УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5- 6 КЛАССОВ ПО КНИГЕ ЛЬЮИСА КЭРРОЛЛА АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5- 6 КЛАССОВ ПО КНИГЕ
ЛЬЮИСА КЭРРОЛЛА "АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС".

Урок детской фантазии.
Цель: организовать “встречу” с текстом, автором, героиней, включить детей в творческое чтение, дающее возможность определить своё отношение к тексту и просто пофантазировать.
Урок построен в технологии педагогических уроков с учётом специфики гимназии, в которой дети свободно владеют английским языком и изучают русскую литературу в контексте мировой словесности.
Ход работы.
Внимание и интерес учащихся включает задание по составлению ассоциативного ряда. Учитель предлагает детям закрыть глаза и произнести имя “Алиса” так, как если бы они решили позвать её. Пока ребята несколько раз с закрытыми глазами произносят имя “Алиса” Учитель пишет его на доске. Учитель предлагает участникам:
-Посмотрите на слово, написанное на доске. Вслушайтесь, вдумайтесь в это слово. Напишите звуковые, смысловые ассоциации; всё, что приходит вам на ум, когда вы произносите или слышите имя “Алиса”.
Задание выполняется сначала индивидуально, а потом озвучивается. Используя слова, предлагаемые учениками, учитель чертит на доске опорный конспект-рисунок “солнышко” с именем “Алиса”. Подобный рисунок может появиться и на творческих листах участников.
Очень важно, чтобы учитель не просто слушал, но и направлял ассоциации ученикам. Вот как это можно делать. Опираясь на последнюю ассоциацию “Алиса-лиса-Лиза” учитель

спрашивает, например:

-А какие имена ещё похожи на имя “Алиса”?

Выделяя кружочком букву “а”, учитель может задать вопрос:

-Когда мы произносим “а-а-а-а”?

Учитель может заметить, обращаясь к участникам мастерской:

-Вы сами сказали, что мы говорим “а-а-а-а”, когда удивляемся, когда нам что-то непонятно, но уже интересно. А когда человек удивляется?
После этого учитель предлагает вернуться к первой ассоциации-“Алиса в Стране Чудес”:
-Смотрите, нам удалось связать имя “Алиса” и слово “чудо”. Совсем как в названии книги Льюиса Кэрролла “Алиса в Стране Чудес”. Произнесите ещё раз имя “Алиса” вслух.
После этого учитель задаёт ученикам ряд вопросов, апеллируя к детскому воображению. Вопросы могут быть такими: “Как Алиса одета?”, “Сколько ей лет?” (3десь можно сказать о том, что Борис Заходер, который перевёл “Алису в Стране Чудес” на русский язык, что имя “Алиса” не подходит маленькой девочке, и мечтал назвать книгу “Аля в Удивляндии”, “Алёнка в Вообразилии”, “Алька в Чепухандии”. Ну уж на худой конец: “Алиска в Расчудесии”). А ещё можно спросить: “В каком классе может учиться Алиса?”, “Что любит кушать на завтрак?” После этого учитель может предложить ученикам:
-А теперь давайте посмотрим, какая Алиса на самом деле, кто её окружает, заставляет удивляться и фантазировать, и, вообще, кто самый главный выдумщик в книге “Алиса в Стране Чудес”. Но для этого каждому из вас нужно выбрать свою дорогу, свой путь. В жизни очень важно выбрать верную дорогу.
Этот выбор пришлось делать и самой Алисе, когда она оказалась в Стране Чудес.
Учитель предлагает ученикам выразительно прочитать следующий отрывок из книги Льюиса Кэрролла по ролям.
Предлагая ученикам сделать свой выбор, иными словами разделиться на группы, учитель обращает их внимание на шесть столов, которые находятся в кабинете. На первом столе находиться перечница и мягкая игрушка (кот) и табличка: “Кухня Герцогини”. Показывая на него, учитель говорит:
-Те из вас, кто не хочет расставаться с Чеширским Котом, а желает лучше познакомиться с ним, может пройти на кухню, но учтите, здесь слишком много перца.
На втором столе стоит чайная чашка, рядом с ней - цилиндр, уши зайца (из бумаги) и табличка: “У Очумелого Зайца”. Учитель комментирует:
-А здесь пьют чай как ненормальные. Кто не боится, пожалуйте сюда.
Третий стол украшают корона и подсвечник, а табличка гласит: “В саду у Королевы”.
-Если вы чувствуете себя знатной особой и можете вести себя по-царски, то можете попробовать пообщаться с Герцогиней, вы не пожалеете.
На четвёртом столе - фигурка мышки и табличка: “История с хвостиком”. Учитель приглашает тех, кто никогда не слышал ни одной истории с хвостиком и не видел ни одной говорящей Мыши. Красивое блюдо с рыбой (необычной, нарисованной) и табличка: “Морской берег” - вот что находится на пятом столе. Учитель говорит, показывая на этот стол:
А если вы никогда не встречали живого Деликатеса, то добро пожаловать сюда, на берег моря.
“А здесь вы сможете как нельзя лучше провести время”,- говорит учитель и показывает на последний стол, на котором стоят настольные часы и располагается табличка: “Старик-Время”.
Послушав комментарии учителя, ученики делятся на группы. Работа в группах начинается с коллективного обсуждения (где это необходимо ) и ответов на вопросы учителя:
-Любите ли вы фантазировать?
-Каких знаменитых фантазёров вы знаете? Например: Карлсон, Винни-Пух, фантазёры из книги Носова и т. д.
-А что значит “быть фантазёром”? “Придумывать разные истории, сочинять, рассказывать о том, чего не было на самом деле”; “Просто быть ребёнком, ведь дети всегда фантазируют”; “Врать, но без злости, а так, чтобы самому верилось, что говоришь правду, врать, но без корыстной цели, а потехи ради” и т. д.
Выслушав ответы ребят, учитель предлагает:
-А давайте посмотрим, кто из нас самый лучший фантазёр и выдумщик. Ведь у нас есть уникальная возможность пообщаться с самыми что ни на есть фантазийными героями, а помогут нам эти конверты.
Каждая группа получает свой конверт с заданием, текстами, картинками и рисунками.
Шаги выполнения задания:
шаг: чтение текста.
шаг: чтение задания.
шаг: обсуждение его выполнения в группе.
шаг: шаг творческого выполнения

“Твори, выдумывай, пробуй”.
шаг: оформление афиши.
шаг: подготовка выступления группы.
шаг: афиширование и озвучивание.

Это основной этап работы. Ученики работают с текстами (деконструкция, реконструкция), читают, пишут, думают, творят, фантазируют, рисуют, придумывают, пробуют.
Учитель поддерживает эмоциональный настрой, направляет, если группе нужна помощь, но он такой же ученик, как и дети, а, значит, не может навязывать свои решения, свои идеи.
Следующий этап - афиширование, которое проходит творчески, динамично и (по - возможности) весело. Ученики представляют результат своей фантазии, дают творческий отчёт о проделанной работе (что было самым интересным, какое задние понравилось, а какое нет, что больше всего восхищает в собственной афише, есть ли желание перечитать “Алису в Стране Чудес” ещё раз и т. д.).
При афишировании работы группы, у которой была “встреча” с Чеширским Котом, учитель может обратить внимание учеников на стихотворение Владимира Высоцкого “Чеширский Кот”. Оно прямо связано с заданием, которое выполняла группа, кроме того, ребята “встретятся” с еще одним стихотворением Высоцкого при афишировании результатов группы, которая “общалась” с говорящей мытью и придумывала “историю с хвостиком”.

“Чеширский Кот”
Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот - совсем не тот, что чешет языком;
И вовсе не Чеширский он от слова “чешуя”,
А просто он - волшебный кот, - примерно, как и я.
Чем шире рот, тем чеширей кот,
Хотя обычные коты имеют древний род,
Но Чеширский Кот - совсем не тот:
Его нельзя считать за домашний скот!
Улыбчивы, мурлычивы, со многими на ты
И дружески отзывчивы чеширские коты,-
И у других улыбка, но такая, да не та!..
Ну, так чешите за ухом Чеширского кота!
Начинается рефлексивный этап работы. Ребята создают “Письмо по кругу”. Каждая участник в группе получает листочек, где уже есть первая фраза. Её нужно продолжить.
группа: “Если когда-нибудь увижу улыбающегося кота, я..
группа: “Фантазия - это здорово, ведь...”
группа: “Как здорово, когда дело в шляпе, потому что...”
группа: “Если бы я оказался в Стране Чудес, то..
группа: “Давайте придумывать и выдумывать всю жизнь! С завтрашнего дня я...”
группа: “Если бы время остановилось, то...”
Каждый в группе одновременно заканчивает письмо своим текстом в течение 1 минуты, а затем передаёт письмо по часовой стрелке, получая, одновременно, работу соседа справа. Читает написанное и старается продолжить имеющееся рассуждение дальше, через минуту снова передаёт...

В результате на листочках получаются связные тексты, написанные разными авторами. В группе все тексты зачитываются, выбирается лучший, который группа предъявляет всем. Из всех текстов учеников собирают книгу - импровизированный альманах.
Пример “письма по кругу”, получившегося у одной из групп:
“Если когда-нибудь увижу улыбающегося кота, я подумаю, что передо мной Чеширский Кот, а, значит, я оказалась в Стране Чудес. Здорово! Сейчас начнутся всякие удивительные приключения.
Я увижу Очумелого Зайца, Соню и других. Мне не будет страшно, так как из любой беды меня выручит Фантазия. Но вдруг это не Страна Чудес, а просто мой сон. Я прочитала книгу, про Алису и теперь мне снится, что я - это она. Или просто Чеширский Кот сбежал из страны Кэрролла в наш мир, потому что увидел, как люди скучно живут, и прибежал. Он хотел своей улыбкой напомнить нам, что на земле возможно чудо, надо только верить, как верит Алиса. Вот почему её жизнь такая интересная и полна приключений. Я бы хотел, чтобы про меня и про моих друзей тоже написали книгу, мы живём очень весело и всегда что-нибудь придумываем, а если нет, то я вырасту и сам напишу книгу про нас. Я считаю, что надо верить не только в чудо, но и в себя, и ты всего добьёшься в жизни. А пока мне очень хочется побывать в сказочной стране и увидеть чудеса своими глазами, чтобы рассказать о них своим лучшим друзьям, среди которых, кстати тоже есть Алиса, и придумывает она всякие вещи не хуже, чем Алиса Льюиса Кэрролла, только вот знает она немного больше, ей уже 13 лет.
Альманах может быть составлен так: каждый подклеивает свой листочек с “письмом” к листочку предыдущего ученика.
Этап устной рефлексии. На этом этапе можно с ребятами поиграть “в шляпу”, для чего можно воспользоваться цилиндром, который находится на одном из столов. Каждый вытаскивает из шляпы “свой” вопрос и отвечает на него. Среди вопросов могут быть, например, такие:
-Что вам больше всего понравилось делать на нашем уроке?

-Каким было ваше настроение? Что оказывало на него наиболее сильное влияние?

- Хотели бы вы изменить что-нибудь в своей работе сегодня? Почему?

-Какое задание вам больше всего понравилось выполнять? Почему?
-Какую роль вы играли в своей группе сегодня? Чем помогли своим друзьям?
-Какой персонаж из книги Льюиса Кэрролла вам запомнился больше всего? Чем он интересен?
Понравились ли вам стихи Владимира Высоцкого? Хотели бы вы прочитать весь цикл стихотворений, посвящённых Алисе? Почему? и др.
Рефлексия учителя: На занятии дети знакомились с текстом, “погружались” в него, занимались выразительным чтением, писали, думали, выдумывая и придумывая, творили, смеялись, фантазировали, восхищались фантазии и идеям друг друга, рисовали, общались, работали над созданием нового. Всем было интересно, особенно учителю, который был в очередной раз поражён безграничности детской фантазии.











15