Конспект урока по обществознанию Кто стоит на страже закона ( 7 класс)


Открытый урок по обществознанию 7 классе
на семинаре "Гражданское и патриотическое воспитание как основа формирования личности"
Тема: Кто стоит на страже закона
Класс: 7 "Г" класс
Учитель: Васькаева Баира Юрьевна
Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правах и обязанностях граждан, о правоохранительных органах государства.
Задачи урока:
- учебная: Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.
- воспитательная: формирование политической культуры у обучающихся, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах.
- развивающая: научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)

Тип урока – комбинированный
Технология – педагогика сотрудничества
Оборудование урока:
мультимедийный проектор
Конституция РФ (статья из конституции)
Учебник обществознания
Методы ведения урока: беседа с закреплением материала в ходе урока, использование презентации, работа с учебником, документами.
Основные понятия темы: правоохранительные органы, функция правоохранительных органов, презумпция невиновности, милиция общественного порядка и криминальная милиция.
Средства урока: материалы учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, параграф 7, Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Вводная беседа:
Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята! Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы.. Но у нас очень много общего. Что именно?
Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности, но всегда ли эти права соблюдаются. (ответы детей)
2. На столах у каждой группы есть карточки.
В шутку о серьёзном.
Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. (время выполнения задания – 30 сек.)
- Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)
- Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)
- Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)
- Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)
- Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)
- В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)
Вы ответили какие права нарушены.
3. Слово учителя.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди… Одновременно с ними появились главные вопросы:
что люди могут делать и чего не могут;
что люди обязаны делать и чего не обязаны;
на что люди имеют право и на что не имеют.
Речь сейчас пойдёт о наших с вами правах и обязанностях
А где закреплены наши основные права и обязанности?
(зафиксированы в Конституции РФ, в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка. (Раздаточный материал).
На прошлом уроке я просила вас подумать над проблемным вопросом: «Почему не бывает прав без обязанностей?»
Для чего нам необходимы правила, законы?
Практикум: попытайтесь создать свои правила для работы в группе на уроке. Пример:
Слушать и слышать друг друга;
Не перебивать, работать всем активно;
Не обижать и не обижаться;
Замолкать по знаку поднятой руки
Беседа: Для чего нам с вами нужны эти правила?
Вывод: законы необходимы, чтобы был порядок!
Что такое закон?
Почему законы важно соблюдать?
Почему закон нуждается в защите?
О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах ТV. А если случилось ЧП или просто сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими? Куда следует обратиться?
Составьте кластер, в котором помечено, что хотелось бы узнать о правопорядке.
Приём «Сброс идей в корзину». Вопросы от групп заносятся на схему.

Что такое?
Кто нарушает?
Кто охраняет,
защищает закон и порядок?
Как добиться порядка?
Как защищают?

Что нужно знать, чтобы самому защитить
свои права?
Как самому не стать правонарушителем?
На прошлом уроке мы говорили о том, что именно государство должно установить такой порядок, который позволил бы гражданам жить в безопасности и процветании.
Если произойдет сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими? Куда следует обратиться? (правоохранительные органы)
Кого можно назвать стражами закона?
Суд, прокурор, адвокат, милиция. Это – правоохранительные органы. Именно они охраняют закон.
Целью нашего сегодняшнего урока будет
знакомство с правоохранительными органами.
Тема урока «Кто стоит на страже закона» (запись в тетрадь)
Посмотрите на доску, у нас здесь находится дом, но не обычный, а «Дом права»
Мы совместно постараемся заселить «Дом права» правоохранительными органами.
Предположите, какие органы мы поселим в это здание?(идёт обсуждение)
1. Суды
2. В следующую комнату нашего Дома права я предлагаю поселить ПРОКУРАТУРУ (кликаем мышкой во втором окне, затем кнопка «возврат»).
- Каковы функции прокуратуры?
3.Следующая служба, которая относится к правоохранительным – ФСБ (Федеральная служба безопасности). Ей мы тоже отведём место в нашем «Доме» (окно 3)
-Каковы функции ФСБ
4. Таможню относят к правоохранительным органам, и в нашем Доме права ей тоже найдётся место. (4 окно)
-Какие задачи стоят перед таможней?
- В чем её правоохранительная функция?
5.На улицах российских сёл и городов можно увидеть большие рекламные щиты
«02: если где-то человек попал в беду». Как вы понимаете смысл этой надписи?
Милиция- это правоохранительный орган. Она тоже поселится в нашем Доме. (окно 5,кнопка)
Что мы отнесём к функциям милиции?
(работа в группах по учебнику параграфа 7)
Мы с вами только что назвали те органы государства, которые обязаны защищать добропорядочных граждан, а нарушителей закона привлекать к суду и наказывать.
III. Основная часть урока.
У вас на столах - отдельные статьи Конституции, информация о правоохранительных органах. Нам необходимо познакомиться с этим источником и ответить на вопросы: Как и чем могут помочь нам с вами эти правоохранительные органы.
Работа в группах 5 минут? Выполнение заданий.
1 группа. Суд.
Внимательно прочитайте (стр. 78 учебника, статьи Конституции 46, 47, 118, 119., документ и ответьте на вопросы:
Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?
Кто такой судья, кто работает в суде?
Кто имеет право заставить выполнять решение суда?
Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это……
Задача. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?
2 группа. Адвокаты
Внимательно прочитайте (стр. 77 учебника, статью Конституции 48, документ и ответьте на вопросы:
Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?
Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?
Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…
Задача. Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?
3 группа. Милиция.
Внимательно прочитайте (стр. 81 учебника, документ и ответьте на вопросы:
Каковы главные задачи милиции?
Что такое криминальная милиция, милиция общественной безопасности, паспортно-визовая служба?
На что имеют право работники милиции для обеспечения общественного порядка?
Попытайтесь сформулировать определение: милиция – это……..
Задача. Когда Николаю исполнилось 14 лет, он заявил. Не буду получать паспорт! Столько проблем: фотографии, документы, очереди… Это моё право, захочу – не буду получать. Прав ли подросток?
4 группа. Прокуратура.
Внимательно прочитайте (стр. 77 учебника, документ и ответьте на вопросы:
Каковы главные задачи прокуратуры?
Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…
Задача. Милиционер в квартире Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия милиционера?
Слово – группам (зачитывают задание и отвечают на вопросы.) Решение задач.

Учитель. Только что мы с вами познакомились с информацией о правоохранительных органах.
Вернёмся к кластеру. На какие вопросы мы с вами получили ответы?
Давайте ещё раз попытаемся кратко повторить эту информацию.
Запишите в тетрадях ответы на вопросы, определения, используя фрагменты из словаря (раздаточный материал). Это то, что вы узнали сегодня на уроке.
Обсудите в группах ваши записи, постарайтесь оценить работу вашей группы сегодня на уроке.
Закрепление изученного материала.
Итог: сегодня мы работали по правилам, придуманным вами. Какие у вас впечатления? Смогли мы выполнить эти правила, что не получилось, на что нужно обратить внимание, работая в группе?
Вот мы и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет.
Мы сейчас это проверим.
Задание по группам. (вопросы задаются поочерёдно группам)
Вы решили поменять квартиру, вы хотите получить разъяснение о ваших правах на наследство, вам необходима защита в суде (адвокат, юрист)
Вам угрожают расправой, или украли телефон, ваши вещи (Милиция)
Ваши соседи затопили вашу квартиру и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб (Суд);
Вас незаконно задержали, доставили в милицию, грубо с вами обращались (прокурор).
В. Иванова , ученика 8 класса постоянно избивают родители.
-Бабушка решила подарить внуку машину,
ранее принадлежавшую деду.
-Вы решили отправить документы с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений, в том числе и московский вуз.
- Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.
«СИНКВЕЙН»
ЗАКОН
Закон
Справедливый, суровый
Предупреждает, защищает, наказывает
Необходимое условие существования общества
Необходимость
V. ТЕСТ (Приложение 1)
VI. Рефлексия
Сегодня на уроке мы хорошо поработали.
Представьте что вы стоите перед выбором «Кем стать?»
И в случае если вы выберите службу в правоохранительных органах, то где бы вы служили и почему?
VII. Домашнее задание параграф 7, выполнить задание 1,2 и 3 на стр. 85 учебника, подготовить сообщение о работниках милиции, их деятельности.
Список литературы:
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Ром. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.
Рыбников В. В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», 2007.
http://ru.wikipedia.org/wiki.