Презентация Воспитательные технологии в образовательном процессе


Воспитательные технологии Собственные и нарицательные имена существительные Цибуцинина Светлана Анатольевна Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся. Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. • Диагностирование• Целеполагание• Проектирование• Конструирование• Организационно – деятельностный компонент• Контрольно – управленческий компонент• Содержательный компонент Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требованияПередача социального опытаПостановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого делаСоздание ситуации успеха 1. Общепедагогические технологии воспитательного процесса 2. Частно - методические воспитательные технологии 3. Локальные (модульные ) воспитательные технологии 4. Современные воспитательные технологии Воспитательные технологии: Общепедагогические технологии воспитательного процесса Воспитательная системаДетского центра«Артек» Авторская модель«Русская школа»(И. Ф. Гончарова,Л. Н. Погодина) Модель трудового воспитанияА. С. Макаренко Система воспитанияВ. А. Сухомлинского Гуманно – личностная Ш. А. Амонашвили II. Частно - методические воспитательные технологии Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности (КТД) И. П. Иванова 2. Технология педагогической поддержки О. Г. Газмана Локальные (модульные ) воспитательные технологии Технологии, разработанные группойпедагогов Н. Е. Щурковой, Л. Д. Рогозиной, А. П. Савченко. Современные воспитательные технологии Технология свободного воспитания Технология взаимодействия с социальной средой М. И. Рожков, О. С. Гребенюк, В. Б. Успенский Технология сотрудничества «Культурологическая» Евгении Васильевны Бондаревской . «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Гуманно – личностная технология Ш. А. Амонашвили Особенности методики: 1. Гуманизм воспитания Радость общенияРадость познания Детское счастье Свобода выбора Учитель – врачпервой помощи Искусство любви к детям Общепедагогические технологии воспитательного процесса Углубление в себя Развитие способностей Педагогика успеха Изучение личности 2. Индивидуальный подход ГуманизмДемократизм ЕдинствоИндивидуальный Использованиеподход самовоспитания Личностный подход Нам должно быть присуще всёлучшее, чтолюдям нравится в человеке принципы:социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;сотрудничество детей и взрослых;романтизм и творчество. II. Частно - методические технологии Технология коллективной творческой деятельности. (И.П. Волков, И.П. Иванов) Цели технологии: Выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.) Воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. Возрастные этапы технологии творчества: Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения. Черты технологии творчества: свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;педагогика сотрудничества, сотворчества;применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;стремление к творчеству, самовыражению, самореализации Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов): Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?Результаты коллективного дела. Локальные (модульные ) воспитательные технологии Технологии, разработанные группойпедагогов Н. Е. Щурковой, Л. Д. Рогозиной, А. П. Савченко. • Человек – существо разумное• Человек – существо моральное• Человек – существо созидательноеСодержание воспитания включает:• философическое воспитание• диалогическое воспитание• этическое воспитаниеКритерии эффективности:1. внешний облик ребенка2. физическое и психологическое развитие, поведение3. качественность, разнообразие жизни4. способности, самочувствие5. ценностные предпочтения6. отношение ребенка к собственному «Я» Современные воспитательные технологии • Воспитывать надо через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнение образования смыслами.• Воспитание – это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого в становлении его личности Концепция Евгении Васильевны Бондаревской «Культурологическая». Базовые процессы воспитания:1. жизнетворчество2. социализация3. культурная идентификация4. духовно-нравственное развитие личности5. индивидуализация Цель воспитания – целостный человек культуры Принципы:• природосообразности • культуросообразности• индивидуально-личностного подхода• ценностно-смыслового подхода• сотрудничестваСодержание воспитания включает в себя: - компоненты личностного опыта, компоненты личностно-ориентированного воспитания-аксиологический - изучение узловых событий в жизни ребенка-культурологический - педагогическая интерпретация его индивидуальных-событийный особенностей-морально-этический - эмпатическое принятие ребенка таким, каков он есть-гражданский - совместное проектирование жизни-личностный-индивидуально-творческийКритерии эффективности воспитательного процесса:• уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации• способность к нравственной саморегуляции• мера педагогической помощи для учащегося в самостроительстве собственной личности Положительные и отрицательные стороны технологии взаимодействия с социальной средой ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ:Происходит социализация личности;Приобретение опыта поведения в социальной среде;Приобщение к духовным традициям школы, района, страны. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕНаличие негативных явлений в социальной среде;Воздействие асоциальных явлений на воспитание обучающихся;Отсутствие необходимых специалистов и слабая активность социальных структур в воспитательной деятельности. Реализуемые воспитательные технологии: Технология коллективных творческих дел И. П. Иванова.Технология «Школа социализации» М. И. Рожкова.Гуманно – личностная технология Ш. А. Амонашвили. Ожидаемые результаты Повышение уровня воспитанности обучающихся.Высокий уровень заинтересованности участия обучающихся в классных и школьных мероприятиях.Широкое привлечение родителей во внеклассные мероприятия класса, школы.Привлечение социальных структур к вопросам воспитания подрастающего поколения Алгоритм работы с технологией Решите, какую конкретную характеристику общения, взаимодействия ребят вы хотели бы видеть как цель и результат ваших педагогических усилий. Сформулируйте эту цель в письменном виде.Возьмите за основу какую – либо используемую вами форму воспитательной работы, близкую по смыслу содержанию к цели, на которую вы хотели бы ориентироваться. Модифицируйте эту форму под сформулированную вами цель, убрав всё, пусть «очень замечательное и любимое», что направлено на другие возможные цели. Опишите подробно, поэтапно «остаток».Продумайте, как вы будете диагностировать результат: как вы узнаете факт участия ваших школьников в соответствующем общении, взаимодействии, как оцените эмоциональное отношение школьников к их участию в этом взаимодействии, как узнаете, почему им понравилось (не понравилось) это участие.Решите, каковы минимальные требования, ограничения к педагогам и к школьникам предъявляет реализация данной технологии.Опробуйте разрабатываемую технологию не менее чем дважды, выявите «плюсы», минусы». Если в обоих случаях ваши результаты по факту, эмоциональному отношению не менее 80%, - это ваша воспитательная технология, которую вы смело можете внедрять в воспитательный процесс. «В каждом человеке есть бубенчик, и задача педагога сделать так, чтобы он зазвучал» М. Горький Десять заповедей воспитателя:Расположи ребёнка к воспитанию.Сделай радостью его общение с тобой.Среда взрослого общения – образец.Первооснова - вера ребёнка и в ребёнка.Забота друг о друге, о людях.Не возвышай и не унижай искусственно.Понять ребёнка надо нам.Проницательность, последовательность, терпение.Доброта, любовь + требовательность, ответственность.Долой авторитарность, грубость, принуждение.