Презентация Прееемственность ФГТ в детском саду и ФГОС в начальной школе
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования через введение ФГТ в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.Это первый в истории российского дошкольного образования документ, который на федеральном уровне определяет:- какой должна быть Образовательная программа дошкольного учреждения, - какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных особенностей.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655Главная цель ФГТ – стандартизировать содержание дошкольного образования, предоставляемого в учреждениях и организациях различной организационно - правовой формы и ведомственной принадлежности, обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста «равный старт» - оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе.
ФГТ повышают ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы. Ориентиры конечной цели деятельности ДОУ. Раздел Образовательной программы ДОУ: «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В процессе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.«Социальный портрет выпускника» - составляют интегративные качества, которые ребенок должен приобрести в результате освоения Образовательной программы ДОУ
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В ФГТ определены требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Содержание программы: Программа состоит из 2-х частей: 1. Обязательная часть, объем не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса. Региональная. Объем - не более 20% общего объема Программы.
Содержание программы включает 4 направления развития детей: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.
ФГТ к образовательной Программе ДОУ рекомендуют основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Содержание программы обучения детей разбито на темы. Одна тема может занимать до 2-3 недель. С темой дети знакомятся в течение всего пребывания в детском саду в разных видах совместной с воспитателем деятельности: в ролевых играх, в занимательном деле (занятии), дидактических играх, в продуктивной творческой деятельности, в проектной деятельности, просмотре фильмов, презентаций, свободной игре, индивидуальной работе с детьми, чтении художественной литературы, работе в книжном уголке, беседах, взаимодействии с родителями и других формах.
Преемственность, целостность и непрерывность образовательной среды в ДОУ и в начальной школе с выходом ФГТ и ФГОС.Введение ФГТ и ФГОС является ключевым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании.
Основы для реализации на практике решения проблемы преемственности. Сопоставление ФГТ и ФГОС позволяет убедиться в том, что создана нормативная основа преемственности в непрерывной системе ДОУ – начальная школа. Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Основные выводы:ФГТ оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать. - С введением ФГТ для дошкольников и ФГОС для начальной школы программы перестали друг другу противоречить - Согласно ФГТ игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Именно в игре закладываются такие универсальные способности и свойства человека как творческое воображение, образное мышление, ориентация на позицию другого человека, умение управлять своим поведением.- Для того чтобы подготовить ребенка к школе больше нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития. - Таким образом, при качественном выполнении программы в детском саду нормально организованное развивающее дошкольное образование естественным образом обеспечивает школьную готовность, поскольку ребенок эффективно и полноценно проживает дошкольный возраст, по окончании он готов к школе интеллектуально, мотивационно, личностно.
Многолетнее тесное сотрудничество детского сада № 8 «Сказка» и МБОУ СОШ № 1Методическая работа с педагогами: Ежегодно идет работа по ознакомлению учителей с социальным положением, уровнем здоровья, с уровнем интеллектуального развития будущих учеников. Психолог школы тестирует будущих выпускников еще в стенах детского сада. В этом году результаты тестирования детей психологом полностью совпали с ожидаемыми результатами воспитателей групп. Воспитатели выпускников теперь проводят свою диагностику результатов освоения Образовательной программы и интегративных качеств, которые ребенок приобрел в результате освоения программы. Их мы тоже передали в школу, для того, чтобы учителям было понятно, с каким контингентом детей им работать, соответствие уровня развития ребенка «Портрету выпускника», чтобы организовать дифференцированный подход в обучении детей.
Методическая работа с педагогами: Проведение консультаций учителями для воспитателей детского сада по обучению грамоте: учили воспитателей, как методически правильно проводить звуковой анализ слов, решали учить или не учить в саду детей чтению, и другим вопросам. Воспитатели посещают уроки в школе. Учителя посещали занятия в детском саду, участвовали в районных семинарах. Традиция: В ноябре учебного года школа приглашает воспитателей выпускников и администрацию детского сада на открытые уроки. Мы наблюдаем за нашими выпускниками, а затем на педсовете анализируем нашу работу, обсуждаем вопросы по улучшению подготовки детей к школе. Мы ежегодно с помощью учителей проводим мониторинг успехов наших выпускников.
Работа с детьми по воспитанию желания учиться в школе, по организации легкой адаптации детей к школе, к новому коллективу: Знакомство будущих первоклассников со школой, учителями, зданием, правилами поведения в школе происходит почти за год. Дети приходят на экскурсию в школу, на урок, участвуют на уроке как первоклассники. Учитель разрешает им сидеть за столом вместе с учениками, отвечать на вопросы, как ученики, выполнять задания, и даже получать похвалу учителя за урок. Мы, воспитатели, тоже перенимаем хорошие моменты из просмотренного урока: например, в последнее посещение нам понравились методы саморефлексии учеников. Мы тоже ввели этот метод в своей работе. Теперь наши старшие ребята тоже учатся так себя контролировать, оценивать. Мы, в свою очередь, приглашаем наших бывших выпускников к нам в детский сад. Это тоже уже традиция. Первоклассники и будущие первоклассники проводят совместные мероприятия: спортивные встречи в физкультурном зале детского сада. Получают все без исключения призы или угощение.
Работа с родителями Для родителей выпускников ежегодно проводится 2 собрания. Первое приводится в стенах детского сада за несколько месяцев до выпуска. Приходят педагоги школы, психолог, заместитель директора. Они знакомят родителей с Образовательными программами, традициями школы, с будущими классными руководителями, объясняют, какие канцелярские товары подготовить, какую школьную форму приобрести, что должен уметь будущий первоклассник. И всегда учителя подчеркивали важность того, чтобы ребенок умел слушать, понимать задание, выполнять инструкции. (Что и прописано теперь в ФГТ и в ФГОС). Второе родительское собрание проводится в конце мая уже в школе, когда прошло разделение на классы. Для родителей выпускников проводятся консультации, есть раздел на сайте ДОУ, где знакомят родителей, как подготовить ребенка к школе.
Заключение.ФГТ и ФГОС требуют качественного подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Вопросы преемственности были и будут всегда. Будем работать!