Внеклассное мероприятие «Комнатные растения и уход за ними


Методическая разработка по предмету - профессионально – трудовое обучению
( цветоводство и декоративное садоводство)
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат №1
Предмет – профессионально – трудовое обучение
(цветоводство и декоративное садоводство)
Класс - 6
Учитель – Булыгина Елена Ивановна
Внеклассное мероприятие
«Комнатные растения и уход за ними"

Цель:
Углубить знания учащихся о комнатных растениях.
Познакомить с правилами ухода за различными видами комнатных растений.
Способствовать развитию эстетического вкуса.
Методы проведения занятия:
беседа,
рассказ,
демонстрация,
практическая работа.
Межпредметные связи:
биология,
природоведение,
чтение,
черчение.
Оборудование:
цветы различных видов,
пластмассовые емкости из под майонеза,
шило,
свечка,
самоклеющаяся пленка различных расцветок,
ножницы,
карандаш,
линейка,
схемы узоров,
тетрадь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
2. Подготовка к занятию.
3. Изложение материала занятия.
 Учитель. Наше занятие мы сегодня проводим в кабинете биологии, смотрите сколько разнообразных растений и цветов находиться здесь. В этом кабинете учащиеся школы сами ухаживают за цветами, проводят различные опыты и эксперименты над растениями. Чтобы правильно ухаживать за цветами, нужно хорошо их знать, как поливать растения, как пересаживать.
Попробуйте разгадать загадки о цветах.
Я пришел к вам из пустыни, Мне не страшен окон иней,Я колючий, словно ежик,Но цвету, хоть редко, тоже. (Кактус)
Я горда, меня не тронь,Если вред ты мне несешь.Нравится ль твоя ладонь?-Ты по запаху найдешь. (Герань)
С цветочного горшкаВ низ свесила я косы.Я не цвету – покаНа улице морозы.Но только снег растает – Я тут же расцветаю. (Традесканция)
Меня по кличке все зовут,А имени не знают.Но будет сухо или дождь –Я тут же сообщаю. (Бальзамин)
Я тоже в комнате расту,И пусть я без цветов –Тебе я ранки залечуБез всяких докторов. (Алоэ)
В свой дом меня не возьмет семья,Ждут от меня беды.Но в чем же виновата я?Мне надо лишь воды.Я зеленью ваш дом увью –Порадую семью. (Лианы)
Хоть мы ростом низковатыЛюбят очень нас ребята.Мы целый год почти цветемИ украшаем дом.Всех оттенков наши глазки,Не жалеем для них краски. (Фиалки)
Своими узкими листамиОзеленю ваш дом.И всех отдельными кустамиЯ награжу потом.Своих детей очень люблю – Их при себе я сохраню. (Хлорофитум)
Я бываю разная – высокая и низкая,А то, как кудри вьюсь.Но все же я прекрасная.Нас много разных видов.Мы все – одна семья. (Бегония)
Нас найдешь на клумбе, где тепло,А у вас – в горшке, - хороший класс.Лишь бы было нам достаточно светло,И цветами будем радовать мы вас. (Комнатная роза)
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Для чего нужны комнатные растения?
Почему люди стали разводить растения в доме?
Какую роль играют растения в жизни человека?
 Учитель. Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества – фитонциды, пагубно влияющие на болезнетворные микробы. Растения, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт. Кроме того, живые цветы являют собой удачное украшение помещений.
Основная масса комнатных растений выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом.
В зависимости от места происхождения растения делятся на следующие группы:
растения влажных тропических лесов – К этой группе относятся: монстера, бегония, фикус, колеус, бальзамин, зигокактус, традисканция, циперус, эпифиллюм (амазонская лилия), глоксиния.Рассказ учеников о бегонии.
растения субтропиков – К этой группе относятся: лимон, пеларгония, фуксия, аспарагус, гибискус-китайская роза, зефирантес-выскочка, камнеломка, кислица, кливия, хлорофитум, кринум, папоротники, узумбарская фиалка, амариллис, аспидистра.растения пустынь и полупустынь – К этой группе растений относятся: алоэ, кактусы, опунции, каланхоэ, гемантус, молочай, сансевьера, финиковая пальма.
Рассказ учеников об алоэ, кактусах, молочае.
Предложить учащимся определить к какой группе относятся зачитываемые названия растений, и определить находятся ли данные растения в кабинете.
В зависимости от декоративных свойств растения делятся еще на 6 групп.
Учащиеся сами называют растения. Учитель добавляет.
1 группа – декоративно – цветущие растения. Выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения (цикламены, пеларгонии, гибискус и т.д.).
2 группа – декоративно – лиственные растения. Растения с красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.) или необычной и пестрой их окраской (бегонии, колеусы).
3 группа – лианы. Растения имеют длинные травянистые или одеревесневшие стебли (циссус, традесканции).
4 группа – ампельные растения. Растения с длинными, свисающими побегами (циссус, традесканции).
5 группа – суккуленты. Растения с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы (кактусы, агавы, алоэ).
6 группа – эпифиты. Растения, поселяющиеся на стволах и ветках деревьев (орхидеи, бромелии).
 Закрепление материала. Игра “Найди растение по описанию”.
листья покрыты волосками, испаряют эфирные масла. Растение можно отличить по характерному запаху (пеларгония);
это растение с красивыми листьями, розовыми цветками, растет в тропиках (бегония);
красивое растение со свисающими стеблями, листья зеленые, у некоторых имеются белые полосы (традесканция);
растение, имеющее яркие цветки и предсказывающие погоду (бальзамин);
растение – очиститель воздуха (хлорофитум);
самое известное лекарственное растение (алоэ);
растение с “фальшивыми листочками” (аспарагус).
 Учитель. Для того чтобы успешно выращивать и ухаживать за комнатными растениями необходимо создать особенности их природной среды обитания и по возможности приблизить к ним условия выращивания.
Главное для растений свет, тепло и полив. Об особенностях ухода за определенными видами растений рассказали ученики.
Уход за растениями заключается также в их подкормке. Подкормку растений осуществляют весной и летом, в период активного роста и цветения. В продаже сейчас есть большой выбор удобрений, как в виде гранул, так и жидкие удобрения. Можно применять и органические удобрения.
Во время интенсивного роста растения нужно подкармливать раз в 10-14 дней.
Наряду с обычными подкормками можно в течение лета несколько раз проводить внекорневые, опрыскивая надземную часть растения растворами удобрений.
 Учитель. Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. Молодые и быстрорастущие растения нужно пересаживать ежегодно. Более крупные растения и медленно растущие пересаживают реже – раз в 2-3 года.
Растения обычно пересаживают весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укорениться и окрепнуть к зиме. У нас на севере срок начала пересадки может быть сдвинут (с конца марта).
За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины.
  Подготовка тары под пересадку. В продаже имеются большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая и др. Но лучше всего растения сажать в обыкновенные глиняные горшки. Часто используют пластмассовые горшки, т.к. они не дорогие, легко моются, имеют красивый внешний вид. Но в них труднее регулировать полив. Чтобы вода не застаивалась, в этих горшках делают в донышке отверстие, слой дренажа и земляную смесь более рыхлой.
Выполнение практической работы.
 
Для озеленения школьных помещений мы с вами будем использовать емкости из под майонеза.
  1. Сделать отверстие в донышке можно нагрев шило над огнем (используем свечку) соблюдаем технику безопасности.
2. Боковые стороны мы будем украшать самоклеющейся цветной бумагой, используя узоры орнаментов для вязания варежек. Символы: “змейка” - символ воды, “женская фигура” - символ плодородия, “ромб” - символ земли. Часто в узорах используются обереги (от слова оберегать или защищать)
 3. На оборотной стороне самоклеющейся бумаги при помощи линейки и карандаша, в соответствии со схемой, нанести узор по выбору. Вырезать узор.
  4. На боковой стенке емкости нанести предварительную разметку расположения рисунка. Снимая постепенно обратный слой с бумаги, наклеить узор на боковую сторону емкости.
  5. Показ приемов оформления горшков.
Инструктаж по технике безопасности – безопасные приемы работы с ножницами, свечкой и шилом.
Практическая работа. Контроль за выполнением работы и безопасных приемов.
Подведение итогов.
Что нового узнали?
Что понравилось в работе?
Как еще можно оформить горшочки?
Показ оформленных горшков.
Уборка рабочего места
Учитель. Занятие мене хочется закончить словами из книги, изданной еще в позапрошлом веке: “Если цветы не хороши или чем-либо не задаются, то прямо вам скажу, что без надлежащего ухода они и задаваться никогда не будут; если же кто ленив ухаживать за цветами, то лучше их и не разводи, то же можно сказать и относительно помещения. В неподходящем месте и с нехорошим уходом цветы хорошими быть не могут”.