Адаптированная рабочая программа по самообслуживанию для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (3класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса « Самообслуживание»
для 3 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документах:
Приказ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с. - (Коррекционная педагогика).
Учебный план образовательного учреждения.
Обучение детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности затруднено в силу грубых нарушений их познавательной деятельности. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в основном спонтанно, дети с тяжелыми формами умственного недоразвития не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Социальное развитие таких детей возможно лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающего их подготовку к самостоятельной жизни. Поэтому урокам гигиены и самообслуживания отводится особая роль, т.к. именно здесь происходит формирование личности, самосознания, закладывается основа социализации детей-инвалидов. Благодаря этим урокам происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Гигиена и самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке во внешнем виде, соблюдении гигиенических правил. Такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы педагогического коллектива и семьи.
В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия. Детей с особенностями умственного развития, тем более детей со сложной структурой дефекта, необходимо учить самым простейшим, но таким необходимым навыкам по гигиене и самообслуживанию. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать.
Правильная организация урока в специальной школе создает необходимые предпосылки для эффективного обучения, поэтому на уроке важно не только обучать, но и осуществлять различные коррекционные мероприятия по охране здоровья детей, по поддержанию их учебной трудоспособности.
Уровни понимания речи могут быть различны: от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов (например, различение форм единственного и множественного числа существительных).
При обучении используются игровые моменты, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.
Продолжительность урока в 3 классе - 45 минут (СаНПин).
Цель обучения: создание условий для проведения бытовых процессов, привитие культурно-гигиенических навыков у школьников.
Основными задачами данного периода является:
- формировать умения и навыки самообслуживания в повседневной жизни с учетом возрастных особенностей
- развивать общую и артикуляционную моторику;
- активизация познавательной деятельности;
- формирование визуального и эмоционального контакта с педагогом и одноклассниками;
- формировать навык ориентировки в здании школы, знать свое место за столом;
- формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, снимать расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды;
-выполнение действия или действий по заданной инструкции.
Дети, не владеющие речью вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя.
Содержание программы учебного курса:
Программа рассчитана на 18 часов, при нагрузке 0,5 часа в неделю.
В содержание программы входят следующие разделы:
- личная гигиена;
- питание;
- одежда и обувь;
- режим дня.
Раздел Кол-во часов Краткое содержание раздела Планируемые результаты освоения курса
Части тела человека. Гигиена. Продолжить формировать культурно-гигиенические навыки, доброе, заботливое отношение к своему телу, учить пользоваться предметами обихода и личной гигиены.
Знают название средств личной гигиены, выполняют правила личной гигиены самостоятельно или с помощью учителя.
Посуда. Формирование практических навыков ухода за посудой (убрать со стола, помыть тарелку, чашку, столовые приборы). Могут расставить тарелки и чашки, разложить столовые приборы.
Одежда. Обувь. Продолжать формировать умения и навыки самообслуживания в повседневной жизни с учетом индивидуальных особенностей. Различают свою и чужую одежду, самостоятельно или с помощью учителя (взрослого) обувают обувь без шнурков.
Охрана здоровья. Продолжить формировать бережное отношение к своему здоровью. Выполняет требования гигиены после напоминания или с помощью
педагога.
Навыки, связанные с приёмами пищи. Продолжить формировать навыки поведения за столом, воспитывать умение самостоятельно и аккуратно есть. Могут убрать столовые приборы после приема пищи с помощью педагога или одноклассника.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать/понимать:
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди другихпредметов на картинках;
- объединять предметы в различные множества;
- различать и называть части тела (голова, руки, уши, глаза, рот, нос);
- предметы санитарии и гигиены (мыло, зубная паста, зубная щетка, расчёска, полотенце, мочалка).
Учащиеся должны уметь:
- уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, тарелка);
- мыть руки (перед едой);
- повторять наглядные действия учителя;
- уметь одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции.
Формы и средства контроля.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена самостоятельно с незначительными ошибками под контролем учителя.
Оценка «4» ставится, если работа выполнена самостоятельно под контролем учителя, но в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
- работа осуществляется по последовательной инструкции вместе с учителем.
Оценка «3» ставится, если учащийся выполняет работу с помощью учителя;
- если учащийся выполняет работу самостоятельно под контролем учителя, имеются 3-4 негрубые ошибки;
- если учащийся выполняет задание на основе совместных действий с педагогом.
Учебно-методические средства обучения.
Основная литература.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с. - (Коррекционная педагогика).
Куликова, Т. Учите детей трудиться! /Т.Куликова // Дошкольное воспитание. - 2000.
Дополнительная литература.
Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М.: Просвещение, 2009
Мозжина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома, М. 2006
Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях.-2-е изд., испр. и доп.- М: Просвещение, 1973.

Наглядный и раздаточный материал:
Наглядные пособия (иллюстрации).
Раскраски.
Наглядно-дидактические пособия.