Самоанализ урока на тему: «Исторические песни. Поэзия жырау» русская литература, 5 «Б» класс.
Самоанализ урока
Дата: 11.11.2016г.
Ф.И.О. учителя: Жуніс Данияр Базаралыұлы
КГУ «Коростелевская средняя школа»
Предмет: русская литература, 5 «Б» класс.
Тема урока:
Урок на тему «Исторические песни. Поэзия жырау» , включен в общую тему «Устное народное творчество».
Для проведения урока были созданы благоприятные условия.
Создан нужный для работы доброжелательный психологический настрой, характер общения с учащимися. Учащиеся были положительно, эмоционально настроены для работы. Я старался обеспечить мотивационную готовность к работе на уроке.
Цели урока:
повторить сведения об устном народном творчестве.
познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.
более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен, выявить их отличие от былин.
развивать умения работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию.
воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.
В начале урока был предложен учителем фронтальный опрос по форме «Вопрос - ответ»(учитель – ученик ) пройденным темам о сказках, видах сказок и баллад.
Опрос показал, что пройденная тема «Устное народное творчество» учащимися усвоена.
Материал новой темы «Исторические песни». «Поэзия жырау», определил его тип – урок формирования новых знаний. Спецификой данного урока является совмещение самостоятельной работы учащегося и рассказа учителя, занимательность и яркость материала, возможность ребенку сделать самостоятельный вывод в конце урока.
Развивая самостоятельность учащихся я запланировал изучение данной темы по учебнику. Для работы с текстом учащимся были предложены вопросы. Учащимся была предложена работа в парах.
По истечению времени учащимся была предложена презентация «Исторические песни», где были представлены портреты исторических героев, литературные термины – определения «Исторические песни», «жырау».
Наглядно показан образцы анализа разных видов песен. По образцу анализа учащиеся под руководством учителя проанализировали песни «Суворов приказывает армии переплыть море», из «песни об Абылае».
Учащимся предложена представить изученный материал в форме тезисов и записать в рабочих тетрадях.
1. Термин «исторические песни» не народный, он создан и введен в употребление фольклористами, литературоведами, историками. В народе эти произведения назывались просто «песнями».
2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен.
3. Это стихотворный и эпический жанр.
4. ИП – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду.
5. Предмет ИП – конкретные события и лица.
6. ИП – это повествование о прошлом.
7. Герои ИП – известные исторические деятели.
8. В ИП есть две основные тематические линии: военная (военно-героическая) (песни о войнах и полководцах) и социальная (повстанческая) (песни о Степане Разине и Е. Пугачеве).
Исторические песни и былины:
Различие
Историческая песня
Былина
Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно.
В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное.
Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся.
Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично.
Для закрепления учащимся был предложен вопрос:
Значение исторических песен для современности.
Рефлексия: использованы разные виды смайликов.
Вывод: выбор учащихся - показал, что урок цели достиг.