Технологическая карта интегрированного урока по теме Комнатные растения.Уход за комнатными растениями
Интегрированный урок окружающего мира
и технологии в 3 классе
Учитель начальных классов муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №19» ЭМР
Саратовской области
Малахова Анна Ростиславовна
2015
Технологическая карта интегрированного урока
технологии и окружающего мира
ФИО учителя Малахова Анна Ростиславовна,
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Тип урока урок – практикум
Класс 3
Тема урока Домашний труд. Уход за комнатными растениями. Роль комнатных растений в жизни человека.
№ п/п Этап урока Частная задача этапа Планируемые результаты Средства, методы, формы организации обучения, воспитания и контроля, способы оценивания Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Предметные УУД 1 Самоопределение к деятельности Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.)
Формирование умения оценить свою готовность.
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные:целеполагание.Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке). Управляет ситуацией самооценки. Выполняют оценку/самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей, инструментов; настрой на урок.
2 Определение темы урока, постановка цели (2мин) Анализировать предложенную ситуацию, делать выводы Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Работа в паре и фронтально Предлагает ответить на вопросы учителя, обсудить их в паре, сформулировать тему и цели урока Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их в паре. Формулируют тему и цели урока
3 Актуализация знаний (5мин) Актуализировать знания детей о комнатных растениях, влиянии на наше здоровье, первичные знания о правилах ухода за растениями.
Знать названия комнатных растений
Уметь правильно ухаживать за комнатными растениями.
Личностные: осознание своих возможностейРегулятивные: умение регулировать свои действия.Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные:логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Взаимоконтроль
Работа в группе Предлагает
в группе обсудить необходимый набор инструментов, из предложенных учителем для ухода за растениями класса, составить схему (Приложение 1) и сделайть вывод об известных способах ухода
Определяют границы знания и незнания.Составляют схему и план действий в соответствии со схемой.
Актуализируют знания о комнатных растениях, о роли комнатных растений в жизни человека, первичные знания о правилах ухода за растениями
4 Постановка проблемы, определение путей устранения проблемы(3мин) Целеполагание Уметь определять пути решения проблемы Регулятивные: выявление проблемы, составление плана и алгоритма действий; прогнозирование
Познавательные: выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи
Личностные: смыслообразование Постановка проблемы.
Работа в группе На одном из уроков курса «Окружающий мир» мы говорили, что от уровня влажности зависит состояние нашего здоровья и проводили опыт.
Проблема: Влажность в нашем классе ниже нормы. Это причина дискомфорта. Как решить эту проблему?
Какие правила ухода за растениями в связи с этим нужно знать?
Сделайте предположение:
- Что можем сделать на уроке?
Предположение.
Планирование действий:
при помощи Модульной системы экспериментов PROLOG выяснить, какое растение необходимо для оптимального уровня влажности в помещении:
при помощи энциклопедии выяснить особенности ухода за этими растениями.
Физминутка
5 Решение проблемной задачи (эксперимент) (15 мин) Находить необходимую информацию ,
Проводить под руководством учителя эксперимент Познавательные: поиск информации, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: умение регулировать свои действия. Работа в группе. Поиск информации в энциклопедии, проведение эксперимента Помощь в определении источника информации, если есть необходимость
Консультации в проведении эксперимента при помощи Модульной системы экспериментов PROLOG (Приложение 2) Группы проводят эксперимент при помощи Модульной системы экспериментов PROLOG (Приложение 2), самостоятельно находят информацию о правилах ухода за комнатными растениями и влиянии комнатных растений на здоровье человека (Приложение 3, 4)
Представление результатов (1мин) Вывод и обобщение Уметь обобщать Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Презентация результатов Вывод: бегония и бальзамин испаряют больше и быстрее влаги, чем кактус и алоэ.
Благодаря испарению воды через листья комнатные растения положительно влияют на влажность воздуха в помещении и могут быть своеобразным «прибором» для определения влажности воздуха оптимального для здоровья человека.
6 Практическая работа (12 мин) Применение новых знаний на практике Уметь использовать новую информацию для правильного ухода за растениями Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Взаимоконтроль, работа в группах Консультация по ходу работы Руководители групп – цветоводы проводят в сотрудничестве с членами группы практическую работу
7 Рефлексия (5мин) Зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку Фронтальная работа Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Рассказывают по схеме, чему научились на уроке.
научился
Я смог
узнал
Составляют памятку по уходу за комнатными растениями
- Оценивают свою деятельность на уроке, используя шкалу самооценки
План-конспект урока
Цель: пополнить знания о правилах ухода за комнатными растениями, применить их на практике; показать роль комнатных растений в жизни человека;
Задачи: Образовательная - научиться ухаживать за растениями.
Воспитательная - содействовать формированию у детей бережного отношения к растениям и к природе в целом, учить оценивать результаты взаимодействия человека с природой.
Развивающая -(развитие познавательных , коммуникативных, регулятивных УУД). Развивать умение перерабатывать полученную информацию, систематизировать её и делать выводы. Развивать умение работать в группе, оценивать свою и чужую работу, слушать и понимать речь других, вступать в беседу, планировать свою работу.
Учебные пособия:. Виноградова Н.Ф..: программа: 1 – 4 классы/Н.Ф.Виноградова. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013
Технология: Я всё умею делать сам: учебник-тетрадь для 3 класса/ Т. М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2013 г
Аппаратное и программное обеспечение: Модульная система экспериментов PROLOG, интерактивная доска со схемой.
Оборудование: набор инструментов и приспособлений для ухода за растениями, живые комнатные растения, материал для проведения лабораторной работы, карточки для составления схемы, карточка-памятка ухода за растениями, шкала самооценки
№ п/п Этап урока Средства, методы, формы организации обучения, воспитания и контроля, способы оценивания Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1 Самоопределение к деятельности Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.)
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке). Управляет ситуацией самооценки. Выполняют оценку/самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей; настрой на урок.
2 Определение темы урока, постановка цели (2мин) Работа в паре и фронтально - Определите тему урока, отгадав загадку и обсудив в паре необходимый набор инструментов, из предложенных учителем.
Тема «Уход за комнатными растениями. Выбор растений для помещения» Загадывает один из уч-ков:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Высказывают свое мнение и объясняют свои ответы.
(- Это комнатные растения. Изучив набор инструментов, делаем вывод: Как ухаживать за комнатными растениями)
3 Актуализация знаний (5 мин) Метод опережающего обучения. (Подготовка обучающимися информации о растениях)
Работа в группе -Что мы знаем о комнатных растениях из курса «Окружающий мир», о роли комнатных растений в нашей жизни и правилах ухода за ними?
По очереди выходят ученики и кратко рассказывают о комнатном растении. На столе стоят растения класса.
Я – Сансевиерия. Вам ничего не напоминают мои темные и светлые поперечные полоски на моих кожистых листьях? Ну, конечно, щучий хвост. (я теневыносливое растение)
Бегония привлекает цветоводов своими обильными яркими цветками и относительной неприхотливостью в содержании. Её выращивают в легкой, рыхлой почве -это смесь, состоящая из равного количества парниковой земли для комнатных растений, навозного удобрения, торфа и небольшого количества мелкого речного песка для улучшения дренажа. Прямых солнечных лучей не любит – они обжигают.
Хлорофитум. Я быстро расту и очень неприхотлив. У меня красивые изогнутые листья. Весной и летом у меня появляются мелкие белые цветы.
Подсемейство Кактусовые. У растений отсутствуют листья в каком-либо виде — за редким исключением. Всходы имеют форму шарообразную или цилиндрическую. Популярность этих растений объясняется неприхотливостью к поливу и сухости воздуха.
Роль комнатных растений: красота, комфорт, свежий воздух
В группе обсудите необходимый набор инструментов, из предложенных учителем для ухода за растениями нашего класса, составьте схему (Приложение 1) и сделайте вывод об известных способах ухода Обсуждение в группе
- Что знаем из своих наблюдений о правилах ухода за комнатными растениями?
Вывод: знаем о поливе, удалении сухих листьев, рыхлении и выборе места размещения
4 Постановка проблемы, определение путей устранения проблемы(3мин) Постановка проблемы.
Работа в группе Возник вопрос: не легче ли было развести вместо всех этих растений кактусы. Ухаживать легче. Не всё ли равно, какие растения в помещении?
На одном из уроков курса «Окружающий мир» мы говорили, что от уровня влажности зависит состояние нашего здоровья и проводили опыт.
– Вспомните, при какой влажности человек чувствует себя хорошо? Ответы детей: Ученые установили, что человек чувствует себя хорошо при влажности 40-60%.
Мы проводили эксперимент и определяли уровень влажности у нас в классе. Сейчас холодный период и из-за работы отопительных приборов относительная влажность воздуха в классе ниже нормы.
Проблема: Влажность в нашем классе ниже нормы. Как решить эту проблему?
Предложите несколько способов повышения влажности в классе.
Обсудите в группе и определите самый рациональный способ. Сделайте предположение: Предложения:
увлажнение воздуха при помощи распылителя;
установка открытых сосудов с водой;
выращивание растений, лучше испаряющих влагу
Предположение. Самый рациональный способ:выращивание растений, лучше испаряющих влагу
Что можем сделать на уроке?
Вопросы выводятся на экран
Возникли вопросы.
Какие комнатные растения нашего класса способны поддерживать влажность в норме? Почему? Как ухаживать за такими растениями? Нужны ли вообще такие растения в помещении? Может проще развести только кактусы?
-Найти информацию в энциклопедии об уходе за этими растениями. При помощи энциклопедии ответить на вопрос «Нужны ли вообще такие растения в помещении?»
-определить при помощи Модульной системы экспериментов PROLOG, какое растение (кактус или бегония) испаряет больше воды. Выяснить, какое растение необходимо для оптимального уровня влажности в помещении
ФИЗМИНУТКА
5 Решение проблемной задачи (эксперимент) (15мин) Работа в группе. Поиск информации в атласе-определителе, энциклопедии, проведение эксперимента Помощь в определении источника информации, если есть необходимость
Консультации в проведении эксперимента при помощи Модульной системы экспериментов PROLOG (Приложение 2) Обучающиеся внутри группы распределяют роли: лаборанты, ассистенты, поисковики. В группах лаборанты и ассистенты проводят эксперимент (для контроля две группы работают с бегонией, две с кактусами): определяют, какое растение быстрее испаряет (теряет) воду бегония или кактус (Приложение 2). Поисковики работают с энциклопедиями: «Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений» Статья «Уход за растениями»
«Цветы-приборы. Влажность воздуха и здоровье человека» (Приложение 3,4); составляют на интерактивной доске и в тетради памятку ухода за растениями
Представление результатов (1 мин) Вывод: бегония испаряет больше и быстрее влаги, чем кактус.
Благодаря испарению воды через листья комнатные растения положительно влияют на влажность воздуха в квартире и могут быть своеобразным «прибором» для определения влажности воздуха: если листики морщатся и засыхают – это признак недостатка влажности в помещении. Для оптимального уровня влажности необходимы и кактусы, и бегонии
6 Практическая работа (12 мин) Работа в группе Задание по группам. Организовать уход за предложенным растением Руководители групп – цветоводы, в соответствии с найденной информацией об уходе за растениями, организуют в сотрудничестве с членами группы практическую работу. Обучающиеся проводят рыхление почвы, полив, удаление сухих листьев, пыли с листочков. У каждой группы: комнатное растение, бутылка с водой, палочка для рыхления земли, опрыскиватель, тряпочка, кисточка.
7 Рефлексия (5 мин) Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Рассказывают по схеме, чему научились на уроке.
научился
Я смог
узнал
Оформляют в тетради памятку по уходу за комнатными растениями (Приложение 5)
- Оценивают свою деятельность на уроке, используя шкалу самооценки.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
5368290612140
6978015-2391410
5444490-964565367665-966470
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лабораторная работа РАСТЕНИЯ И ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА
Внимательно рассмотри два растения, которые стоят на парте. Подумай, какое растение (бегония или кактус, алоэ или бальзамин) испаряет больше воды. Сделай предположение:
А.Бегония (бальзамин) испаряет больше воды, потому что
Б.Кактус (алоэ) испаряет больше воды, потому что
Отметь это предположение в Листе наблюдений, который выдал учитель.
Цель:
в ходе этой ты научишься определять:
испаряют ли воду листья растений;
как испарение воды влияет на изменение влажности воздуха;
- какое растение — бегония (бальзамин) или кактус (алоэ) — испаряет больше воды.
Оборудование и материалы:
ПК с установленным ПО «PROLog»;
модуль сопряжения USB-200;
измерительный модуль «Влажность»;
кабель В/М-mini—A/M;
комнатные растения бегония, бальзамин и кактус, алоэ;
полиэтиленовый пакет.
Техника безопасности
Будь осторожен, когда будешь надевать пакет на кактус, — он колется!
Порядок проведения работы
Подготовка эксперимента.
1. Изучи отчетную таблицу в Листе наблюдений.
Таблица. Изучение транспирации (испарение воды) растений
Влажность воздуха в помещении, % (контроль) Влажность воздуха в пакете с растением, % Изменение влажности воздуха, %
Бегония Кактус Бальзамин Алоэ 2
Рис. 1. Фотография установки
.2. Вместе соберите установку, как показано на рисунке 1. Для этого:
а.подключите кабель В/М-mini—A/M к модулю сопряже-ния USB;
б.подключите модуль сопряжения USB к измерительномумодулю «Влажность».
3. Подключите модуль сопряжения USB к ПК.
4.Запустите программу PROLog и убедитесь, что измеритель-ный модуль определен. Для этого нажмите кнопку Поиск мо-дулей на панели инструментов программы. Через некотороевремя с левой стороны экрана появится окно измерительногомодуля «Влажность» (рис. 2).
Рис. 2. Окно модуля влажности Исследование и измерение
Часть 1. Измерение влажности воздуха в помещении
5.Посмотрите на показания в окне измерительного модуля.Как только они перестанут изменяться, запишите это значениев графу «Влажность воздуха в помещении» отчетной таблицы.
Часть 2. Измерение влажности воздуха в пакете с растением
6.Нажмите кнопку Эксперимент при подключенных моду-лях ^) на главной панели инструментов. Откроется дополни-тельная панель инструментов (рис. 3).
Рис. 3. Дополнительная панель инструментов
7. Нажмите кнопку Настройки эксперимента | | на этой панели. Откроется дополнительно окно (рис. 4).
а.Установите продолжительность эксперимента на 5 минут.
б.Установите частоту измерения на 10 в секунду в выпа-дающем меню.
Рис. 4. Установка эксперимента в. Закройте диалоговое окно.
8.Аккуратно накройте горшок с бегонией полиэтиленовымпакетом и в пакет с растением поместите собранный комплектмодулей.
Внимание! Модули не должны касаться земли!
9.Подверните края полиэтиленового пакета под цветочнымгоршком, чтобы обеспечить герметичность установки (рис. 5).
а. До опытаб. Во время опыта
Рис. 5. Установка для проведения эксперимента
Нажмите кнопку Запуск эксперимента Шшш, чтобы начать измерение. Наблюдайте график измерений, который строится на экране компьютера.
Через 5 мин измерение автоматически завершится.
Снимите пакет с растения и выверните его наизнанку, чтобы проветрить.
Чтобы узнать конечное (максимальное) значение влажности воздуха в пакете:
Рис. 7. Окно статистики
Нажмите кнопку Показать функции на той же паа. Посмотрите на панель инструментов работы с графиком выше и слева от графика (рис. 6).
Рис. 6. Панель инструментов работы с графиком б. Чтобы увидеть график в оптимальном режиме, нажмите кнопку Масштаб ЈQ на этой панели. Ш
нели. В открывшемся окне выберите вкладку Статисти и нажмите кнопку Вычислить статистику . Выберите первую строку Максимум и запишите это значение в строку Бегония (Бальзамин) во второй столбец отчетной таблицы «Влажность воздуха в пакете с растением» с точностью до одного знака после запятой (рис. 7).
. Закройте окно статистики.
Сохраните эксперимент, нажав кнопку Сохранить эксперимент Ш на дополнительной панели инструментов, задав ему имя «Бегония».
Повторите шаги 8—14 с кактусом. Если влажность воздуха в пакете с кактусом будет не увеличиваться, а снижаться, выберите строку Минимум в окне статистики. Сохраните эксперимент, задав ему имя «Кактус» («Алоэ»).
Анализ результатов лабораторной работы
Рассчитайте изменение влажности воздуха в пакете для каждого растения. Результаты запишите в отчетную таблицу.
Сравните полученные результаты и ответьте на контрольные вопросы.
Сделайте вывод по работе.
Контрольные вопросы
Происходило ли испарение воды листьями растений во время эксперимента? Как мы можем это доказать?
Какое растение испаряло больше воды? Как ты думаешь, почему? Подтвердилось ли твое предположение?
Как можно доказать без использования измерительного модуля влажности, что листья растений испаряют воду?
Дополнительное задание
Повтори измерение влажности воздуха с другими комнатными растениями. Сравни полученные результаты. Напиши рекомендации о том, какие растения лучше всего повышают влажность воздуха в учебном кабинете.
Оцени свою работу в Листе наблюдений.
Молодец!!!
Приложение 3
Растения с широкими листьями опрыскивают дважды в неделю (бегонию опрыскивать не рекомендуется, так как повреждаются цветы). Исключение составляют те из них, у которых бархатистые листья (глоксиния, сенполия и др.) - с них пыль снимают мягкой кисточкой, смоченной в теплой воде, так как при опрыскивании на таких листьях появляются белые или желтые пятна. Обмывать растения следует 1 раз в неделю, так как пыль, осаждаясь на листьях, закупоривает устьица листьев, что мешает испарению. Кроме того, грязные растения чаще поражаются вредителями и болезнями.
(Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. Пол Вильямс.MasterSoft: 2011)
Приложение 4
Ты уже знаешь, что в воздухе содержатся пары воды. Количество воды в воздухе — это влажность воздуха, которая измеряется в процентах. Стандартная норма влажности воздуха в квартире 30—60%, при этом средний уровень 45% — наиболее благоприятен для нашего здоровья. От уровня влажности напрямую зависит наше самочувствие. Очень сухой воздух иссушает глаза, рот, носоглотку и может привести к снижению иммунитета, утомляемости, ухудшению состояния кожи и просто к дискомфорту. Избыточная влажность также вредна. Она может стать причиной астмы, аллергии, насморка.
Комнатные растения — наши зеленые друзья. Они не только производят кислород, необходимый для нашего дыхания, и поглощают углекислый газ, вредный для здоровья, но и испаряют влагу через крохотные отверстия в листьях — устьица. Благодаря испарению воды через листья комнатные растения положительно влияют на влажность воздуха в квартире и могут быть своеобразным «прибором» для определения влажности воздуха: если листики морщатся и засыхают — это признак недостатка влаги в вашей квартире.
(Комнатные растения. Практическая энциклопедия. Издательство: MasterSoft: 2008)
Приложение 5
ПАМЯТКА
Правила ухода за комнатными растениями:
Поливай растения водой …………………….температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. ………………………………поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. …………………….пыль с крупных гладких листьев влажной тряпочкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушёнными очищают от пыли …………………. Осторожно срезай с растений сухие …………………... Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.