____Б____К___ № 6

Зверь огромный
А нос у него
Как кран подъёмный

С-____Л___Н № 3 (продумать с игрушками).

Логопед. Ребята вы прекрасно выполнили задание и настолько понравились доктору Айболиту, что он хочет видеть вас не только умными, но и здоровыми. Поэтому он советует вам ежедневно выполнять волшебную гимнастику. Слушайте и запоминайте.

Физминутка.

Я подую высоко (поднять руки, подтянуться вверх и подуть).
Я подую низко (наклониться вперёд и подуть).
Я подую далеко (поставить руки на пояс ,наклониться вперёд и подуть).
Я подую близко (положить руки на грудь, прижать подбородок к груди и подуть на руки).

Выполним гимнастику для глаз. Сделайте глазами три круга в одну сторону, и в другую.

Психолог. Открываем следующую страницу. В этой сказке именины много было там гостей.
Нынче Муха – Цокотуха именинница.
Пошла муха на базар
И купила самовар
Приходите тараканы
Я вас чаем угощу.

Логопед. Пригласила Муха - Цокотуха и Федору к себе на именины чаю попить. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла мухе подарок подобрать.
Давайте ребята поможем Федоре подобрать необходимые продукты для праздничного чаепития.

(Сыр, лимон, чай, конфеты, шоколад, молоко, хлеб, консерва, картофель).

Что вы выберите для праздничного чаепития.
(сыр, лимон, чай, конфеты, шоколад)

Ребята, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо ещё красиво упаковать. У нас приготовлено 5 коробочек. На каждой коробке цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробку.

Назовите первый предмет.

Сколько слогов в названии этого предмета? Сколько Звуков?
Назовите первый звук, второй и третий. В какую коробку надо положить этот предмет?

Дети. Сыр надо положить в коробку с цифрой 3.

Логопед. Вы правильно разложили предметы по коробочкам, подарки готовы.
Но нам необходимо похвалить наши подарки, сказать хорошие слова, чтобы подарки понравились имениннице. Давайте составим красивые предложения и запишем их.

(работа с предложениями).

(Работа в тетради ) (Мы купили в магазине красивый торт.
Пить чай с лимоном очень полезно.
В стеклянной вазе лежит много вкусных конфет.
Я подарил шоколад на праздник своему другу .
Сегодня мы пойдем в гости.
Мне подарили шоколад и конфеты .
Сыр вкусный и полезный.



На ____ Т______Т.
_____ _____ _____ Л____Н.
______ _____ _____ Ч___Й
Ш_____Д И К_____Ы _____ _____.
С______Р _____ ______.
______ Т____Т ____ _____.
Ч_____Й и К_____Ы _____ _____.
______ _____ т____т и К______Ы.

А теперь найдите и подчеркните слово где звук Т стоит в начале и в конце слово.

Найдите и подчеркните слово где согласные звуки стоят на первом и последнем месте. Назовите эти слова.

Назовите слово где гласный звук находится в конце слова.

Выберите и назовите слова состоящие из 3 звуков, назовите.
4 звуков, 5 звуков, 7 звуков.

Назовите слова к схемам, которые я сейчас вам буду показывать.

(схемы слов).

Логопед. Ребята, мне очень понравилось то как вы произносили слова, то как вы их произносили: громко, чётко, внятно, правильно.

Психолог. Ребята, мы перевернули последнюю страницу этой книги. Вы правильно выполнили все задания и сейчас в стране Сказок произойдёт чудо!

(Наглядность. Опрятная Федора).

Мы помогли Федоре вернуться в её сказку. Теперь она будет всегда аккуратной и посуду будет свою содержать в чистоте.
Видите как всё хорошо закончилось. Федора счастлива, что смогла вернуться в Волшебную страну сказок, счастливы и мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу.
Что вам понравилось на занятии?
Какой сказочный персонаж понравился больше всех?

Мы с Ольгой Алексеевной очень вами гордимся и очень любим вас.















Методический комментарий к занятию.

Коррекционное занятие проведено с учащимися 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида. Материал применяемый в процессе занятия соответствует речевым, возрастным особенностям детей. Цели занятия соответствуют теме и содержанию занятия.
Образовательная – формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков (планировать собственную деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, уметь воспринимать и логически перерабатывать учебную информацию); обучение школьников построению умозаключений выявляющих причино – следственные, пространственные временные связи в наблюдаемых явлениях и объектах; развитие речи; обучение сложным формам фонематического анализа и синтеза слова; расширение кругозора школьников; воспитание познавательной активности.
Коррекционно – развивающая - расширение и обогащение лексического словарного запаса учащихся параллельно с расширением представлений об окружающей действительности; формирование познавательной деятельности учащихся (мышления, восприятия, внимания, памяти, представлений); развитие мелкой моторики, звукового внимания; формирование артикуляционных укладов в работе с отдельными звуками; развитие артикуляционной моторики.
Воспитательная – воспитание культуры речи, желание говорить слова правильно; привитие навыков аккуратности и эстетичности.
Совместное занятие логопеда и педагога – психолога построено с постепенным усложнением речевого материала, с учётом индивидуально-психологических особенности детей (есть учащиеся с нарушением эмоционально-волевой сферы). В течении занятия постоянно проводилась работа над развитием психических процессов учащихся (развития внимания, мышления, воображения, речи учащихся).
На занятии также помимо речевых заданий предусматривались задания на восстановление психофизических функций. Это упражнения на релаксацию, психогимнастика, игры на развитие мелкой артикуляционной и общей моторики. Задания на развитие познавательных процессов, пространственного и зрительного восприятия.
Многочисленные иллюстрации, упражнения помогали поддержать интерес к выполнению заданий.
Занимательный речевой материал также способствовал снятию напряжения и страха у детей, чувствующих собственную несостоятельность графо-лексической деятельности.
Коррекционная работа в процессе занятия проводилась на различном речевом материале (отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок, стихотворений, чтение предложений, работа со связным текстом и т.д.).
 На занятии использованы различные педагогические технологии, которые обеспечивали комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала.
Личностно-ориентированная технология направлена  на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка в процессе занятия.     
   Здоровьесберегающая технологии предполагает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей через сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, формирование желание и умение учиться.