Родительское собрание на тему Трудности адаптационного периода в 5 классе


Много новых учителей Новые виды домашних заданий Увеличения числа предметов Кабинетной системы Изменения в школьной жизни пятиклассника за счет: Проблемы: изменение условий обучения;изменение требований;отсутствие ежедневного контроля;пробелы в знаниях. Младший школьный возраст (7-11 лет) Подростковый возраст (11-15 лет) Особенности социальной ситуации (отношения ребенка к окружающему миру) Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых. Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых. Ведущая деятельность ( деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие) Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством. Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому. Особенности системы ценностей Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам. Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п. Физиологические способности Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга. Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме. Трудности школьной жизни: Возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;Увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;Новые требования по оформлению работ;Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней. Какими должны быть пятиклассники? уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью ко взрослым;стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор. Признаки , свидетельствующие о трудностях адаптации: усталый внешний вид школьника;нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;нежелание выполнять домашние задания;негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;жалобы на события, связанные со школой;беспокойный сон;трудности утреннего пробуждения, вялость;постоянные жалобы на плохое самочувствие. Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 1 10–11 предметов 12 – 14 предметов 2 25часа 27– 28часов 3 1 – 3 учителя 8 – 10 учителей 4 1 - 2часа 2 -2,5 часа Анкетирование учащихся1. Хочется ли тебе перейти в 5 класс?2. Чего ты ожидаешь от себя в 5 классе?3. Хочешь ли ты изменить что-либо в себе?4. Чего ты ожидаешь от своих одноклассников?5. Чего ты ожидаешь от учителя и классного руководителя в 5 классе?6. Чего ты ожидаешь от родителей?7. Что тебя пугает, чего ты опасаешься при переходе в 5 класс?8. Что хорошего ты ждешь от 5 класса? Ожидания Позитивные Негативные я хочу быть повнимательней, хорошегоотношения к ученикам от учителей,появятся друзья из старших классов новые учителя заведу новых друзей, стану лучше учиться буду уставать и получу много двоек у нас появятся новые школьные предметы боюсь, что скачусь на плохие отметки хороших отметок буду ходить в разные классы кразным учителям что не буду получать двойки боюсь, что буду опаздывать на уроки, пока ищу кабинет добра, бегать по коридорам родители не будут помогать с домашним заданием жду хороших учителей придется учиться по субботам стать отличницей (отличником) в 5 классе будет мало свободного времени похвалу от родителей, внимания от родителей. Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя: Слова поддержки:Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо.Ты делаешь это очень хорошо.У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования:Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.Эта идея никогда не сможет быть реализована.Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Способы преодоления тревожности:  Не сравнивайте ребенка с окружающими.Доверяйте ребенку.Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.Используйте наказание лишь в крайних случаях.Не унижайте ребенка, наказывая его.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Помогите ему найти дело по душе. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год.Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.Чаще обнимайте, целуйте сына или дочку, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы его любите.Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда это ему необходимо.Сделайте всё, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям и в сомнительные компании. Четыре года быстро пролетели, Побед, успехов, радостей – не счесть!Всего узнать, конечно, не успели, Но впереди еще семь лет прекрасных есть! А так все только начиналось! Собою можно нам гордиться –Так много знаем мы сейчас!Нам это очень пригодится,Мы переходим в 5-й класс! До свидания, начальная школа!Спасибо, школа, за твою науку,За верность самых лучших лет!За поданную дружескую руку,За всё ученье, яркое, как свет! Спасибо за содружество и взаимопонимание!Желаюудачи во всём!