Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.
Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления. МОУ «Мирновская школа»Ильясова Васфие Исмаиловна они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, несделанное задание. Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: Много новых учителей Новые виды домашних заданий Увеличения числа предметов Кабинетной системы Изменения в школьной жизни пятиклассника за счет: Младший школьный возраст (7-11 лет) Подростковый возраст ( 11-15 лет) Особенности социальной ситуации(отношения ребёнка к окружающему миру) Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых. Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых. Младший школьный возраст (7-11 лет) Подростковый возраст ( 11-15 лет) Ведущая деятельность(деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие) Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством. Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому. Младший школьный возраст (7-11 лет) Подростковый возраст ( 11-15 лет) Особенности системы ценностей. Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам. Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п. Младший школьный возраст (7-11 лет) Подростковый возраст ( 11-15 лет) Физиологические способности Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме. По опросу учащихся 5 –х классов выявлены проблемы 1.Трудности при взаимодействии с учителями.2. Тревожность при ответах у доски.3. Страх перед контрольными работами.4. Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.5. Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий. Начинать работу по предупреждению проблем надо уже в 4 классе. организация посещения класса учителями среднего звена;знакомство выпускников с будущим классным руководителем;ознакомление классного руководителя с психолого-педагогическими картами учащихся;посещение будущим классным руководителем наших уроков и внеклассных мероприятий;диагностическое педагогическое исследование детских ожиданий от 5 классапроведение психологом занятий с детьми, показавшими высокий уровень тревожности Сочинение «Скоро я стану пятиклассником» Ребятам были предложены вопросы:1. Хочется ли тебе перейти в 5 класс?2. Чего ты ожидаешь от себя в 5 классе?3. Хочешь ли ты изменить что-либо в себе?4. Чего ты ожидаешь от своих одноклассников?5. Чего ты ожидаешь от учителя и классного руководителя в 5 классе?6. Чего ты ожидаешь от родителей?7. Что тебя пугает, чего ты боишься, чего плохого ждёшь от 5 класса?8. Чего хорошего ты ждёшь от 5 класса? Итоги исследования У каждого учащегося присутствуют позитивные ожидания, но в то же времянегативные ожидания имеют - 46 % детей среди негативных ожиданий чаще встречаются такие:боятся трудностей в обучении - 32 %боятся нового коллектива, учителей - 21%боятся, что будет большой объём домашних заданий – 11 %боятся, что будут ругать родители – 1 % План действий 1. Учителям предметникам разработать единые требования к пятиклассникам, обеспечить щадящий режим в период адаптации.2. Классному руководителю и родителям организовать мероприятия по сплочению вновь созданного детского коллектива.3. Родителям создать благоприятную домашнюю обстановку для преодоления трудностей в период адаптации. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников Каждый день спрашивайте сына или дочку «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнения. В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что он должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.Помогите ребёнку выучить имена новых учителей. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год.Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.Чаще обнимайте, целуйте сына или дочку, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы его любите.Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда это ему необходимо.Сделайте всё, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям и в сомнительные компании.