Открытый урок по русской литературе в 6 «А» классе Тема урока: М.Ю.Лермонтов и Абай : лирические голоса эпохи.

Открытый урок по русской литературе в 6 «А» классе
Тема урока: М.Ю.Лермонтов и Абай : лирические голоса эпохи.
Цель:
1.Познакомить учащихся с произведениями поэтов;
2.Выявить особенности стиля поэтов; развивать навыки выразительного чтения; обогащение словарного запаса
3.Воспитывать любовь и уважение к поэтам трех народов.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: интегрированный
Форма работы: работа в группах; индивидуальная
Методы работы: элементы новых технологии,  беседа, выразительное чтение, слушание исполнения песни.
Оборудование: Интерактивная доска, слайды
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
«Созвучие звуков , чувств и душ»
Герольд Бельгер.
I. Организационный момент
II.Постановка цели урока
III Проверка домашнего задания.
Написать эссе на тему : «Лермонтов и Абай».
IY.Новая тема.
Y.Рефлексия
YI.Домашнее задание.
1.Сначала класс делим на 2 группы.
2.Проверка домашнего задания
Написать эссе на тему: Лермонтов и Абай.
1.Сегодня у нас нетрадиционный урок, посвящен он творчеству трех великих поэтов- Гете, Лермонтова и Абая.
У каждого народа есть свои великие поэты: Данте –у итальянцев, Шекспир- у англичан, Гете- у немцев, Пушкин- у русских, Абай- у казахов. Эти поэты писали на разных языках, но у них, как точно и образно сказал наш казахстанский писатель Герольд Бельгер, было «Созвучие звуков, чувств и дум».
(Слайд №1)
2.Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением, которое связало судьбы двух народов: русского, казахского. А связывающей нитью был Михаил Юрьевич Лермонтов.
3.У вас было опережающее задание:
Каждая группа должна подготовить рассказ о Лермонтове и Абае.
(2 слайд)
С одним из стихотворений, преодолевшим века и расстояния, мы с вами познакомимся. В сентябре 1780 гола Гёте побывал в охотничьем лагере на горе Кинельхан и под впечатлением увиденного написал свою «Ночную песнь странника».
Над всеми вершинами
Есть покой.
В каждой верхушке(макушке дерева)
Чувствуешь ты
Едва дуновение.
Птички молчат
В лесу.
Подожди только, скоро
Отдохнешь ты тоже.- (Это подстрочный перевод).
Вопрос для учащихся - Какую картину описывает Гёте? Что мы видим?
- Мы видим у Гете картину постепенно засыпающей природы, последним мирно отходит ко сну человек.
4. У М.Ю. Лермонтова – другое.
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы
Подожди немного
Отдохнешь и ты.
-А что говорит Лермонтов? Он обещает отдых от житейских невзгод.
-Какой вывод можно сделать?
5.Ученики делают вывод: Лермонтов использовал чужое творение, переводя то, что близко ему по духу и настроению. Он смог не только передать интонацию и настроение стихотворения, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным.
6.Затем учащиеся слушают мелодию на русском языке.
( видио слайд)
Когда Абай впервые услышал романс на стихи Лермонтова, он поразился созвучности мелодии и поэзии. Красота природы, мелодия тишины и покоя дали толчок творчеству поэта. Он перевел его на казахский язык, написав к нему музыку. Так появилась песня «JараSCы т_нде тау KалCып». А теперь я предоставляю слово учителю казахского языка и литературы
7.Рассказ учительницы об истории создания стихотворения «JараSCы т_нде тау KалCып» Абаем Кунанбаевым на казахском языке.
Ну а теперь послушаем песню «JараSCы т_нде тау KалCып»
JараSCы т_нде тау KалCып
`йKыCа кетеді балбырап.
Даланы жымжырт дел сал Cып
Т_н басады салбырап.
ШаS шыCармас жол даCы
Сілкіне алмас жапыраK.
ТыSшыCарсыS сен даCы
Сабыр KылсаS азыраK.
8.Послушайте ребята эту песню на казахском языке. (видио слайд)
Над ауылом, в урочище АKшоKы, медленно и плавно, как тихий ветер Сары-Арки, летела песня «JараSCы т_нде тау KалCып». И люди, отдыхая после изнурительного дня в своих юртах, слушали творение своего мудрого и знаменитого земляка, совершенно не догадываясь, что слова этой песни пришли в степь из другого, неведомого им мира...
И в самом деле, не чудо разве, что «Ночная песни странника» Иоганна Вольфганга Гете пленила своим изяществом М.Ю.Лермонтова, и тот, как скажет В.Г.Белинский, «грациозно переложил ее на русский язык». И не чудо ли то, что спустя еще полвека сын казахских степей Абай Кунанбаев воссоздаст ее не менее грациозно на казахском языке?
4.слайд

Иоганн Вольфганг фон Гёте М.Ю.Лермонтов

Над всеми вершинами Горные вершины
Есть покой. Спят во тьме ночной;
В каждой верхушке Тихие долины
Чувствуешь ты Полны свежей мглой;
Едва дуновение. Не пылит дорога,
Птички молчат Не дрожат листы
В лесу. Подожди немного
Подожди только, скоро Отдохнешь и ты.
Отдохнешь тоже.
(5 слайд) 7.Предметы :Вершина ,тьма, долина, мгла,дорога, листы,
Действия: Спят, не пылит, не дрожат, отдохнешь, нет движения, покой, отдых.
9. Словарная работа.(6 слайд)
Вершина- самый верх, верхняя часть Тьма- отсутствие света.
Мгла- непрозрачный воздух от тумана, пыли Сумерки-наступление ночи
Долина- удлиненная впадина вдоль реки, среди гор
Покой- неподвижность, отсутствие движения, состояние тишины
Ощущать- чувствовать , испытывать Дуновение- легкое движение воздуха
10.Композиция стихотворения (7 слайд)
*1-6 строки – описание природы
*Многоточие предполагает вздох, раздумье.
*7-8 строки – описание состояния лирического героя
*Спят- отдохнешь И ты ( союз И подчеркивает, что человек – часть природы)
*Конкретное время суток – ночь
*Нет названия (читатель сам должен подумать над основной мыслью)




8слайд
Что хотел показать поэт?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1 группа 2 группа
1 группа 2 группа
Покой сна в природе сон дает отдых
Скоро человек уснет человек уснет как природа
Природа дарит спокойствие происходит единение человека
с природой
11. Разбор предложения по членам.

Горные вершины спят во тьме ночной.

12. Вывод. (слайд 9)
О чем это стихотворение?
1.Раздумье о жизни, духовное единство человека и природы, природа- место , где утомленный человек находит покой, спокойствие., таинственная сила дает человеку уверенность в будущее, надежду на лучшее.

13.(15слайд)
Что нового вы узнали?
Что было интересно?
Что особенно понравилось?
14. Заключительное слово учителя.

Абай-акын, Лермонтов-поэт. Их слова льются как бурный поток, как стремительная горная река, они сумели подхватить самую острую, самую животрепещущую идею своего времени.
Они несли во мраке невежества яркий факел поэзии, указывал своему народу новые горизонты, откуда взойдет их солнце.
Произведения великих поэтов помогают нам увидеть истинные духовные ценности. Заставляют нас всматриваться в свой внутренний мир, анализировать свои поступки и поступки других людей. Это литература, которая переживёт многие поколения, перешагнёт века.