Методическая разработка по математике на тему Дидактические игры по математике в рамках предшкольной подготовки



Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского творчества «Дагомыс» г.Сочи
Методическое пособие
«Сборник дидактических игр для дошкольников: логика и математика»
Автор:
2016 г.Варава Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Я разработала занимательный материал (дидактические игры) на основе комплектов: счётные палочки Х.Кюизенера, блоки Дьенеша и использую их с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, сконструировать, смоделировать.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: "Я подумал и решил. Так надо сделать".
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны детям - дошкольникам. Дошкольники осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств, предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, блоков, палочек и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Занятия проводятся в форме игры. Дидактические игры уместны в любой части занятия с целью воспроизведения, изучения нового материала, знакомства с новыми методами решения, для логического мышления, закрепления ранее изученного и т.д.
А так как математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике, то реализовать задачи развивающего обучения я решила с помощью оригинальной системы игровых упражнений, основанных на применении универсального дидактического материала – палочек Кюизенера (числа в цвете), логических блоков Дьенеша и других развивающих игр.
В основном я старалась разработать дидактический материал, который полностью соответствует учебно – тематическому планированию, чтобы каждая тема содержала элементы игры и достаточное количество дидактического материала, на каждого ребёнка
Часть дидактического материала, необходимого на занятиях «Логика и математика» я с удовольствием предоставляю вашему вниманию.
Предложенные дидактические игры можно использовать при изучении любого раздела, необходимо только изменить цель и правила игры, здесь я размещаю игры, которые я конкретно использую в данных разделах.
раздел 2. Множества и совокупности
Дидактические игры «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Два обруча», «Дорожки», «Найди пару», «Кто, где живёт?», «Найди лишнее», «Объедини по 2, 3,4 признакам», «Равно – неравно», «Два обруча».Игры-головоломки «Танграмм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», развивающие кубики: «Хамелеон», «Сложи узор», «Кубик для всех».
Д/игры: «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Дорожки», , «Кто, где живёт?», «Назови друзей».
Используя наклеенные на полу или на стене схемы, позволяют играть в данные игры с блоками Дьенеша, лишь меняя правила игры. Например: из домиков разбежались муравьишки (блоки), надо помочь попасть им домой, для этого на дорожки положить карточки – задания, дети по определённому признаку выбирают блоки и отправляют их в нужный домик (играют парами, звеньями, подгруппами). Или назови друзей данных героев.


Д/игра «Два обруча»
Расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча находились все красные фигуры, внутри синего – все квадратные (парами, группами, звеньями). Познакомить с тремя областями, доказать почему в общей области находятся только красные квадраты.

Д/ игра: «Украсим ёлочку»
Дети по схеме заданию (слева от ёлочки), украшают «ёлочку, выбирая нужный блок. Можно играть парами, звеньями, индивидуально.

Игры-головоломки: «Танграмм», «Пифагор»,
«Монгольская игра», «Колумбово яйцо»
Из разрезанных фигур составить любой силуэт (сначала по образцу, потом самостоятельно, по памяти).

Раздел 4. Числа и операции над ними
Д/ игра: «Поезд»

С помощью вагонов можно познакомить с составом числа из двух меньших. Например: в окошко паровоза вставить цифру 5. Дети выбирают из цифр на столе нужную пару цифр, и вставляет их в вагончики (1 и 4; 2 и 3; 4 и 1) объясняя свой выбор

Д/ игра: «Заборчик»
Дети строят заборчики из одноцветных палочек, доказывают какой забор длиннее, почему?
Д/ игра «»Жмурки»
С закрытыми глазами дети выбирают любую палочку и на ощупь стараются подобрать ей пару. Можно спросить какое число обозначает данная палочка.
Д/ игра: «Цветная лесенка»
Дети строят лесенку в определённой последовательности от 1 до 10, предлагаю закрепить виды счёта (прямой, обратный, порядковый, числа – соседи)
Д/игра: «Вычислительные машины».
Играют двое, один играет роль вычислительной машины, другой задаёт информацию, то есть кладёт любую палочку в верхний кружок, «машина» выполняет в уме операции в 1,2,3 действия и кладёт результат в нижний кружок.

«Волшебные домики»
Эта игра позволяет находить числа, которые больше или меньше данного числа и размещать их с нужной стороны от знака.

Д/игра: «Составь коврик на сложение (вычитание)»
Составляя такой «коврик» дети успешнее усваивают часть и целое. При сложении из частей (двух палочек) получается целое (одна палочка).
При вычитании из целого вычитаем одну часть и находим другую,
выкладывание «ковриков» происходит слева направо.

«Веселый поезд»
Кто больше построит поездов из трёх вагонов (палочки Кюизенера) разного цвета (красного - число 4, фиолетового – число 6, вишнёвого – число 8).
Варианты: 4-6-8; 4-8-6; 6-8-4; 6-4-8; 8-4-6; 8-6-4 (6 вариантов).
Можно провести в виде игры – соревнования.
«Для любознательных»
«Найди спрятанную фигуру по клеточкам»
На горизонтальной и вертикальной полосках слева или сверху квадратика, обозначающего цвет палочки стоит цифра, позволяющая отсчитать нужное количество клеток и положить палочку вертикально или горизонтально. Очень радует детей конечный результат, когда дети видят то, что получилось. В данном случае – верблюд.

«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся палочки – числа, дети на ощупь стараются определить, какое число она обозначает, сказать и показать детям.

«Состав числа по признаку»
Дети считают, сколько геометрических фигур на одной табличке и называют все варианты состава числа из двух меньших по признакам, или выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера. Например: 1-я табличка – фигур 7,число 7, варианты (1 и 6 – по размеру, 2 и 5 – по цвету, 3 и 4 – по форме) и т. д.

«Коврик» состава числа 7 и 9

«Математический круг»
Круг наклеен на полу, с помощью него дети закрепляют состав числа, на одной ноге перепрыгивают с одной цифры на другую, приземляясь двумя ногами на третью, при этом проговаривая решение. Например: 5 и 3 будет 8 или 5 прибавить 3, получится 8.
Больше фантазии и этот математический круг можно использовать при знакомстве с видами счёта, решении примеров, задач и т. д.

Д/ игра: «Реши задачу по карточкам»
Д/игра: «Сложение и вычитание»
С помощью этих карточек дети овладевают правильной формулировкой составления и решения задач (сколько было – стало всего; сколько было - осталось). Используя палочки – числа составляют решение.

Раздел 5. Геометрические фигуры, величина
Игры: «Найди клад», «Угадай – ка», «Автотрасса», «Где чей гараж?», «Выращивание дерева», «Выкладываем дорожки», «Найди пару», «Две дорожки», «Где чей гараж?», «Засели домик», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок», «Угадай фигуру», «Построй дом», «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2», «Алгоритм», «Архитекторы», «Детская площадка», «Угостим медвежат», «На свою веточку», «Кто хозяин».
Д/игра «Угадай – ка»
Педагог прячет блок и просит детей угадать блок по определённому признаку, например – цвету, можно усложнять и угадывать блок по двум признакам. Кто угадает первый, то он прячет блок.

Д/игра: «Найди клад»
Эта игра позволяет выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму и величину. На столе педагога лежат блоки, отличающиеся по разным признакам, педагог прячет под одним бумажный кружок (клад), дети – кладоискатели, по очереди говорят свою версию (я думаю, что клад находится под синим, толстым, маленьким квадратом) побеждает угадавший.
Д/игра: «Автотрасса»
Дети строят дорожки по карточкам – схемам, соблюдая правила построения дорог. Например: за красным треугольником следует синий квадрат, затем жёлтый круг по стрелочкам, это группа фигур может повторяться несколько раз, выигрывает тот, у кого дорожка длиннее.
Д/игра: «Выращивание дерева».
Дети классифицируют фигуры по цвету, форме и величине. Берут любой блок и начинают двигать его от корня дерева вверх по веткам следуя указателю на ветках. На конце веточки «вырастет» соответствующая фигура.

Д /игра: «Выкладываем дорожки»
Сначала дети рассматривают схему и определяют, в каком кармашке, какой признак блока отражён, например: рассмотрим схему под цифрой 2, кармашек средний справа, одна правая сторона открыта, в нём находится прямоугольник, надо взять любой прямоугольник; в центре кармашек квадратный, в нём маленький домик, значит надо поменять большой на маленький блок; затем по схеме (под цифрой 2) смотрим на кармашек, у которого правая и нижняя сторона открыты там находится желтый цвет, значит, блок надо поменять на жёлтый. И так до конца схемы, в дорожке будет 12 блоков.
Очень увлекает эта игра детей, и провести её можно в виде соревнования.

Д/ игра: «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2»
Эта игра проводится так же как «два обруча» выше описанная, на можно раскладывать блоки в трёх обручах. Эта игра позволяет развивать умения разбивать множества по двум – трём совместным свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».