рабочая программа по Изогбразительному искусству для коррекционных классов 8 вида
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного
муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании МО
Протокол № 1
От __29.08._____ 2014г.
Руководитель МО
_____________________
Согласовано
«01__»___09____2014г
Зам директора по УВР
____________________
Дунаева С.В.
Утверждаю
Приказ № 96/13
от « 01» 09 2014г.
Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
________О.П. Тыртышная
Рабочая программа
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 5 класса
( уровень: коррекционный)
Учитель: Митрошина И.Д.
первая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Автор программы: «Изобразительное искусство» И.А.Грошенков.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).
Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2014/2015 учебный год
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, Автор программы «Изобразительно искусство» Автор: И.А.Грошенков – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г.
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Автор: И.А.Грошенков, допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34часа. Программа «Изобразительно искусство» Автор: И.А.Грошенков используется в данной рабочей программе без изменений.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Методы:
метод художественного, нравственно-эстетического воспитания;
метод наблюдений;
наглядные методы и приёмы обучения;
словесные методы;
игровой метод;
метод перспективы и ретроспективы.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ произведений мастеров изобразительного искусства, выставки работ, защита исследовательских проектов.
Формы контроля и возможные варианты проведения.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая- в форме теста.
Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке изобразительного искусства подразделяются на: устные, письменные, тесты, наглядные, проблемно- поисковые и др..
Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения искусства они дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приёмов контроля.
Формы контроля:
1.По количественному составу обучающихся:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная;
- классно - обобщающая проверки.
2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:
- письменная;
- устная;
- домашняя самостоятельная практическая работа.
3. По технологии проведения:
- графическая;
- тестированная.
-викторины
-отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. По интенсивности проверки:
- зачёт;
- уплотненный опрос;
- комбинированный опрос.
5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:
- репродуктивная;
- самостоятельная работа по заданию;
- самостоятельные практические исследования.
Виды контроля на уроках ИЗО:
Вводный (предварительный)- диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы.
Предпосылка для успешного планирования учебным процессом;
Промежуточный - выявление глубины, объёма и качества восприятия материала. Определение имеющихся проблем в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;
Итоговый- выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачёта, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.
Эти методы и формы контроля делают урок интересным и, как следствие активизируют учебный процесс.
Содержание программы «Изобразительное искусство 5 класс»:
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий; рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Раздел I «Декоративное рисование» (10 ч.).
Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву
кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность; составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Раздел II «Рисование с натуры» (14ч.).
Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета; определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю, (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т. д.); пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в опредёленной последовательности (От общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.
Раздел III «Рисование на темы» (6ч.).
Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 6 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов. Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавал связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.
Раздел IV «Беседы об изобразительном искусстве» (4ч.)
На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 56 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечал изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
Примерные задания
I четверть
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг по шаблону).
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
II четверть
Рисование е натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).
Беседа на тему Народное декоративно-прикладное искусство (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки» , «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.).
Декоративное рисование оформление новогоднего пригласительного билета
Рисование новогодних карнавальных очков
Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше заснеженный лее е четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.
III четверть
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).
Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.).
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки посередине сторон).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины»).
Декоративное рисование плаката «8 Марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).
IV четверть
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» карикатура).
Рисование симметричных форм: насекомые бабочка, стрекоза, жук по выбору (натура раздаточный материал).
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана).
Требования к результатам обучения учащихся 5 класса:
Учащиеся должны уметь:
передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю. (осевую) линию как вспомогательную;
составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и граф
рассказывать содержание картины; знать названия рассмотрен- ных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Список научно-методической литературы:
Н.М.Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009
В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Проектор
Экран
Компьютер
Тематическое планирование
Содержание
Всего
часов
Из них
Лабораторные и Практические
Контрольные и диагностические материалы
Экскурсии
Примечание
Раздел I
Декоративное рисование
10
10
1
Раздел II
Рисование с натуры
14
14
1
Раздел III
Рисование на темы
6
6
1
Раздел IV
Беседы об изобразительном искусстве
4
1
Итого
34
30
4
Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству
Класс : 5 г
Учитель: Митрошина И.Д.
Количество часов на год: 34 ч; в неделю: 1час.
Планирование составлено на основе примерной государственной программы по изобразительному искусству
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Авторы программы: И.А.Грошенков.
Календарно-тематический план
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения урока
Формы организации учебных занятий
Виды контроля
I-я четверть (9 учебных недель, 9 уроков)
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края».
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья)
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону)
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование простого натюрморта.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование симметричного узора по образцу.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Беседа «Декоративно-прикладное искусство»
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Итого за I четверть: 9 уроков
II-я четверть (7 учебных недель, 7 уроков)
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование с натуры объемного предмета конической формы.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство»
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование новогодних карнавальных очков.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование на тему «Лес зимой» (карандаш)
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование на тему «Лес зимой» (работа в цвете)
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Итого за II четверть: 7 уроков
III-я четверть (10 учебных недель, 10 уроков)
Рисование с натуры фигуры человека
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование на тему «Зимние развлечения»
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование в квадрате узора из растительных форм
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили».
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Декоративное рисование плаката – 8 Марта.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Итого за III четверть:10 уроков
IV-я четверть(8 учебных недель, 8 уроков)
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование с натуры игрушки.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Великой Отечественной войне.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование симметричных форм.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Составление узора в круге с применением осевых линий.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Составление узора в круге с применением осевых линий. Работа в цвете.
1
Программное обучение, рассказ, беседа, групповая работа
Практический,
устный
Итого за IV четверть: 8 уроков.
Итого за год: 34 урока
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215