РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общепрофессиональной учебной дисциплины ОП. 04 Материаловедение по профессии среднего профессионального образования: 23.01.09 Машинист локомотива
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
_______________________________________________________________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е г о р о д а М о с к в ы
«КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общепрофессиональной учебной дисциплины
ОП. 04 Материаловедение
по профессии среднего профессионального образования:
23.01.09 Машинист локомотива
Москва
2016
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией
Общепрофессионального цикла
Протокол № 1 от «31 » августа 2016 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
____________В.Ю.Назарова
Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по профессии 23. 01. 09 Машинист локомотива в соответствии с типовой программой учебной дисциплины ОП.4 «Материаловедение» ФГБОУ «УМЦ ЖДТ»
Разработчики:
БогдановаМ.В- преподаватель ГОУ СПО Железнодорожный колледж № 52», Зинченко Е.А.- методист ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», Степанова А.В.- методист по УР ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52, принятой учебно-методической комиссией ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52 в качестве типовой программы для профессиональныхобразовательных организаций среднего профессионального образования.
Протокол № 14 от 2014 года и согласовано с Московской дирекцией филиала ОАО «РЖД»
Заместитель директора по ОУП
__________В.Н.Горячев
Преподаватель: Ламанова Л.П. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ КЖГТ
Рецензенты: ____________________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование учреждения
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ………………10
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………11
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
. Область применения программы:
Реализация среднего общего образования в пределах ОПОП программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования 23.01.09 Машинист локомотива, входящей в состав укрупненной группы 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в цикл профессиональных дисциплин, направлена на формирование следующих общих компетенций:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК.2 Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК.5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами , руководством , клиентами;
ОК.7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний( для юношей).
профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Проверять взаимодействие узлов локомотива;
ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива;
ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу;
ПК 2.2. Обеспечивать управление локомотивом;. ПК 2.3. Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива;
1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
выбирать материалы для применения в производственной деятельности;
знать:
основные свойства обрабатываемых материалов;
свойства и область применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов;
виды и свойства топлива, смазочных и защитных материалов.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 87 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузкаобучающегося - 58часов;
самостоятельная работаобучающегося - 29 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 87
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 58
в том числе: лабораторные работы 4
практические занятия 11
контрольные работы -
зачет 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 29
в том числе:
- выполнение домашнего задания: подготовка устных сообщений по предложенным преподавателем темам, выполнение творческих заданий;
- работа с дополнительной литературой, ресурсами интернета по подготовке презентаций; самостоятельное изучение отдельных тем с составлением опорных конспектов, заполнением схем и таблиц согласно методических рекомендаций преподавателя, работа с техническими справочниками. 9
20
Итоговая аттестация в форме 1 семестр зачет
2 семестр зачет
3 семестр зачет
2. 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практическиезанятия, самостоятельная работа
обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Материаловедение- как наука. Основные этапы развития, задачи. 1 1
Раздел 1. Технология металлов 55 Тема 1.1. Основы металловедения 11 2
Содержание учебного материала Общая классификация материалов, их характерные свойства, области применения.
Классификация металлов, свойства: физические, химические, механические, технологические. Способы определения основных свойств металлов. Кристаллизация металлов, явление аллотропии, анизотропии. Строение слитка. 4
Практическая работа №1
Определение твердости металлов
Практическая работа № 2
Определение удельной теплоемкости металлов 3 2
Самостоятельная работа
Работа с интернет ресурсами и подготовка презентаций по теме:«Основы металловедения» 4 Тема 1.2.Основы теории сплавов 7 2
Содержание учебного материала Система сплавов. Компоненты системы. Фазы сплавов. Структурные составляющие сплавов: твердый раствор, химические соединения, механическая смесь. Связь между структурой и свойствами сплавов.
Понятие диаграммы состояния. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Основные точки и линии диаграммы.
Критическиеточкисталей(точкиЧернова).Влияниеуглеродаипостоянныхпримесей на свойствасталей 5 Практическая работа№1
Исследование диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов
2 Тема 1.3. Железоуглеродистые, легированные и цветные сплавы 22 2
Содержание учебного материала 10 Классификация сталей, углеродистые конструкционные стали: виды, свойства, маркировка по ГОСТу, применение на подвижном составе ж/д. Общие сведения о термической обработке.сталей. Виды термической обработки: отжиг, закалка и отпуск стали. Влияние термической обработки на механические свойства стали. Общие сведения о химико- термической обработке сталей. Фазовые превращения при химико- термической обработке сталей. Виды химико- термической обработки Влияние химико-термической обработки на свойства стали. Цветные металлы и сплавы на их основе. Алюминий, медь и сплавы на их основе, характерные свойства, маркировка, применение на ж/д. Антифрикционные и подшипниковые сплавы. Магниевые, титановые сплавы, баббиты, характерные свойства, применение на ж/д.Легированные стали, их классификация. Влияние легирующих элементов на свойства сталей. Маркировка по ГОСТу. Применение на ж/д. Практическая работа № 4
Дефекты рельс
2 Лабораторная работа№1
Исследование микроструктуры сталей (до и после термической обработки)
2 Самостоятельная работа
Работа с интернет ресурсами и подготовка презентаций по теме: « Железоуглеродистые, легированные и цветные сплавы»согласно методических рекомендаций преподавателя 8 Тема 1.4 Способы обработки металлов 15 2
Содержание учебного материала
Литейное производство, Стержневые и формовочные материалы. Методы получения отливок. Специальные способы литья. Литейные сплавы, их применение на ж/д. Обработка металлов давлением, виды обработки металлов давлением: прокатка, прессование, волочение, свободная ковка, штамповка. Изделия, получаемые при обработке давлением. Способы сварки. Применение различных видов сварки в ремонте подвижного состава. Пайка, резка металлов. Применение пайки и резки металлов в ремонте подвижного состава. Обработка металлов резанием на токарных, сверлильных, фрезерных станках. 7 Практическая работа № 5
Маркировка сталей
2 Лабораторная работа№2
Исследование микроструктуры чугунов и цветных сплавов 2 Самостоятельная работа обучающихся Составление опорного конспекта с заполнением таблицы по теме: « Способы обработки металлов» согласно методическим рекомендациям преподавателя 4 Раздел 2. Электротехнические материалы 8 Тема 2.1
Проводниковые, полупроводниковые,диэлектрические и магнитные материалы 8 2
Содержание учебного материал 2
Проводниковые, полупроводниковые, диэлектрические и магнитные материалы: виды, свойства, применение на подвижном составе железных дорог Практическая работа № 6
Свойства диэлектриков, проводников, полупроводников и магнитных материалов. 2 Самостоятельная работа
Работа с интернет ресурсами и подготовка презентаций по теме: «Проводниковые, полупроводниковые,диэлектрические и магнитные материалы» согласно методических рекомендаций преподавателя 4 Раздел 3. Экипировочные материалы 4 2 Содержание учебного материала Тема 3.1.
Виды топлива
Топливо. Классификация топлива, свойства. Применение различных видов топлива на подвижном составе железных дорог. 2 2
Тема 3.2.
Смазочные материалы 2 2
Содержание учебного материала 2 Назначение смазочных материалов. Жидкие, пластичные, твердые смазочные материалы, их виды свойства Применение смазочных материалов на подвижном составе железных дорог. Раздел 4. Полимерные материалы 2
Тема 4.1.
Строение и основные свойства полимеров 2 2
Содержание учебного материала 2 Состав, строение и основные свойства полимеров. Способы получения полимеров.материалы на основе полимеров. Применение полимерных материалов на подвижном составе железных дорог. Раздел 5. Композиционные материалы 2
Тема 5.1.
Виды и свойства композиционных материалов 2 2
Содержание учебного материала 2 Композиционные материалы: назначение, виды и свойства. Способы получения. Применение композиционных материалов на подвижном составе железных дорог (элементы внутреннего оснащения вагонов, тормозные колодки и др.) Раздел 6. Защитные материалы 2 Тема 6.1.
Защитные материалы 2 2
Содержание учебного материала 2 Защитные материалы, характеристика, виды, назначение. Способы нанесения защитных материалов. Применение защитных материалов на подвижном составе железных дорог
Домашнее задание 9 Зачет 4 Всего 87 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный ( узнавание раннее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный ( выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный ( планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии лаборатория «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места-32
-рабочее место преподавателя -1;
-стол демонстрационный; -
-шкафы для методической литературы, выставочный стенд для литературы и творческих работ;
-объемныемоделиметаллических кристаллическихрешеток;
- учебные коллекции образцов черных, цветных металлов и сплавов на их основе;
- учебные коллекции образцов неметаллическихматериалов;
- схемы, таблицы по темам учебного плана
Технические средства обучения:
-телевизор «Philips»;
- DVD- плеер « BBKDV 31051»;
- презентации по темам учебного плана;
-кадаскоп «модель 524»;
–прессБринелля(ТШ);
- отсчетныймикроскоп(лупа);
- металлографическиймикроскоп
- наборизмерительногоинструмента.
3.2. Учебно- методический комплекс(УМК) учебной дисциплины:
- выписка из учебного плана по профессии СПО23.01.09 Машинист локомотива
- типовая программа учебной дисциплины ОП.4 «Материаловедение» ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», разработчики: Богданова М.В- преподаватель ГОУ СПО Железнодорожный колледж № 52», Зинченко Е.А.- методист ФГБОУ «УМЦ ЖДТ», Степанова А.В.- методист по УР ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52, принятой учебно-методической комиссией ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52 в качестве типовой программы для профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования.
Протокол № 14 от 2014 года и согласовано с Московской дирекцией филиала ОАО «РЖД»
-рабочая программа
-методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
-раздаточный дидактический материал
-информационно-методическое обеспечение
3.3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники :1. Материаловедение(металлообработка), .М., Зуев В.М., Москва, Академия,2010;
2. Материаловедение, СолнцевЮ.П.,ВологжанинаС.А.,Москва,Академия,2010;
Дополнительныеисточники :3. Электротехническоематериаловедение. Проводниковые,полупроводниковыеимагнитныематериалы,СеребряковА.С., М.ГОУУМЦЖДТ,2008;
4..Электротехническиеиконструкционныематериалы,подобщ.ред.В.А.Филикова, М.Академия,2009;
5. Основы нанотехнологии в технике, Ковшов А.Н.,НазаровЮ.Ф.,Ибрагимов И.М.,М.Академия,2010;
6. Дефектысварныхсоединений, ОвчинниковВ.В, Москва,Академия,2010;
7.. Материаловедение, иллюстрированные учебные пособия и электронные
образовательные ресурсы, Зарембо Е.Г М.:ГОУ«УМ ЦЖДТ»,2008.
8. Материаловедение и технология конструкционных материалов для железнодорожной техники , под ред.Н.Н. Воронина.М.:ГОУ«УМЦЖДТ»,2004.
9 .Медь и медные сплавы. Отечественные и зарубежныемарки, Осинцев О.Е.,
Федоров В.Н., Москва, Машиностроение,2004.
10. Топливо, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник под редакцией В.М. Школьникова Изд.-2-ое,перераб. и дополненное М. ИЦ
« Техинформ», 1999г.
11. Материаловедение. Контрольные материалы. М ОИЦ «Академия», 2010 г.
Интернет-ресурсы
1. materiall.ru (электронныйресурс«Всеоматериалахиматериаловедении»;
2.www.nait.ru (электронный ресурс «Материаловедение»)
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, выполнения обучающимися самостоятельных и творческих работ, в ходе выполнения индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых общих и профессиональных компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-выбиратьматериалы дляпримененияв производственной деятельности
Общие компетенции
ОК -1, ОК -2, ОК – 3 ОК – 4, ОК – 5, ОК – 6, ОК – 7
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. ПК 1.2.
ПК 2.1. ПК 2.2.
ПК 2.3. Форма оценки. Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу. На основе текущих выставляется итоговая отметка:
внеаудиторные самостоятельные работы;
лабораторные и практические работы;
проверка домашнего задания;
рубежный контроль;
тестирование;
тематический опрос.
Методы оценки. Мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся.
знания:
-основных свойств обрабатываемых материалов;
-знания свойств и области применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов;
- видови свойствтоплива, смазочных и защитныхматериалов;
Общие компетенции
ОК -1, ОК -2, ОК – 3 ОК – 4, ОК – 5, ОК – 6, ОК – 7
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. ПК 1.2.
ПК 2.1. ПК 2.2.
ПК 2.3. Форма оценки. Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу. На основе текущих выставляется итоговая отметка:
внеаудиторные самостоятельные работы;
лабораторные и практические работы;
проверка домашнего задания;
рубежный контроль;
тестирование;
тематический опрос.
Методы оценки. Мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся.