РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04.СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04.Составление и использование бухгалтерской отчетности
для специальностей среднего профессионального образования
основной профессиональной образовательной программы СПО –
программы подготовки специалистов среднего звена
2014 г.
Рабочая программа профессионального модуля Пм 04.«Составление и использование бухгалтерской отчетности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (повышенный уровень)
Согласовано на заседании
цикловой комиссии 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
протокол № 1 от 30.08.2014г.
Председатель цикловой
комиссии___________О.В.ДобышеваУТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________И.В.Накладнова30.08.2014г.
Организация-разработчик: ГБПОУ СПО «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
Разработчик: Добышева Оксана Владимировна, преподаватель
Липатова Дина Анатольевна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
8
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
23
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
28
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04.Составление и использование бухгалтерской отчетности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) СПО38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (повышенный уровень) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ПМ 04.Составление и использование бухгалтерской отчетностии соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 4.5.Организовывать составление форм бухгалтерской отчетности и налоговых декларацийорганизации с использованием программы 1С:Бухгалтерия.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при освоении рабочей профессии 23369 «Кассир» в рамках специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (повышенный уровень).
Уровень образования: среднее (полное) общее образование. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
-составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
-участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
-анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
уметь:
-отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
-определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
-закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
-устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
-осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;
- осуществлять расчет влияние факторов на результат с применением методов факторного анализа;
- проводить проверку сопоставимости и согласованности бухгалтерской отчетности;
- рассчитывать коэффициенты рентабельности;
- проводить факторный анализ рентабельности;
- проводить анализ состава, структуры и движения собственного капитала;
- рассчитывать чистые активы предприятия;
- проводить анализ состава, структуры и движения денежных средств предприятия;
- рассчитывать чистые денежные потоки предприятия; проводить анализ структуры амортизируемого имущества предприятия;
- проводить анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия
.
обобщать результаты анализа финансового состояния предприятия;
- использовать налоговые показатели при анализе финансовой отчетности;
-составлять формы бухгалтерской отчетности и налоговые декларации организации с использованием программы 1С:Бухгалтерия.
знать:
-определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
-механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
-методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
-порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
-методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
-требования к бухгалтерской отчетности организации;
-состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
-бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;
-методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
-процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
-порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
-порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
-сроки представления бухгалтерской отчетности;
-правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
-формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
-форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению;
-форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
-сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
-содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;
-порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
- понятие финансовой отчетности как источника информации об имущественном положении хозяйствующего субъекта;
-методы финансового анализа;
-виды и приемы финансового анализа;
-процедуры анализа бухгалтерского баланса;
-порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
-порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
-процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
-порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
-состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
-процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
-принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и анализа финансового цикла;
-процедуры анализа отчета о прибыли и убытках;
- процедура анализа отчета о движении денежных средств;
-процедуру анализа отчета о движении капитала;
- процедуру анализа пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
-процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
-процедуры анализа влияния факторов на прибыль;
- понятие, виды и формы статистической отчетности;
- методику налогового анализа;
- основные принципы организации составления форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с использованием программы 1С: Бухгалтерия.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 972часа, в том числе:
-максимальной учебной нагрузки обучающегося – 828часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 552 часа;
самостоятельной работы обучающегося –276часов;
- производственной практики –144часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля ПМ 04.«Составление и использование бухгалтерской отчетности» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 4.5. Организовывать составление форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций организации с использованием программы 1С:Бухгалтерия.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования
разделов
профессионального модуля Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяПроизводственная
(по профилюспециальности),
часов
Производственная практика (преддипломная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы ипрактические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа,
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая
работа,
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 4.1.-
ПК 4.4.
Раздел 1. Составление бухгалтерской отчетности
МДК.04.01. Технология составления бухгалтерскойотчетности
Раздел 2. Использование бухгалтерской отчетности
МДК.04.02. Основы
анализа бухгалтерской отчетности 429
399
286
266 100
122 - 143
133 - 108 36
Производственная практика 144 36
Всего: 972 552 222 - 276 - 108 36
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Составление бухгалтерской отчетности
МДК.04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности 828
429 Тема 1.1. Бухгалтерская отчетность
Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
- составлять бухгалтерский баланс;
- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
- давать экономическую интерпретацию основных статей бухгалтерского баланса.
знать:
- состав отчетности;
- виды балансов;
-определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
-механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
-экономическую интерпретацию бухгалтерского баланса. 36 2
Содержание
1.Определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации.
2.Виды балансов. Логика наполнения и структурирования баланса.
3.Экономическая интерпретация основных статей бухгалтерского баланса.
4.Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период. Практические занятия 20 3
1,2.3,4,5.Построение бухгалтерского баланса.Построение бухгалтерского балансас использованием программы 1С:Бухгалтерия. 6,7,8,9,10.Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации. Тема 1.2. Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации
Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
-определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
-закрывать учетные бухгалтерские регистры. 30 2
знать:
-методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
-порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
-методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
Содержание
1.Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.
2.Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.
3.Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период. Практические занятия 20 3
1,2,3,4,5.Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период. 6,7,8,9,10.Закрытие учетных бухгалтерских регистров. Тема 1.3.Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности
Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
-заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
знать:
-требования к бухгалтерской отчетности организации;
-состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
-бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности; 62
2
-методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
-процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
-порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
-порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
-сроки представления бухгалтерской отчетности;
-правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций.
Содержание
1.Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности.
2.Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности.
3.Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности.
4.Процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
5.Порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета.
6.Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости.
7.Сроки представления бухгалтерской отчетности,
правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций. Практические занятия 20 3
1,2,3,4,5.Устанавление идентичности показателей бухгалтерских отчетов. 6,7,8,9,10.Составление бухгалтерской отчетности и использование ее для анализа финансового состояния организации. Анализ финансового состояния организации с использованием программы 1С:Бухгалтерия. Тема 1.4.Формы отчётности, сроки представления Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
-устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
-осваивать новые формы бухгалтерской отчетности.
знать:
-формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
-форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению;
-форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
-сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
-содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;
-порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах. 58 2
Содержание
1.Формы налоговых деклараций по налогам и сборам.
2.Формы налоговой декларации по ЕСН.
3.Формы статистической отчетности.
4.Сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики.
5.Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению.
6.Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах. Практические занятия 40 3
1,2,3,4.Группировка и перенесение обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности. 5,6,7,8.Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу. 9,10,11,12.Заполнение налоговых деклараций по налогам и сборам. Заполнение налоговых деклараций по налогам и сборам с использованием программы 1С:Бухгалтерия. 13,14,15,16.Заполнение налоговой декларации по ЕСН.Заполнение налоговой декларации по ЕСНс использованием программы 1С:Бухгалтерия. 17,18,19,20.Составление отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды. МДК.04.02. Основы
анализа бухгалтерскойотчетности
Тема 2.1. Методологические основы
анализа финансовой отчетности
Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
- осуществлять расчет влияние факторов на результат с применением методов факторного анализа; 399
36 2
- проводить проверку сопоставимости и
взаимной согласованности информационных показателей.
знать:
- понятие финансовой отчетности как источника информации об имущественном положении хозяйствующего субъекта;
- виды финансовой отчетности;
- виды и приемы финансового анализа;
- методы финансового анализа.
Содержание
1.Исторические предпосылки возникновения финансового анализа.
2.Понятие финансовой отчетности как источника информации об имущественном положении и финансовых результатах хозяйствующих субъектов рыночной экономики
3. Предмет, цели и задачи анализа финансовой отчетности.
4.Виды финансового анализа: внутренний, внешний.
Особенности, содержание каждого из видов
финансового анализа.
5. Системы показателей, факторов, резервов повышения эффективности деятельности организации, их классификация.
6. Традиционные приемы экономического анализа: относительные и средние величины, сравнение, группировка.
7. Традиционные приемы элиминирования: способ цепных подстановок, способ разниц, корректировок, интегральный, структурных сдвигов.
8. Методы анализа финансовой (бухгалтерской)
отчетности: горизонтальный, вертикальный,
факторный, трендовый, коэффициентный,
сравнительный; их характеристика.
9. Проверка полноты и достоверности информации, экономической обоснованности, сопоставимости и
взаимной согласованности информационных показателей. Практические занятия 18 3
1,2,3,4,5,6,7. Решение практических примеров на расчет влияние факторов на результат с применением метода цепных подстановок и других методов факторного анализа. 8,9. Оценка достоверности и правильности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Тема 2.2. Анализ финансового состояния организации Обучающийся в ходе освоения профессионального
модуля должен:
уметь:
- работать с бухгалтерской отчетностью;
- оценивать платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность предприятия.
знать:
-систему показателей финансового состояния;
-процедуру анализа бухгалтерского баланса;
-порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
-порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям 58 2
баланса;
-процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
-принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и анализа финансового цикла;
-состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации.
Содержание
1.Понятие финансового состояния.
2.Задачи анализа финансового состояния.
3.Цель анализа финансового состояния.4.Система показателей финансового состояния предприятия.
5. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей: разработка аналитического баланса, горизонтальный и вертикальный анализ.
6. Порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса.
7. Порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса.
8.Методика анализа ликвидности бухгалтерского баланса.
9.Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности.
10.Процедуры анализа показателей финансовой устойчивости.
11.Принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технология расчета и анализа финансового цикла.
12.Понятие финансовой несостоятельности (банкротства) организации. Методика финансового анализа неплатежеспособных организаций. Практические занятия 62 3
1,2.Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса. 3,4.Верикальный анализ бухгалтерского баланса. 5,6. Определение результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса. 7,8. Оценка структуры имущества предприятия и его источников по данным бухгалтерского баланса. 9,10,11,12.Анализ ликвидности бухгалтерского баланса. 13,14,15,16,17.Расчет финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности. 18,19,20,21,22.Анализ показателей финансовой устойчивости. 23,24,25,26. Оценка деловой активности организации и анализа финансового цикла. 27,28,29,30,31 Анализ несостоятельности предприятия. Тема 2.3. Анализ финансовых результатов
деятельности предприятия
Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
- проводить анализ влияния факторов на прибыль;
- рассчитывать коэффициенты рентабельности;
- проводить факторный анализ рентабельности.
знать:
- процедуры анализа уровня и динамики финансовых12 2
результатов по показателям отчетности;
- процедуры анализа влияния факторов на прибыль.
Содержание
1.Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности.
2. Анализ затрат, произведенных организацией: основные виды и признаки классификации
расходов организации, анализ расходов по элементам
3. Анализ влияния факторов на прибыль. Анализ динамики прибыли.
4. Анализ распределения и использование прибыли: анализ формирования чистой прибыли, анализ
распределения, использования чистой прибыли остающейся в распоряжении предприятия.
5. Оценка воздействия финансового рычага. Сущность финансового рычага. Расчет коэффициента финансового рычага.
6. Факторный анализ рентабельности организации. Анализ рентабельности: система показателей рентабельности и их взаимосвязь; методика исчисления показателей рентабельности; детализация анализа рентабельности капитала по факторам; выявление
возможностей повышения экономической эффективности и рентабельности предприятия. Практические занятия 18 3
1,2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия с использованием программы 1С:Бухгалтерия.
3,4. Анализ распределения и использования прибыли.
5,6,7. Расчет и оценка коэффициентов финансового рычага. 8.9. Анализ рентабельности деятельности предприятия. Тема 2.4. Основы анализа отчета об изменениях капитала. Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
- проводить анализ состава, структуры и движения собственного капитала;
- рассчитывать чистые активы предприятия.
знать:
- процедуры анализа отчета об изменении капитала:
- методику расчета и оценки чистых активов предприятия.
Содержание
1.Анализ состава, структуры и движения собственного капитала.
2. Оценка использования собственного капитала.
3.Расчет и оценка чистых активов. 6 2
Практические занятия 4 3
1,2. Анализ отчета об изменении капитала. Тема 2.5. Основы анализа отчета о движении денежных средств. Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
- проводить анализ состава, структуры и движения денежных средств предприятия;
- рассчитывать чистые денежные потоки предприятия.
знать:
- процедуры анализа отчета об изменении капитала.
Содержание
1.Методика анализа движения денежных средств организации по данным отчета о движении денежных 4 2
средств организации.
2. Показатели анализа достаточности денежных поступлений для финансирования оборотного капитала организации. Практические занятия 4 3
1,2. Анализ отчета о движении денежных средств Тема 2.6. Основы анализа пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
- проводить анализ структуры амортизируемого имущества предприятия;
- проводить анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия.
знать:
- процедуры анализа пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
Содержание
1.Методика анализа структуры и движения амортизируемого имущества.
2.Анализ структуры и движения заемного капитала.
3. Методика анализа дебиторской задолженности. Расчет коэффициентов оборачиваемости задолженности.
4. Методика анализа кредиторской задолженности.
5. Анализ затрат организации в разрезе отдельных элементов.
6. Методика анализа движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. 14 2
Практические занятия 10 3
1,2,3,4,5.Анализа пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Тема 2.7. Особенности анализа консолидированной отчетности. Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
- обобщать результаты анализа финансового состояния предприятия.
знать:
- понятие консолидированной отчетности;
- процедуры анализа консолидированной отчетности.
Содержание
1. Сущность консолидированной отчетности.
2. Процедуры и принципы подготовки консолидированной и представления консолидированной отчетности.
3. Методы первичной отчетности консолидации.
4.Анализ консолидированной отчетности.
5.Обобщение результатов анализа финансового состояния предприятия и определение
путей финансового оздоровления 10 2
Практические занятия 6 3
1,2,3.Выработка практических предложений по изменению деятельности организации по результатам анализа финансового состояния. Тема 2.8. Использование статистических и налоговых показателей при анализе финансовойотчетности. Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
-использовать налоговые показатели при анализе финансовой отчетности. 4 2
знать:
- понятие, виды и формы статистической отчетности;
- методику налогового анализа.
Содержание
1.Понятие, виды, формы статистической отчетности. 2. Использование статистических показателей при анализе финансового состояния предприятия. 3. Использование налоговых показателей при анализе финансовой отчетности. Методы налогового анализа. Самостоятельная работа при изучении профессионального модуляпм 04.«Составление и использование бухгалтерской отчетности»
Раздел 1. Составление бухгалтерской отчетности
МДК.04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности
Тема 1.1. Бухгалтерская отчетность
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Активное слушание лекции
Конспектирование основных положений
На практических занятиях: Построение бухгалтерского баланса.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Экономическая интерпретация основных статей бухгалтерского баланса.
Тема 1.2. Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.
На практических занятиях: Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации
Тема 1.3.Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Конспектирование «Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости».
На практических занятиях: Составление бухгалтерской отчетности.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Тема 1.4.Формы отчётности, сроки представления
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Конспектирование «Формы налоговых деклараций по налогам и сборам».
На практических занятиях: Заполнение налоговых деклараций по налогам и сборам.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности.
Раздел 2. Использование бухгалтерской отчетности
МДК.04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности
Тема 2.1. Методологические основы анализа финансовой отчетности
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Конспектирование основных положений. Анализ схем показателей, факторов, резервов. Типы факторных моделей и способы их трансформации.
На практических занятиях: Анализ показателей с помощью методов финансового анализа.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспектов и нормативных документов по основам финансового анализа финансовой отчетности. Проработка упражнений рабочей тетради.
Тема 2.2. Анализ финансового состояния организации
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Конспектирование основных положений.
На практических занятиях: Решение производственных ситуаций на анализ бухгалтерского баланса, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Выявление «больных» и «хороших» статей отчетности. Оценка состава, структуры и динамики имущества по степени рациональности формирования и источников имущества по типу финансовой политики.
Ключевые индикаторы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Тема 2.3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Активное слушание лекции, конспектирование основных положений
На практических занятиях: Решение производственных ситуаций на анализ прибыли и рентабельности.
Внеаудиторная самостоятельная работа Проработка конспектов и нормативных документов по основам финансового анализа финансовой отчетности. Проработка упражнений рабочей тетради.
Тема 2.4. Основы анализа отчета об изменениях капитала.
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Активное слушание лекции, решение задач.
На практических занятиях: Решение производственных ситуаций по отчету об изменении капитала.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспектов и нормативных документов по основам финансового анализа финансовой отчетности. Проработка упражнений рабочей тетради.
Тема 2.5. Основы анализа отчета о движении денежных средств
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Активное слушание лекции, решение задач
На практических занятиях: решение производственных ситуаций по отчету о движении денежных средств..Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспектов и нормативных документов по основам финансового анализа финансовой отчетности. Проработка упражнений рабочей тетради.
Тема 2.6. Основы анализа пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Активное слушание лекции, решение задач
На практических занятиях: решение производственных задач на основе формы № 5.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспектов и нормативных документов по основам финансового анализа финансовой отчетности. Проработка упражнений рабочей тетради.
Тема 2.7. Особенности анализа консолидированной отчетности
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Активное слушание лекции, решение задач, анализ полученных результатов.
На практических занятиях: решение задач, анализ полученных результатов.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспектов и нормативных документов по основам финансового анализа финансовой отчетности. Проработка упражнений рабочей тетради.
Тема 2.8. Использование статистических и налоговых показателей при анализе финансовойотчетности.
Аудиторная самостоятельная работа:
На лекциях: Активное слушание лекции, решение задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспектов и нормативных документов по основам финансового анализа финансовой отчетности. Проработка упражнений рабочей тетради.
Производственная практика (по профилю специальности)
В подготовке специалистов важное значение имеет производственная практика. Целенаправленная практика позволяет закрепить теоретические знания, приобрести практические навыки: по составлению бухгалтерской отчетности и использованию ее для анализа финансового состояния организации; составлению налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки.
Содержание производственных практик тесно связано между собой, закрепляет теоретический материал и в логической последовательности отражает процесс обработки и использования в управлении производством учетной информации.
Цель практики - освоение форм бухгалтерской отчетности, выполнение поручения по перерегистрации организации в государственных органах, анализ информации о финансовом положении организации.
Задачи практики:
- закрепление и углубление теоретических знаний в области составления и использования бухгалтерской отчётности;
- сбор фактического материала для курсовых работ и дипломной работы.
Виды работ
Производственная практика (по профилю специальности)
Раздел 1. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества
МДК.02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организацииТема 1.1. Бухгалтерская отчетность
1.Построение бухгалтерского баланса.
2.Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации.
Тема 1.2. Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации
1.Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
2.Закрытие учетных бухгалтерских регистров.
3.Составление шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.
4.Определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
Тема 1.3.Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности
1.Устанавление идентичности показателей бухгалтерских отчетов.
2.Составление бухгалтерской отчетности и использование ее для анализа финансового состояния организации.
Тема 1.4.Формы отчётности, сроки представления
1.Группировка и перенесение обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности.
2.Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
3.Заполнение налоговых деклараций по налогам и сборам.
4 Заполнение налоговой декларации по ЕСН.
5.Составление отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.
Производственная практика (преддипломная практика)
МДК.04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности
Тема 2.1. Методологические основы анализа финансовой отчетности
1. Расчет влияние факторов на результат с применением метода цепных подстановок и других методов факторного анализа
2. Оценка достоверности и правильности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Тема 2.2. Анализ финансового состояния организации
1. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса.
2. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса.
3. Определение результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса.
4. Оценка структуры имущества предприятия и его источников по данным бухгалтерского баланса.
5. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса.
6. Расчет финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности.
7. Анализ показателей финансовой устойчивости.
8. Оценка деловой активности организации и анализа финансового цикла.
9. Анализ несостоятельности предприятия.
Тема 2.3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
1.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
2. Анализ распределения и использования прибыли.
3. Расчет и оценка коэффициентов финансового рычага.
4. Анализ рентабельности деятельности предприятия.
Тема 2.4. Основы анализа отчета об изменениях капитала
1.Анализ отчета об изменении капитала.
Тема 2.5. Основы анализа отчета о движении денежных средств
1.Анализ отчета о движении денежных средств.
Тема 2.6. Основы анализа пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
1.Анализа пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Тема 2.7. Особенности анализа консолидированной отчетности
Выработка практических предложений по изменению деятельности организации по результатам анализа финансового состояния.
Всего 276
143
28
25
41
49
133
27
60
15
5
4
12
8
2
144
108
26
20
32
30
36
4
16
8
2
2
2
2
972 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля ПМ 04.«Составление и использование бухгалтерской отчетности» предполагает наличие учебных кабинетов:
1 Кабинеты:
1.1 Кабинет бухгалтерского учета, теории бухгалтерского учета
1.2 Кабинет налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности, документационного обеспечения управления
2 Лаборатории:
2.1 Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности, учебной бухгалтерии, компьютеризации профессиональной деятельности
2.2 Лаборатория информатики и ЭВМ
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности, учебной бухгалтерии, компьютеризации профессиональной деятельности
Автоматизированное рабочее место в комплектации SamsungSamtron (15 комп.);
-Автоматизированное рабочее место;
-СЕКРЕТАРЬ в комплекте;
-Магнитола LD-864, микрофон;
-Мультимедийное оборудование в комплектации Проектор InFocus;
-Ноутбук TOSHIBA L300/L300.
Технические средства обучения:
Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности, учебной бухгалте-рии, компьютеризации профессиональной деятельности Средства обучения:
Учебно – наглядные пособия.
Изобразительные пособия
Плоскостные пособия
Плакаты:
Бухгалтерский баланс.
Классификация затрат на производство продукции.
Перечень и краткая характеристика допущений и требований, применяемых в бухгалтерском учете.
Организация учета затрат на производство.
Расчеты чеками.
Расчеты платежными поручениями.
Аналитический учет поступления основных средств.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам.
Оборотная ведомость по аналитическим счетам.
Передача материалов в производство.
Поступление товаров.
Поступление основных средств.
Выбытие основных средств.
Ввод начальных остатков по основным средствам.
Поступление нематериальных активов.
Поступление материалов.
Журналы документов.
Принятие к учету нематериальных активов.
Знаковые пособия.
Схематические:
1.Схема активного счета.
2.Схема пассивного счета.
Вербальные средства обучения:
Методические указания по темам:
2.1. «Учет денежных средств и расчетов».
«Учет основных средств».
«Учет материалов».
«Учет труда и заработной платы»
«Учет затрат».
«Учет готовой продукции, реализация».
«Учет фондов, резервов».
«Учет кредитов и займов».
«Учет финансовых результатов».
2.10. «Бухгалтерская отчетность».
Компьютерные обучающие программы:
3.1.АСУ «Спрут» - подсистема «Тестирование» - мастер;
3.2.Программный продукт (1С:Бухгалтерия, бюджетная);
3.3.Программный продукт (1С:Бухгалтерия, сетевая версия, комплексная конфигурация);
3.4.Видеокурс «1С:Бухгалтерия»;
3.5.Видеокурс «Зарплата + Кадры».
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности, учебной бухгалте-рии, компьютеризации профессиональной деятельности:
-Автоматизированное рабочее место в комплектации SamsungSamtron (15 комп.);
-Автоматизированное рабочее место;
-СЕКРЕТАРЬ в комплекте;
-Магнитола LD-864, микрофон;
-Мультимедийное оборудование в комплектации Проектор InFocus;
-Ноутбук TOSHIBAL300/L300;
-Программный продукт (1С:Бухгалтерия, бюджетная);
-Программный продукт (1С:Бухгалтерия, сетевая версия, комплексная конфигурация);
-Видеокурс «1С:Бухгалтерия»;
-Видеокурс «Зарплата + Кадры».
4.2. Информационное обеспечение обучения
Программа подготовки специалистов среднего звена обеспечивается учебно-методической документацией по модулю ПМ 04.«Составление и использование бухгалтерской отчетности».
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация программы подготовки специалистов среднего звена обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню модулей. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и до-полнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучаю-щихся.
Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.О бухгалтерском учете. Федеральный Закон.
2.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению.
3.Антони Роберт Н. Основы бухгалтерского учета. - М., 2013.-673с.
4.Артеменко В.Г. Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: Дело и сервис, 2012.
5.Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. - М: Бухгалтерский учет, 2012.
6.Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия- М.: ИНФРА-М, 2012. – 215с.
7.Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2012.
8.Патрушева С.М., Веретенникова Е.Г., Савельева Н.Г. Компьютер в работе бухгалтера.- Ростов-на-Дону: ИЦ «МарТ», 2010.
9.Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. – М.: Финансы и статистика, 2008.- 720с.
10.Шеремет А.Д. Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.:. ИНФРА-М, 2012.
Интернет-ресурсы:
1. Федосова Т.В. Бухгалтерский учет: конспект лекций/ Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012.http://www.aup.ru/books/i013.htm
2.Федосова Т.В. (Таганрог:ТТИ ЮФУ, 2012). Бухгалтерский учет: Учебное пособие Административно-управленческий портал AUP.Ruhttp://www.aup.ru/books/m176/3.Т.В.Федосова Бухгалтерский учетКонспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. http://www.aup.ru/books/m176/13_1.htm
Дополнительные источники:
1. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование/ Под. Ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. М.:. Финансы и статистика,2012г.
2.Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учеб.пособие: В 2 ч. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2013.
3.Коваль Л. С. «Бухгалтерский (финансовый) учет» Учебно-методическое пособие: Гелиос АРВ, 2012 г. –464 с.
4.Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций: методология, задачи, ситуации, тесты: Учеб.пособие для студ. вузов / З. Д. Бабаева, В. А. Терехова, И. М. Рендухов, Т. Н. Шеин. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 544 с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
ГБПОУ СО «ТЛК им.Н.И.Кузнецова» самостоятельно разрабатывает и утверждает программу подготовки специалистов среднего звена, включающей в себя базисный учебный план по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпуск-ник, определяют содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании программы подготовки специалистов среднего звена образовательное учреждение:
использует объем времени, отведенный на вариативную часть циклов программы подготовки специалистов среднего звена, увеличивая при этом объем времени, отведенный на модули обяза-тельной части;
определяет для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию ра-бочего, согласно приложению к ФГОС;
ежегодно обновляет программу подготовки специалистов среднего звена (в части состава дис-циплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реа-лизацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, осо-бенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко форму-лирует требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обеспечивает эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершен-ствованием управления ею со стороны преподавателей;
обеспечивает обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной обра-зовательной программы;
формирует социокультурную среду, создавая условия, необходимые для всестороннего раз-вития и социализации личности, сохранения здоровья обучающегося, способствует развитию вос-питательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого само-управления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;предусматривает в целях реализации компетентностного подхода использование в образова-тельном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуля-ций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Учебные дисциплины и модули, изучение которых предшествует освоению данного модуля ПМ 04.«Составление и использование бухгалтерской отчетности»:
1.Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.Экономика организации
3.Документационное обеспечение управления
4.Финансы, денежное обращение и кредит
5.Налоги и налогообложение
6.Основы бухгалтерского учета
7.Аудит
8.ПМ 01.Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
9.ПМ 02.Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
10.ПМ 03..Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
11.ПМ 05.Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации
Оценка качества программы подготовки специалистов среднего звена включает текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию обучающихся. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждому профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обуча-ющихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Для аттестации обучающихся на со-ответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей программы подготовки специалистов среднего звена (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
Образовательным учреждением созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по междисциплинарным курсам профессио-нального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме препо-давателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. Оценка ка-чества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является пред-ставление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении тео-ретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональ-ной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигну-тых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной прак-тики. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту дипломной работы. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содер-жанию одного или нескольких профессиональных модулей.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы подготовки специалистов среднего звена по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствую-щей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освое-ние обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 лет.
Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК4.1.Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации. Тестирование
ПК 4.2.Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
В установленные законодательством сроки составление форм бухгалтерской отчетности. Тестирование
ПК 4.3.Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
Составление налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, налоговых деклараций по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. Тестирование
ПК 4.4.Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. Тестирование
ПК 4.5. Организовывать составление форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций организации с использованием программы 1С:Бухгалтерия. Составление форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций организации с использованием программы 1С:Бухгалтерия. Устный экзамен
(теория + демонстрация практического опыта)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки
результата Формы и методы
контроля и оценки
1 2 3
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Проявление интереса к будущей профессии Тестирование
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества. Тестирование
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Ответственность за принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Тестирование
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использование различных источников, включая электронные. Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Тестирование
ОК 5.Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. Анализирование и оценивание информации с использованием информационно-коммуникационных технологий. Тестирование
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Эффективное общение с коллегами, руководством, потребителями. Тестирование
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Самоанализ и коррекция результатов собственной работы. Тестирование
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля. Тестирование
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Ориентация в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Тестирование