Основы безопасности жизнедеятельности. Пожарная безопасность


«Основы безопасности жизнедеятельности. Пожарная безопасность»
ПОЖАРНАЯ УГАДАЙ-КА!Т е с т о в ы е  з а д а н и я  «Пожарная азбука»:
«П» – закончи пословицу.
1. Из искры пожар рождается
2. Без дыма нет огня
3. Москва от копеечной свечи сгорела
4. Огонь хороший слуга, но плохой хозяин
5. Правда в огне не горит и в воде не тонет
6. Огонь – друг и враг человека
7. Спичка – невеличка, огонь – великан
«О» – отгадай загадку.
Спят смирно дочки в коробке-домике,
У сонь, у тихонь в голове огонь. (Спички.)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь. (Костер.)
Его просят, его ждут,
А придет – прятаться начнут. (Дождь.)
В степи ударили шашкой,
А конец за горами сверкнул. (Молния.)
Красный теленок черную корову лижет. (Огонь, котел.)
Через поле и лесок
Подает он голосок,
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно – там. (Телефон.)
По деревне прошел – ничего не оставил. (Огонь.)
«Ж» – живопись. Конкурс живых картин « Огонь – не забава!»
«А» – автора! Кто автор строк?
«Р» – рисунок.
«Осторожно – огонь!»
Занятие 1
Тема: причины возникновения пожара
Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности.
Ход занятия
I. Рассказ о причинах возникновения пожаров.
Учитель. В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники – все связано с огнем.
Долгие годы потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.
Но, как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.
Все вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?
Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И, тем не менее, количество пожаров растет.
Почему происходят пожары?
Вот лишь несколько типичных случаев:
1) Пожар возник от неосторожности обращения со свечой шестилетнего мальчика. В прихожей квартиры находилось много макулатуры. Из-за ожога горячим воском мальчик выронил свечу, бумага загорелась. Малыш испугался и убежал. Пожар быстро распространился по квартире и отрезал путь к спасению. Мальчик погиб.
2) Десятилетний Андрей шел к маме на работу и увидел бочку с какой-то жидкостью на дне. Он бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги.
3) Десятилетняя Наташа зажигала у елки бенгальские огни. Искры попали на вату, произошел пожар. Сгорела часть комнаты. К счастью, дома были взрослые.
Не понимая опасности подобных игр с огнем, вы, ребята, разжигаете костры вблизи строений, поджигаете мусор в баках, старую траву, тополиный пух, пускаете горящие «самолетики» и можете стать виновниками пожаров.
Но кроме того, бывают случаи, когда дети, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному ложные сведения о пожаре. Но может быть в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте?! А ребячья шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию ваших родителей и вас самих.
Пожар – это страшное зрелище. Особенно страшными бывают пожары в детских садах, школах. Вы помните, наверное, недавнюю трагедию, которая произошла в якутском поселке, когда во время пожара в школе погибло 22 ребенка.
II. Инструктирование по правилам пожарной безопасности.
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:
1. Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей.
2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.
3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.
4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.
5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, солярки).
6. Не оставляйте не затушенных костров – это может привести к пожару.
7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.
Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.
III. Беседа «Сделать правильный выбор».
В о п р о с ы:
1. Были ли вы свидетелями пожара?
2. Какова была причина пожара?
3. Где у вас дома хранятся спички?
4. Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они?
IV. Учитель. Придумайте начало и конец рассказа.
… Костер начал разгораться все сильнее и сильнее. Искры  взлетали высоко. Вот уже загорелась сухая трава вокруг костра, а ведь рядом был лес! Но мальчишки не растерялись. Они стали забрасывать костер … (песком). Постепенно огонь уменьшился и угас.
III. Итог занятия.
Учитель (напоминает детям). Пожар легче предупредить, чем погасить. Маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Назовите, ребята, основные причины возникновения пожаров.
Учащиеся (с помощью учителя). Основными причинами возникновения пожаров являются шалости детей со спичками, неаккуратное обращение с легковоспламеняющимися материалами, несоблюдение правил пожарной безопасности.
Учитель. Дорогие ребята!
Где бы вы не находились, всегда и везде помните о правилах пожарной безопасности:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол прожег,
Не смотри, не жди, не стой;
А залей его водой.
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить,
О пожаре сообщить.
Стихотворение учитель предлагает детям выучить наизусть.