Обучающий теоретико — практический семинарНовые подходы и методы преподавания
Обучающий теоретически - практический семинар
«Новые подходы и методы преподавания».
Общие цели: ознакомление учителей с содержанием модуля «Новые методы и подходы», изучение учителями ключевой роли речи в преподавании и обучении. Изучение способов инкорпорирования диалогического обучения, как части эффективного преподавания.
Результаты обучения: Учителя будут иметь представление о способах устранения барьеров, возникающих в процессе обучения в результате трансформирования практики, овладеют навыками оказания помощи учащимся в процессе обучения тому, как учиться.
Задания:
1.Качества идеального учащегося. Расположение по степени важности (ранжирование).
2. Использование метода «мозгового штурма» учителями в процессе парной работы в целях выявления факторов, препятствующих учению. Формирование списка названных факторов.
3. Работа в группах
А) Что значит научиться обучению?
Б) «Голос ученика»
В) Разработка руководства по оказании помощи обучающимся
в процессе обучения тому, как учиться.
В XXI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.
Весь «инструмент» учения у обучающегося находится в его саквояже-компетенции УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.
Данная компетенция присутствует во всех педагогических концепциях, но, особое место ей отводится в компетентностной педагогике и Европейской системе квалификации (2006 г.).
Сл.2.Определение: «Умение учиться» – это способность заниматься и упорствовать в учебе. Люди должны уметь организовать свое обучение при помощи эффективной организации времени и управления индивидуально или в группах. Компетенция включает осознание собственного процесса обучения, потребностей, определение доступных возможностей, умение устранять препятствия для того, чтобы успешно учиться. Это означает приобретение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также стремление. Умение учиться предлагает обучающимся опираться на предыдущее учение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях – дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении). Решающими условиями личной компетенции являются мотивация и доверие (самоуверенность).
Необходимые знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции
Во всех случаях умение учиться предполагает у индивида знание и понимание предпочтительных стратегий обучения, сильные и слабые стороны их умений, готовность поиска в образовании и воспитании.
Умение учиться, прежде всего, требует приобретения таких основных умений, как грамотность, умение вычислять, которые необходимы для дальнейшего обучения. Опираясь на них, ученик должен быть готов добывать, приобретать, обрабатывать и ассимилировать новые знания и умения. Это требует эффективного управления процессом обучения, рабочих образцов, и, в частности, способности упорно продолжать свое обучение, концентрироваться на длительный период и критически размышлять над целями и задачами обучения. Учащиеся должны быть готовы к посвящению времени на самостоятельное обучение, к самодисциплине, но также и к совместной работе как части процесса обучения, получая пользу от разносторонних групп; уметь поделиться тем, что они узнали. Они должны уметь оценивать свою работу, просить советы, искать информацию и поддержку.
Названные компетенции предполагают, что обучение не является феноменом, зависящим только от усилий учителя, и требуют активного участия самих учащихся в своем обучении. Успешность этого процесса зависит от степени понимания учениками того, как учиться.
Движущей силой «обучения обучению» является «метапознание».
Сл.3
Задача учителя: создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а применяемые методы будут способствовать развитию метакогнитивного или саморегулируемого обучения.