РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика и ИКТ» специальности СПО 35.02.05 «Агрономия» (105 часов)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
СОГЛАСОВАНО:
зам.директора по УМР
___________ Н.А. Ряснянская
«____» _____________ 20__ г.
_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.
_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.
УТВЕРЖДАЮ:
зам.директора по УР
_____________ И.М. Гайдай
«____» _____________ 20__ г.
_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.
_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
БД.10 Информатика и ИКТ
специальности СПО
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Агрономия»
Лиски 2016
Рабочая программа дисциплины БД.10 Информатика и ИКТ разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089; «Примерной программы учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И ИКТ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования», утвержденная Министерством образования и науки РФ, ФИРО 16.04.2008г.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум».
Разработчики:
Филатова Ю. А., преподаватель
Ф.И.О., должность
__________________________________
Ф.И.О., должность
Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рекомендована ЦМК математических и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.
Председатель ЦМК ____________________ С.Н.Федорова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
12
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Агрономия».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина Информатика и ИКТ относится к общеобразовательному циклу.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей и задач:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы студента 35 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Распределение объема дисциплины и видов учебной работы по семестрам
Вид учебной работы
Объем часов
Всего
В том числе по семестрам
1 семестр
2 семестр
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
51
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
34
36
в том числе:
теоретические занятия
40
18
22
практические занятия
30
16
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
17
18
в том числе:
подготовка рефератов
создание презентаций
задания с использованием ресурсов Интернета
проработка конспекта
Виды контроля по семестрам (дифференцированный зачет)
ДЗ
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
1
2
3
Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы
Содержание учебного материала
20
Теоретические занятия
8
Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером.
Информация и знания. Достоверность информации. Поиск, хранение, обработка, передача и систематизация информации. Выбор способа хранения и представления информации в соответствии с поставленной задачей. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Классификация информационных процессов. Информационные процессы в социальных, биологических и технических системах. Работа с автоматизированными информационными системами (АИС). Использование методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Кодирование и обработка текстовой, графической, звуковой, числовой информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Системы счисления. Представление числовой информации с помощью систем счисления
Практические занятия
2
ПЗ №1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Самостоятельная работа обучающихся
10
- проработка конспекта
- подготовка рефератов
Тема 2. Информационные технологии.
Содержание учебного материала
3
Теоретические занятия
2
Технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств ИКТ. Соотношение полученных результатов с реальными объектами
Самостоятельная работа обучающихся
1
- проработка конспекта
- подготовка рефератов
Тема 2.1. Информационные технологии. Текст как информационный объект. Обработка текстовой информации.
Содержание учебного материала
8
Теоретические занятия
2
Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Практические занятия
4
ПЗ №2. Создание и форматирование гипертекстового документа в текстовых редакторах. Вставка формул, таблицы. Создание списков.
ПЗ №3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
Самостоятельная работа обучающихся
2
- проработка конспекта
- подготовка рефератов
Тема 2.2. Информационные технологии. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Обработка числовых данных.
Содержание учебного материала
8
Теоретические занятия
2
Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Способы представления математических зависимостей между данными. Использование таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). Числовые показатели и динамика их изменения
Практические занятия
4
ПЗ №4. Создание электронной таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
ПЗ №5. Построение диаграмм различных типов
Самостоятельная работа обучающихся
2
- проработка конспекта
- подготовка рефератов
Тема 2.3. Информационные технологии. Графические информационные объекты. Компьютерная графика. Мультимедийная среда.
Содержание учебного материала
10
Теоретические занятия
2
Растровая и векторная графика. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Компьютерные презентации
Практические занятия
6
ПЗ №6. Растровая графика. Трехмерная векторная графика
ПЗ №7. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
ПЗ №8. Разработка презентации «История развития ВТ»
Самостоятельная работа обучающихся
2
- подготовка рефератов
- создание презентаций
- задания с использованием ресурсов Интернета
- проработка конспекта
Тестирование
2
Тема 3. Коммуникационные технологии
Содержание учебного материала
10
Теоретические занятия
4
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Интернет. Поисковые информационные системы. Поиск информации. Описание объекта для его поиска. Применение информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности
>°Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете в реальном времени. Геоинформационные системы в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Методы создания и сопровождения сайта.
Практические занятия
2
ПЗ №9. Настройка браузера. Работа с электронной почтой. Поиск в Интернете
Самостоятельная работа обучающихся
4
- проработка конспекта
- задания с использованием ресурсов Интернета
Тема 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Содержание учебного материала
16
Теоретические занятия
6
История развития вычислительной техники. Архитектуры современных ПК. Аппаратное и программное обеспечение ПК. Выбор конфигурации ПК в зависимости от решаемой задачи.
Операционные системы. Основные характеристики, назначение и функции операционных систем. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства.
Защита информации от несанкционированного доступа. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы, сетевые черви, троянские программы, хакерские утилиты
Практические занятия
4
ПЗ №10. Операционная система Windows XP. Значки и ярлыки на Рабочем столе. Работа с файлами и папками.
ПЗ №11. Защита от компьютерных вирусов
Самостоятельная работа обучающихся
6
- подготовка рефератов
- проработка конспекта
Тема 5. Моделирование и формализация
Содержание учебного материала
6
Теоретические занятия
4
Моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Самостоятельная работа обучающихся
2
- проработка конспекта
Тема 6. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)
Содержание учебного материала
16
Теоретические занятия
4
Табличные базы данных. Иерархические и сетевые базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в базе данных. Поиск записей в базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в базе данных. Печать данных с помощью отчетов.
Практические занятия
8
ПЗ №12. Создание табличной базы данных
ПЗ №13. Создание формы в табличной базе данных
ПЗ №14. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных
ПЗ №15. Создание отчета в табличной базе данных
Самостоятельная работа обучающихся
4
- проработка конспекта
- подготовка рефератов
Тема 7. Информационное общество
Содержание учебного материала
4
Теоретические занятия
2
Этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы при работе с информацией. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Самостоятельная работа обучающихся
2
- проработка конспекта
- подготовка рефератов
Дифференцированный зачет
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Максимальной учебной нагрузки обучающегося
105
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
70
Самостоятельной работы обучающегося
35
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Аудиторная доска для письма;
Компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор;
Экран;
Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (ОС Windows; пакет Microsoft Office 2003 – MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook Express; Internet Explorer; Paint);
Устройства вывода звуковой информации.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д.Угринович.-7-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-212 с.:ил.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н.Д.Угринович.-5-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-187 с.:ил
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/Е.В. Михеева.-10-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-192 с.
Дополнительные источники:
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред проф. образования/ М.С. Цветкова, Л.С. Великович.- 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2012.-352с.,[8]л. Цв. Ил.
Интернет-ресурсы:
Каталог образовательных Интернет-ресурсов [Электронный ресурс]. – http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Энциклопедия [Электронный ресурс]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тесты по информатике [Электронный ресурс]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дидактические материалы по информатике [Электронный ресурс]. –
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знания
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий
Оценка выполнения практических работ
Оценка знаний тестированием
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы
Устный опрос
назначение и функции операционных систем
Оценка выполнения практических работ
Оценка подготовленных рефератов
Оценка знаний тестированием
умения
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами
Устный опрос
Оценка выполнения практических работ
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах
Устный опрос
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
Устный опрос
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники
Устный опрос
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий
Оценка подготовленных презентаций Оценка выполнения практических работ
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы
Устный опрос
Оценка выполнения практических работ
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя
Оценка выполнения практических работ
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики
Устный опрос
Оценка выполнения практических работ
Оценка выполнения индивидуальных заданий
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
Устный опрос
Оценка выполнения практических работ
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование раздела дисциплины (тема)
Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия)
Кол-во часов
Активные и интерактивные формы обучения
1
Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером
Лекция
2
Разбор конкретных ситуаций
2
Этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы при работе с информацией. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Семинар
2
Мозговой штурм
3
Операционная система Windows XP. Значки и ярлыки на Рабочем столе. Работа с файлами и папками.
Практическое занятие
2
Компьютерная симуляция
4
Создание электронной таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Практическое занятие
2
Деловая игра
5
Защита информации от несанкционированного доступа. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы, сетевые черви, троянские программы, хакерские утилиты
Семинар
2
Анализ конкретных ситуаций
6
Создание и форматирование гипертекстового документа в текстовых редакторах. Вставка формул, таблицы. Создание списков.
Практическое занятие
2
Деловая игра
7
Настройка браузера. Работа с электронной почтой. Поиск в Интернете
Практическое занятие
2
Деловая игра
Лист изменений рабочей программы
Номер изменения
Номер протокола заседания методического объединения и дата
Страницы с изменениями
Перечень откорректированных пунктов
Подпись председателя методического объединения
Лист периодических проверок рабочей программы
Дата
Должностное лицо, проводившее проверку
Потребность в корректировке
Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений
Ф.И.О.
должность
подпись
Наименование раздела дисциплины (темы) берется из рабочей программы дисциплины
Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков и т.д.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Заголовок 1Заголовок 715