Урок по ОБЖ на тему: Личная гигиена. Уход за телом. Особенности ухода за зубами и полостью рта у подростков
МОУ «Средняя школа №1»
Урок в 6-Б классе на тему:
«Личная гигиена. Уход за телом. Особенности ухода за зубами и полостью рта у подростков».
Учитель: Ребракова Т.А.
2013-2014 учебный год
Дата 12.10.2013Тема: Личная гигиена. Уход за телом. Особенности ухода за зубами и полостью рта у подростков.
Цель:
Расширить и углубить знания учащихся о личной гигиене подростков; рассмотреть особенности ухода за зубами и полостью рта у подростков;
развивать умения и навыки правильно выполнять правила личной гигиены, ухаживать за телом, зубами и полостью рта у подростков;
воспитывать понимание значения личной гигиены для организма человека.
Тип урока: комбинированный
Структура урока
Организационный момент…………………………………………………………..2 мин
Проверка домашнего задания………………………………………………………5 мин
Актуализация опорных знаний………………………………………………..…...4 мин
Изучение нового материала……………………………………………………….15 мин
Обобщение знаний…………………………………………………………………...15 мин
Домашнее задание……………………………………………………...…................2 мин
Подведение итогов урока………………………………………...………………....2 мин
Ход урока
Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, готовность к уроку)
Проверка домашнего задания (наличие выполненных заданий учебника).
Тестовые задания (только «да» или «нет»)
Для детей в возрасте 11-12 лет наиболее рационально считается четырехразовое или пятиразовое питание.
Есть горячие блюда не обязательно каждый день.
Вода – это эликсир жизни.
Недостаток воды приводит к нарушению функций мозга.
Человек должен употреблять 1,5-2 л жидкости в день.
Йод в организме человека влияет на функции работы щитовидной железы.
Недостаток йода особо не влияет на здоровье человека.
Большое содержание йода наблюдается в морских продуктах питания.
При физических нагрузках употребление жидкости должно увеличиваться.
При недостатке йода нужно употреблять йодированную соль.
Грецкие орехи, морская капуста, креветки содержат много йода.
Недостаток йода обуславливает замедление роста, наступление быстрой усталости, ухудшение памяти ит.д.
Актуализация опорных знаний
Беседа:
Какие факторы влияют на здоровье человека? (внешние и внутренние)
Приведите примеры внешних и внутренних факторов.
Как нужно заботиться об организме, чтобы сохранить здоровье?
Изучение нового материала
Личная гигиена. Значение личной гигиены. Уход за телом.
Гигие́на – наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.
Основные задачи гигиены
изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и иных факторов.
научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;
научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.
История гигиены
В средние века санитарное состояние именно европейских городов, по нынешним меркам, было ужасающим. Узкие улицы были захламлены мусором, выбрасывавшимся на мостовую прямо из домов. Когда этот мусор начинал мешать движению, король или местный сеньор приказывал его убрать, чистота поддерживалась затем несколько дней, и всё начиналось снова. Помои выливались зачастую прямо из окон в текущую по улице канаву, причём статуты некоторых городов специально обязывали хозяев трижды предупреждать об этом прохожих криком «Поберегись!». В ту же канаву текла кровь из боен, и всё это затем оказывалось в ближайшей реке, из которой брали воду для питья и приготовления пищи. О степени захламлённости и грязи, царившей в городах, можно судить уже по тому, что в средневековом Париже существовали улицы Дерьмовая, Дерьмяная и Дерьмишная, улица Смердящая Дерьмом, попросту без прикрас улица Дерьма и наряду с тем улица Писей.
Что касается личной гигиены, то по тогдашним представлениям забота о теле полагалась греховной, а чрезмерно частое мытьё и связанное с тем лицезрение собственного нагого тела – соблазнительными. «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже», – предупреждал об опасности Св. Бенедикт.
Личная гигиена включает:
Гигиена кожи
Гигиена воды
Гигиена одежды
Гигиена жилища
Гигиена питания
Гигиена полости рта
Гигиена жилища.Гигиенические требование жилища. Оно должно быть:
Достаточно просторным и сухим
Хорошо освещенный солнечным светом
Проветриваться
Незагрязненную воздушную среду
Температура 18-19 градусов
Влажность 40-60 %
Чистой
Особенности ухода за зубами и полостью рта у подростков
Для чего ухаживать за зубами
Правильный уход за зубами – это признак культуры. Неприятный запах изо рта препятствует общению.
Индивидуальная гигиена полости рта – это удаление остатков пищи и зубного налета с поверхностей зубов, десен и языка с помощью средств специального назначения. Гигиена полости рта – это основа нашего здоровья, так как инфекция, которая локализуется в больных зубах и околозубных тканях может стать причиной обострений хронических заболеваний любых органов. Поэтому еще в древности люди жевали смолу, которая очищала зубы и придавала дыханию свежесть.
При неправильном уходе за зубами на них образуется зубной налет, который является источником инфекции (воспаление твердых и мягких тканей зуба, околозубных тканей). Налет в основном откладывается в области перехода коронки зуба в корень (шейка зуба) и в межзубных промежутках, поэтому требуется тщательное очищение именно в этих труднодоступных местах.
Но даже при регулярном тщательном уходе иногда сохраняется неблагоприятное состояние полости рта. Это говорит о том, что средства по уходу за полостью рта были подобраны неправильно. В таком случае лучше обратиться к стоматологу, который посоветует, что именно вам больше подойдет.
Индивидуальные средства по уходу за зубами
Основные:
Зубная щётка
Зубная паста
Дополнительные:
Зубная нить
Ополаскиватели
Отбеливатели
Зубная щетка – лучший друг человека
Зубная щетка способствует очищению зубов от зубного налета. Щетки бывают разной степени жесткости: очень жесткие, жесткие, средней жесткости, мягкие, очень мягкие. Зубные щетки с жесткими и очень жесткими щетинами применяют для очищения зубных протезов, мягкие и очень мягкие рекомендуют маленьким детям и при обострении заболевания десен. Здоровым людям лучше пользоваться щетками средней жесткости и мягкими. Для чистки труднодоступных мест больше подойдут щетки с конусообразной подстрижкой пучков щетины. Контур щетки должен носить вогнутый характер, это удобнее и лучше способствует очищению.
Щетина щеток может быть натуральной или искусственной. Искусственная щетина лучше очищает поверхность зубов, щетки из нее должны меняться через 1-2 месяца, из натуральной щетины - через 3-4. Новую зубную щетку необходимо вымыть мылом и обдать кипятком, затем каждый раз тщательно промывать водой и ставить в стаканчик щетиной кверху.
Кроме обычных зубных щеток, в настоящее время существуют электрические зубные щетки, с помощью которых можно не только чистить зубы, но и проводить массаж десен.
Гигиена ротовой полости
“Сто болезней входит через рот”.
(Китайская пословица).
Не забывайте дважды в день чистить зубы!
Вовремя меняйте зубную щётку
Посещайте стоматолога 2 раза в год
Ешьте полезные для здоровья зубов продукты: свежие овощи, фрукты, молочные продукты
Не чередуйте горячую и холодную пищу: зубная эмаль может потрескаться
Ешьте меньше сладкого
Не грызите орехи, леденцы и другие твёрдые продукты
Физкультминутка
Обобщение знаний
Работа с учебником.
С помощью учебника, необходимо дать ответы на вопросы:
Как правильно чистить зубы?
Какие причины заболевания кариесом, как можно предотвратить эту болезнь?
Как правильно ухаживать за ротовой полостью?
Для чего нужно дважды в год посещать стоматолога?
Составить кроссворд «Личная гигиена»
Домашнее задание
§7 с.44 – 47. Выполнить задания с.47 №1-4
§9 с.52 – 56. Выполнить задания с.56 №1-4
Подведение итогов урока
Приложение 1