Выступление по теме ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» КАК ПУТЬ К ОСВОЕНИЮ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» КАК ПУТЬ К ОСВОЕНИЮ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Для того чтобы разобраться в сути данного вопроса, необходимо заглянуть в историю его развития. В 2001 г. в документе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е. ключевых компетенций. Концепция модернизации определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. В том же году появляется еще один документ – проект «Стратегии модернизации содержания общего образования», в котором уже более точно определены ключевые (базовые) компетенции выпускника:
– принятие активной жизненной и профессиональной позиции;
– ответственность за собственное благосостояние и за состояние общества, способность к самоорганизации;
– ориентация на социальное и профессиональное самоопределение и самореализацию;
– освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений;
– способность вхождения в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество (информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание);
– толерантность (терпимость к чужому мнению), умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
– достижение современного общекультурного уровня;
– правовая культура (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства)
В дальнейшем отечественные исследователи (В.А. Болотов, В.В.Сериков, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) представляли свои подходы к понятию «ключевые (базовые) компетенции», которые характеризовали последние как универсальные компетентности, создающие основу для формирования предметных компетенций, более узких и специальных.
В 2008 г. был объявлен эксперимент по освоению новых стандартов общего образования.
В Концепции указаны основные отличия стандарта общего образования второго поколения от предыдущего:
1) его ориентация на интегральные результаты образования, т.е. компетенции;
2) одновременная регулировка как целей, содержания и ожидаемых результатов образования, так и условий их достижения.
Это означает, что компетентностный подход закладывается в саму идеологию стандарта и будет последовательно реализовываться в целом ряде документов: при описании формируемых универсальных действий, создании ориентиров для системы оценивания учебных достижений, разработке рекомендаций по проектированию учебного процесса, направленного на достижение планируемых результатов образования.
Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее
Востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю.

Эти компетенции будут формироваться в ходе усвоения следующих видов универсальных учебных действий:
– личнос регулятивных (включающих так же действия саморегуляции);
– познавательных;
– коммуникативных.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Именно, общеучебные умения, (универсальные учебные действия) – самое главное, что остаётся после школы.
Авторы Образовательной системы «Школа 2100» одними из первых выстроили систему общеучебных умений для начальной, основной и старшей школы. В представленной таблице мы видим соответствие общеучебных умений программы «Школа 2100» универсальным учебным действиям по стандарту второго поколения.
Общеучебные умения. (Образовательная система «Школа 2100»)
Универсальные учебные действия
(Концепция новых стандартов общего образования)

Организационные умения - организовывать свою деятельность
Интеллектуальные умения - мыслить и работать с информацией
Оценочные умения - делать выбор в мире ценностей и поступков
Коммуникативные умения - общаться, взаимодействовать с людьми

Регулятивные действия - обеспечивают организацию учебной деятельности
Познавательные универсальные действия – поиск информации установление связей и отношений преобразование
Личностные действия - ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма)
Коммуникативные действия - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности


Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Технологии «Школы 2100»:
Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала).
Технология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов).
Технология оценки учебных успехов (контроль результатов).
Проблемно - диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного диалога. Постановка учебной проблемы - этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог:
Организационные – умение решать проблемы
Коммуникативные – вести диалог
Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Технология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов). Цель данной технологии - анализ текста. На первом этапе – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпритации и, главное, её корректировка объективным авторским смыслом.
Если новая цель – умения, а не знания, то как быть с их объёмом?
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.