Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Закрепление темы «Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных».
Цели урока:
1.Образовательные: закрепить сведения об условиях выбора О-Е после шипящих в суффиксах существительных, научить соблюдать условия выбора о и е при написании, обозначать орфограмму графически.
2. Развивающие: развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.
3. Воспитательные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля, содействовать воспитанию познавательных интересов, активности.
Материальное обеспечение урока: учебник, презентация, ноутбуки, словари, тест, видеофрагменты.
Методы работы: словесный, практический, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, игровой.
Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная, коллективная.
Ход урока:
№
Этапы урока
Время
Работа суворовцев
1.
Организационный момент.
Проверка подготовленности суворовцев к занятию.
Активизация мыслительной деятельности.
Слайд №1
Прозвенел звонок для нас.Все вошли спокойно в класс.Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, взвод наш хоть куда!
Так начнём урок, друзья!
Словарная работа
Слайд №2
Сообщение суворовцев
РАПОРТ, рапорта, м. (фр. rapport) (офиц.) - Устное или письменное донесение, официальный доклад о чем-н. высшей инстанции, начальству или сообщение в общественном порядке о выполнении поручения, взятых обязательств. Рапорт ударной бригады о перевыполнении плана. (Первонач. - воен., теперь также о всяком сообщении, имеющем общественное значение).
Термин был введён Петром I, взявшим его из голландского языка (обучался в Голландии), а голландцами видно был заимствован из французского языка, где rapport обозначает донесение (от rapporter «доносить», porter «нести»).
В словаре синонимов Н. Абрамова указаны следующие синонимы и сходные по смыслу выражения: известие, извещение, весть, повестка, уведомление, донесение, донос, доклад, сообщение, объявление, отношение, циркуляр, декларация, показание, депеша, корреспонденция, письмо, телеграмма, эстафета.
В российском военно-морском флоте (ВМФ) традиционно принято произносить с ударением на втором слоге: рапо'рт.
Работа с видео и тестом на ноутбуках.
Видеофрагмент о сдаче рапорта суворовцем 1 взвода.
1 мин
5 мин
5 мин
Рапорт дежурного
Читает учитель
Приложение №1.
Сообщение суворовцев
(3 суворовца рассказывают о происхождении, этимологии и синонимах слова «рапорт»)
Работают с ноутбуками
Командиры отделений заполняют карточки контроля
Просматривают видеофрагмент
2.
3.
Объявление темы и целей урока.
Слайд №3
Слово преподавателя
Ребята, все люди в детстве любят сказки. И даже (скажу вам по секрету) многие взрослые не теряют этого чувства до конца жизни. Сегодня мы тоже попытаемся попасть в волшебный мир, но только наше путешествие со сказочными героями будет, надеюсь, ещё и познавательным. Итак, мы отправляемся в путь в сказку, которая называется «Что Шёпот Шороху шептал?».
Слайд №4
Цель определяют самостоятельно.
Изложение нового материала.
Инсценирование стихотворения
Ведущий:
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит.
Шорох по лесу шуршит.
Шорох:
- Ты куда?
Шепот:
- К тебе лечу.
Шорох:
-Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
Шепот:
-Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши -
Тишину послушай!..
Слышишь?
Шорох:
- Слышу.
Шепот:
-Что ты слышишь?
Шорох:
-Шебаршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат -
Дружно шишку шелушат.
Шепот:
-Тише, Шорох, не дыши!..
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
Шорох:
-Слышу
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Ищут, ищут лягушат.
Шепот:
-Слышишь?
Шорох:
-Слышу...
Две букашки
Спать устроились в ромашке,
Под простынку влезть хотят,
Лепестками шелестят.
Шепот:
"Звинь-звинь-звинь!"-
А это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошую шинель.
Шорох:
Он вернется с этой ели
В новой шелковой шинели
С медной шашкой,
В звонких шпорах -
И умчится в вышину...
Шепот:
-Что еще ты слышишь, Шорох:
Шорох:
-Тише!..
Слышу
Тишину...
Ведущий: «Встретились как-то таинственный Шепот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень раздражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние», - подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» - ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться, почему мы с тобой так похожи, а пишемся по- разному», - прошептал Шёпот.
Шёпот: Давай разберёмся. Начнём с того, что у нас общего?
Шорох: Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне.
Шёпот: Может быть, родственники нам помогут?
У меня есть дядюшка, глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?
Шорох: А у меня нет никого. Вот в чём дело!
Слайд 5
По щелчку появляется дядюшка Шептать, который даёт задание классу: «Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод»
Корень нужно проверить, подобрав однокоренные слова.
Если в однокоренном слове пишется Е,
то и в слове пишется Ё, если нет, то пишется О.
Слайд 6
Дядюшка Шептать: Познакомься и подружись, уважаемый Шорох, со своими друзьями.
Появляется графический объект со словарными словами
Шоколад, шофёр, крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный, трущоба.
Шорох: Ой, и я тут!
Дядюшка IIIептать: Да, ты тоже словарное слово, но это же не значит, что у тебя никого нет.
Шорох: Спасибо, я очень рад!
Учитель: Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть первое сказочное препятствие. Вот оно.
Слайд 7
Появляется графический объект с заданием: Распредели слова на две группы – с буквой Ё и О в корне:
Ш...лк, печ...нка, ш...к, реш...тка, обж...ра, ч...лка, ш...мпол, пч...лка, ч...рствый, ш...рстка, ш...фёр, деш...вый, крыж...вник.
Шёпот: Вот это задачка... Попробуй решить!
Шорох: Нажми для проверки
Самопроверка
Слайд 8
Шорох: Вот видишь, твоя компания всё-таки больше! Обидно... (на экране появляется анимация с огнём).
Шёпот: Ой, пока мы выясняем отношения, по-моему, что- то горит...
Шорох: Неужели кто-то совершил поджог?
Шёпот: А почему ты у меня слово забрал? «Поджог» проверяется словом «поджечь»!
Шорох: Некогда выяснять! Давай тушить! А ПОДЖОГ и ОЖОГ, раз уж ко мне прибежали, пусть иногда будут с буквой О!
После диалога появляется графический объект.
ПОДЖОГ и ОЖОГ пиши с буквой О, если это существительные!
Пр: Совершить ПОДЖОГ
ПОДЖЁГ , ОЖЁГ, СЖЁГ – глаголы пиши с буквой Ё!
Пр: ПОДЖЁГ дом
По щелчку выводится на экран задание.
Объясните!
ОЖ...Г руку - тяжёлый ОЖ...Г
Учитель: Итак, в глаголах ОЖЁГ и ПОДЖЁГ пишется буква Ё!
Слайд 9
Шёпот: У моего дядюшки глагола есть братья...
Д я д ю ш к а: Да-да! Познакомьтесь с ними и подружитесь!
На экран выводится список слов.
Стережёт, стрижёшь, испечёт, бережёшь, сожжёт, испечённый, сушёный, корчёвка.
Шорох: А почему это Ваши родственники?
(По щелчку на экране появляется ответ)
В глаголах и образованных
от них словах
пишется только Ё!
1 мин
10 мин.
·
1 мин
1 мин
Слушают преподавателя
Записывают в тетрадь
Приложение №2.
Инсценирование стихотворения (3 суворовца)
Продолжают беседу
Отвечает 1 суворовец
Произносят хором
Работают в парах, рассказывая друг другу свои выводы, затем заслушиваются несколько вариантов ответа и выводится по щелчку на экран правильная формулировка.
Отвечают устно
Физкультминутка с мячом (называют слова с экрана, перебрасывая друг другу мяч)
Отвечают устно (Ответ заключается в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования.)
4.
5.
Самостоятельная работа суворовцев.
Учитель: А вот и следующее испытание, которое приготовил нам Шёпот.
Слайд 10
Шёпот: Докажите, что в этих словах пишется буква Ё.
зажжём (глагол)
ночёвка (от ночевать)
лишённый (от лишить)
пресечём (от пресечь)
отражённый (от отразить)
тушёнка (от тушить)
запряжённый (от запрячь)
Учитель: Вы справились и со вторым испытанием. Продолжаем путешествие
Слайд 11-12 Работа над орфограммой
Слайд 13 Работа с текстом
Ведущий: «Пошли двое товарищей дальше по берегу речонки, встретили ежонка и грачонка, вышли на лужок, где рос большой дуб, на котором они увидели плюшевого медвежонка. Шепот и Шорох радовались свежему ветру и яркому солнцу».
Выполнение задания, которое даёт Шепот: «Распределите наших друзей по группам»
Проверка самостоятельной работы.
При нажатии на объекты «Вывод» появляется правильный ответ.
10мин
В столбик появляются объекты со словами (второй столбик по ходу объяснения учениками).
Отвечают устно
Выполняют письменно
Поочерёдно 1 сув. у доски вставляет пропущенную орфограмму и объясняет графически.
Делают вывод устно
6.
Подведение итогов.
Учитель: Какие же вы молодцы, ребята! Надеюсь, вы помните начало нашей сказки и то, что Шорох был очень расстроен из-за того, что его все боятся. Вам интересно узнать, что же Шёпот сказал Шороху? И хотя подслушивать плохо, всё-таки вы заслужили право узнать, чем же закончилось путешествие двух друзей.
Слайд14
Шёпот: Ну а теперь я расскажу тебе самое главное. Люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое: шорох... (выводятся объекты):
Шорох: Как я рад! Только помогите мне ребята!
Учитель: Наши друзья нашли ответы на сложные вопросы, а вы им в этом очень помогли. Но Шепот и Шорох уже отправились по домам, а их дома оказались разобранными. Что же делать? Конечно, отремонтировать жилища! Слайд 15
Учитель: Докажем, что с помощью двух друзей мы стали знатоками русского языка.
Слайды 16-18
Слайд 19 Вставить пропущенные в тексте орфограммы
Рефлексия. Слайд 20
Учитель: Пришла пора прощаться со сказкой.
Дайте оценку своей работе и работе товарищей.
Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии...
10 мин
Суворовцы должны назвать пропущенные буквы
Проверка происходит по ходу объяснения.
Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта.
К доске вызываются слабые ребята, есть возможность исправить ошибку сразу же.
Задание выполняет ведущий
Отметка выставляется следующим образом: каждый суворовец берёт смайлик и дарит его тому, кто отличился в группе. Те, кто набрал большинство смайликов, получают «пятёрку», остальные отметки - по решению учителя и по ситуации, тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает учитель.
7.
Задание на самоподготовку:
Слайд 21 §46 Упр.257 (образец выполнения дан в учебнике), стр 107
Выучить словарные слова.
2 мин
Записывают в дневник
Приложение №1
РАПОРТ, рапорта, м. (фр. rapport) (офиц.). Устное или письменное донесение, официальный доклад о чем-н. высшей инстанции, начальству или сообщение в общественном порядке о выполнении поручения, взятых обязательств. Рапорт ударной бригады о перевыполнении плана. (Первонач. - воен., теперь также о всяком сообщении, имеющем общественное значение).
Термин был введён Петром I, взявшим его из голландского языка (обучался в Голландии), а голландцами видно был заимствован из французского языка, где rapport обозначает донесение (от rapporter «доносить», porter «нести»).
В словаре синонимов Н. Абрамова указаны следующие синонимы и сходные по смыслу выражения: известие, извещение, весть, повестка, уведомление, донесение, донос, доклад, сообщение, объявление, отношение, циркуляр, декларация, показание, депеша, корреспонденция, письмо, телеграмма, эстафета.
В российском военно-морском флоте (ВМФ) традиционно принято произносить с ударением на втором слоге: рапо'рт
Приложение №2
Ведущий:
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит.
Шорох по лесу шуршит.
Шорох:
- Ты куда?
Шепот:
- К тебе лечу.
Шорох:
-Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
Шепот:
-Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши -
Тишину послушай!..
Слышишь?
Шорох:
- Слышу.
Шепот:
-Что ты слышишь?
Шорох:
-Шебаршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат -
Дружно шишку шелушат.
Шепот:
-Тише, Шорох, не дыши!..
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
Шорох:
-Слышу
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Ищут, ищут лягушат.
Шепот:
-Слышишь?
Шорох:
-Слышу...
Две букашки
Спать устроились в ромашке,
Под простынку влезть хотят,
Лепестками шелестят.
Шепот:
"Звинь-звинь-звинь!"-
А это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошую шинель.
Шорох:
Он вернется с этой ели
В новой шелковой шинели
С медной шашкой,
В звонких шпорах -
И умчится в вышину...
Шепот:
-Что еще ты слышишь, Шорох:
Шорох:
-Тише!..
Слышу
Тишину...
Ведущий:
Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень раздражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!»
Шорох: «Меня все боятся!»
Шепот: «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться, почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному. Давай разберёмся. Начнём вот с чего. Что у нас общего? »
Шорох:
Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне...
Шепот: Может быть, родственники нам помогут? У меня есть дядюшка глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?
Шорох:
А у меня нет никого. Вот в чём дело!
Ведущий:
Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод.
13PAGE 15
13PAGE 14515