Дидактические игры по математике
Дидактическая игра как прием активизации и интенсификации познавательной активности учащихся.
Цель: 1. Активизация познавательного интереса к предмету;
2. Воспитание у детей творчества, инициативы, самостоятельности;
3. Развитие у учащихся памяти, логического мышления, внимания,
сообразительности, высокого уровня мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения и т. д.
4.Создание положительного эмоционального тонуса учебного
процесса, благоприятного в нем общения.
Трамвай.
Тема: «Состав числа» (5кл).
Цель: отработка умений и навыков учащихся по представлению чисел
в виде суммы.
Проводится на устном счете.
Оборудование: таблички с числами.
Алгоритм проведения
1. Ученикам раздаются таблички с числами.
2. Ученик, имеющий табличку с числом, например, « 257», становится трамваем № 257.
3. В трамвай садятся только те ученики, числа на табличках которых составляют в сумме число 257 (например, садятся ученики с табличками №98, №84, №75.)
4.Затем подходит следующий трамвай с другим номером.
Диалог с соседом.
Тема: «Действия с обыкновенными дробями» (6 кл).
Цель: Отработка умений и навыков учащихся по сложению,
вычитанию, умножению, делению обыкновенных дробей,
Оборудование: сигнальные карточки.
Алгоритм проведения.
1. Задания готовятся детьми дома.
2. Ученик задает пример соседу.(например, 2/7
·5)
3. Все остальные ученики сигнальными карточками подтверждают или опровергают ответ
Навстречу друг другу.
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (6кл)
Цель: Отработка умений и навыков учащихся по сложению и
вычитанию десятичных дробей.
Алгоритм проведения.
1. Учитель записывает на доске несколько примеров в строчку с промежутками для ответа.
2. Два ученика начинают решать, один справа, другой – слева, т. е. навстречу друг другу.
3. Выигрывает тот, кто решил больше примеров.(например,
3,256+18,16= 8,34-2,89= 9,12+4,8= 17,23-8,2= 24,03-18,192=
Да – нет.
Тема: «Прямоугольник» (7 кл).
Цель: проверка качества усвоения знаний учащихся по определению,
свойствам и признакам прямоугольника.
Проводится в виде математического диктанта.
Алгоритм проведения.
Учитель диктует предложения, ученики их продолжают словами «да или нет».
1. Прямоугольник – параллелограмм, у которого все углы прямые
2. Смежные стороны прямоугольника перпендикулярны
3. Во всякий прямоугольник можно вписать окружность
4. Квадрат является прямоугольником
5. Любой прямоугольник не является ромбом
6. Прямоугольник имеет только одну ось симметрии
7. Имеет две оси симметрии
8. Не имеет центра симметрии
9. Прямоугольник является ромбом
10. Диагонали прямоугольника перпендикулярны
11. Диагонали прямоугольника равны
12 Диагонали прямоугольника делят его углы пополам
13. Если диагонали параллелограмма равны, то он является прямоугольником
14. Если в параллелограмме один из углов прямой, то он является прямоугольником
15 . Если в четырехугольнике все углы прямые, то он является прямоугольником
Круговые задания.
Тема: «Совместные действия с десятичными дробями».(6кл)
Цель: отработка умений и навыков учащихся по сложению, вычитанию,
умножению и делению десятичных дробей.
Алгоритм проведения.
1. Примеры записаны учителем на доске.
2. Учащиеся решают на местах эти примеры самостоятельно.
3. Решается первый пример, затем тот, номер которого получился в ответе и т. д.
Например,
1.( 8,5
· 8,5+87
· 1,1)/50+16,41/10 (5)
2.((2056
·25+42
·11)/1000-(0,576+0,286))/17 (3)
3. 45-2,354-43
·99/100+3,924 (4)
4.(( 65
·65/10 - ( 75-12,34-25,16))/385-1 (2)
5.(7,5/0,25-5,26)
·3,2-78,168 (1)
Сбежавшие числа.
Тема: «Десятичные дроби».(6кл)
Цель:Отработка умений и навыков учащихся по сложению, вычитанию,
умножению десятичных дробей на натуральное число, развитие
логического мышления.
Алгоритм проведения.
1. На доске вывешивается таблица (или записывается на доске), в клетки которой надо вписать пропущенные числа.
2. Ученики должны подметить закономерность в записи чисел и их вписать.
а) 1,2;1,8;2,4;3; в) 0,9;1,8;3,6;7,2;
б) 9,6;8,9;8,2;7,5; г) 1,2;0,7;2,2;1,4;3,2;2,1;
Кто быстрее сядет в ракету.
Тема: «Решение квадратных уравнений». (8кл)
Цель: отработка умений и навыков учащихся по решению квадратных
уравнений.
Алгоритм проведения.
1. На доске рисунок ракеты, к которой ведут ступеньки.
2. Даются задания, ответы к которым записываются на каждой ступеньке.
3. Ученики делятся на две команды, каждая получает задание.
3.Кто первый получил ответ, идет его записывает.
4. Члены одной команды имеют право исправить ошибки.
5. Побеждает та команда, которая быстрее сядет в ракету.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Решите уравнения.
1 команда 2 команда
хІ+х-2=0, хІ-3х+2=0,
При каком значении а уравнение имеет один корень.
16хІ+ах+9=0, 25хІ+ах+2=0,
Найти значение выражения.
-хІ+7х-5 при х=3, 3хІ-6х+4 при х=-2.
Веселый счет.
Тема: «Отрицательные числа». (6кл)
Цель: отработка умений и навыков учащихся по сравнению
отрицательных чисел.
Алгоритм проведения.
1. Соединить числа в порядке возрастания.
-21 -4 -15 -1
-100 -12 -10
-78 -54 -6
-29 -58 -25
Не сбейся.
Тема: «Признаки делимости на «3». (5кл)
Цель: отработка признака делимости на «3».
Алгоритм проведения.
1. Играет весь класс, ученики по очереди называют натуральные числа, которые обладают хотя бы одним из свойств:
а) в записи числа есть цифра «3»,
б) число делится на «3».
2. Ученик, допустивший ошибку, выбывает из игры.
Лесенка.
Тема: Действия с обыкновенными дробями. (6кл)
Цель: отработка умений и навыков учащихся по умножению и делению
обыкновенных дробей.
Алгоритм проведения.
1. Ученики по очереди взбираются по ступенькам, решая примеры.
Можно взбираться с двух сторон, примеры записаны на ступеньках.
Молчанка.
Тема: «Действия с десятичными дробями» (6кл)
Цель: отработка умений и навыков учащихся по умножению и
делению десятичных дробей на натуральное число.
Алгоритм проведения.
1. Учитель показывает на число и действие, ученики молча записывают ответ под таблицей.
2. Побеждает тот ученик, который не сделает ни одной ошибки.
0,07 0,13
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Поражение цели
Тема: «Координатная плоскость». (6кл)
Цель: отработка умений и навыков учащихся по записи координат
точек.
Алгоритм проведения.
Игра проводится в виде соревнования по рядам.
1. В системе координат изображены точки желтого, красного и синего цвета, синие точки – вражеские самолеты, их уничтожает первый ряд, красные точки – минометы, их уничтожает второй ряд, желтые точки – танки, их уничтожает третий ряд.
2. Чтобы снаряд попал в цель, ученик – «орудийный наводчик» должен назвать координаты точки.
3. При правильном ответе эта точка стирается – цель поражена.
4. Выигрывает тот ряд, у которого на доске останется меньше точек при одинаковом числе выстрелов.
или
На доске записываются координаты точек. Кто быстрее изобразит по данным координатам фигуру?
Подари открытку.
Тема: «Совместные действия с натуральными числами» (5, 6кл)
(с десятичными дробями, с обыкновенными дробями)
Цель: отработка ЗУН учащихся по сложению, вычитанию, умножению,
и делению натуральных чисел.
Алгоритм проведения.
1. На столе учителя лежат открытки, разрезанные на две части фигурной линией, на одной части – пример, на другой – ответ.
2. Части с примерами раздаются на стол каждому ученику, части с ответами остаются на столе учителя.
3. Решив пример, ученик подходит к столу, находит нужный ответ среди частей открыток с ответами и складывает части.
4. Если открытка получилась, значит, ученик подарил ее учителю. Кто больше подарит открыток?
На числовой дорожке.
Тема: « Сложение и вычитание чисел с разными знаками».(6кл)
Цель: отработка ЗУН учащихся по сложению и вычитанию чисел
с разными знаками.
Алгоритм проведения.
1. На доске изображается числовая ось в виде полоски. Ученикам дается задание: узнать результат -2-3, -4+6, 7-9, -6+3, 8-4.
2. Нужно встать на полоску -2, повернуть налево, т. к. действие – вычитание, сделать 3 шага вперед.
3. Детям дается правило: Складывая, повернись направо,
вычитая, повернись налево, если число больше 0, иди вперед, если число меньше 0, иди назад.
Кто быстрее.
Тема: «Десятичные дроби»(6кл)
Цель: формирование ЗУН учащихся по получению десятичной дроби и
закрепление ЗУН учащихся по получению обыкновенной дроби.
Алгоритм проведения.
На доске изображается таблица, в которой должны быть заполнены все графы в соответствии с наименованиями. Кто быстрее заполнит пустые места
Частное Обыкновенная Смешанное число Десятичная
дробь дробь
27:10 27/10 2 7/10 2,7
39:10
19/4
47/20
11 7/20
35 1/2
2,06
5,003
Не зевай.(6кл)
Тема: «Совместные действия со всеми дробями».
Цель: систематизация ЗУН учащихся по всем действиям с
обыкновенными и десятичными дробями.
Алгоритм проведения.
1. Ученики каждого ряда получают по карточке.
2. У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит многоточие.
3. Что скрывается за многоточием, ученик узнает тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, сообщит ему ответ в своем задании. Этот ответ и будет недостающим числом.
4. Нужно быть очень внимательным, т. к. ошибка одного ученика зачеркивает работу всех остальных.
или по этой же теме игра: «Магазин».
Алгоритм проведения.
1. На столе учителя разложены «товары».
2. На ценниках пишется цена предмета – она служит ответом одного из примеров.
3. Необходимо выполнить действия, найти ответ и в соответствии с ценником выбрать игрушку или другой товар.
Торопись, да не ошибись.(6кл)
Тема: « Десятичные дроби».
Цель: отработка ЗУН учащихся по записи десятичных дробей.
Алгоритм проведения.
1. Игра проводится в виде соревнования 3 команд.
2. Трое ведущих по готовым ответам, данным учителем, проверяют верность записи в трех колонках на доске.
3. Для игры составляются карточки по числу учащихся с заданием записать дроби.
4. Карточки раскладываются на 3 стопки по числу команд.
5. Учителем дается команда записать эти предложения в виде десятичных дробей.
6. Учащиеся по очереди выходят, берут карточку и выполняют задание. 7. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.
Образцы карточек:
Пять целых две сотых
Двенадцать целых девяносто семь стотысячных
Замок старца Фура.
Тема: « Формулы сокращенного уможения.(7кл)
Цель: отработка ЗУН учащихся по применению ФСУ.
Алгоритм проведения.
Старец Фура, хранитель старинного замка, приглашает искателей приключений в стены своего замка. Преодолев препятствия, проявив ум, взаимовыручку, вы станете рыцарями замка Фура и вам будет вручен герб замка с оценкой «5». Игра проводится по рядам. Задача играющих – достичь вершины старинной башни, набрав наибольшее количество очков, имея при этом наименьшее количество пленников, которые могут выйти из плена, если выполнят задание от старца Фура.
1. Разложите на множители:
1 ряд 2 ряд 3 ряд
вІ-4аІ хІ-9уІ сІ-16уІ
8 4 10 12 6
100/121а -1 0,04-а в 1/49в-25а
36-24в+4вІ 49-42а+9аІ 64сІ-64с+16
4 3 6 4 8
а +6аІ+9 25+10а +а 36+12а +а
2. Представьте в виде многочлена.
(7а-2в)І (3с+4а)І (6в-10с)І
3 3 4 3 5
(аІ+в )І (х –с )І (у+с )І
(9-в)(9+в) (8+у)(8-у) (2-х)(2+х)
(12х-15уІ)(15уІ+12х) (13вІ-17а)(17а+13вІ) (16ві-14аІ)(14аІ+16ві)
3. Задание для пленников.
Примените формулы: аІ-вІ=(а-в)(а+в), (а+в)І=аІ+2ав+вІ, (а-в)І=аІ-2ав+вІ.
(4-в)І (7+а)І (3-в)І
(7а+1)І (2-3в)І (6+4х)І
64-хІ 81-аІ 100-уІ
4 4 4
1/9-36в 1/25-16х 1/81-25а
Таблички.
Тема: «Алгебраическая сумма».(6кл)
Цель: закрепление ЗУН учащихся по сложению и вычитанию
десятичных дробей.
Алгоритм проведения.
1. На доске вывешиваются таблички (или записываются на доске) на
небольшом расстоянии друг от друга так, чтобы можно было поставить знак действия между рядом стоящими числами и скобки, т. е. получить обычную запись действия сложения рациональных чисел.
2. Можно менять знаки действия, т. е. использовать многократно.
3. Победитель – ученик, решивший правильно наибольшее число примеров.
Образцы карточек.
3 + -5 12,3 -21,05 6,12
-2,6 - 5,9 -8 56,2 -8,32
-8 + 11,6 -45,35 20 -9,8
-8,9 + -14,6 15 -30,6 35,87
0 - -9,2 26,14 74 -18,5
13PAGE 15
13PAGE 14115