Презентация по биологии на тему Биологическое и социальное в человеке (10 класс)
Орлова Л.В. МБОУ Анастасиевская сош 2010 год Презентация: Биологическое и социальное в человеке Человек - социальное существо Общее с животными Генетическая наследственность(ДНК, гены) Естественный отбор (стабилизирующий) Аллергия, СПИД Качественные отличия Труд, речь Культура – 2-я наследственность( не генетическая) НТР Загрязнение среды(-) Информационный взрыв(+) Раннее обучение Удлиненное детство Усвоение культуры Рост продолжительности жизни заболевания Социальное Культура – это то, что одно поколение передаёт другому( в генах этого нет). Биологическое Человек, как часть природы - биологическое явление. Развитие человека происходит на основе единства биологического и социального Дети - маугли Люди, воспитанные вне человеческого общества, страдают заболеванием, которое называется «синдром Маугли». Это – совокупность ряда признаков, которые проявляются у тех, кто воспитывался и рос вдали от людей. К таким признакам относится неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализация, страх перед людьми (люди воспринимаются как чужие, не «члены стаи», существа другой породы), неумение пользоваться столовыми приборами (тот, кто страдает синдромом Маугли, может отличать вилку от ложки, но пользоваться ими не в состоянии). В развитии человека существуют определенные границы, временные пороги, когда закладка той или иной функции оптимальна или уже становится невозможна. Ребенок учится говорить, подражая родителям, учится прямохождению, подражая взрослым – ведь всем известно, что дети отнюдь не сразу начинают стремиться к хождению на двух конечностях, начинают они с передвижения подобно животным, на четвереньках (большая площадь опоры, меньше вероятности упасть). Если ребенка не обучать ходить, то он так и будет бегать на четвереньках, даже когда вырастет. Для тех же, кто переступил возрастной порог, настоящая адаптация невозможна. Например, реальный Тарзан никогда не научился бы прямохождению, так как эти навыки закладываются в раннем детском возрасте, а к обезьянам Тарзан попал совсем крошкой. Единственное, что было бы возможно для Тарзана – «обезьянья» походка, с опорой на костяшки пальцев. «Маугли» можно научить имитировать человеческое поведение, но это будет именно дрессура. Точно так же обучают собак проситься на прогулку, а кошек – пользоваться коробкой с песком. Правда, если ребенок был возвращен к людям до наступления «подросткового порога» 12-13 лет, его еще можно адаптировать к социуму, но психические отклонения останутся у него до конца жизни. Реализация генетической программы человека зависит от взаимодействия с социальными факторами Действует ли естественный отбор в человеческом обществе? Естественный отбор был для человека движущим, пока шло видообразование. Сейчас естественный отбор стабилизирующий. Он сместился на ранний внутриутробный период жизни период жизни: увеличилась гибель эмбрионов, усложнились роды. Действие окружающей среды на человека в цивилизованных странах минимизируется с каждым годом. Полного отсутствия влияния добиться пока не удалось, но это влияние носит эпизодический характер, и не может рассматриваться как фактор, способный коренным образом повлиять на наш вид. Роль среды в развитии личности. Установлено, что наличие некоторых способностей человека( музыкальных, математического мышления и др.) определяется наследственными факторами. Их проявление определяется социальной средой, од влиянием которой и формируется в человеческом обществе личность. Американские учёные изучали влияние внешних факторов на эмбрион внутри матери, в частности, на умственную деятельность плода, и пришли к выводу, что уже в 4 месяца он способен воспринимать все чувства матери. Поэтому чем интереснее её жизнь, тем лучше развивается нервная система плода. При резких громких звуках он испытывает страх, нежная мелодичная музыка оказывает благотворное воздействие Наследуются ли способности? Ученые доказали, что способности наследуются, но для их последующего развития склонности у ребёнка нужно выявить как можно раньше, что бы в дальнейшем развивать их. До сих пор ещё нет методов выявления истинных способностей человека в процессе его детского и юношеского воспитания, а потому часто и не представляются соответствующие условия для их развития. Можно ли создать «сверхчеловека»? Идея создания «суперлюдей» возникала в истории неоднократно.Гитлер решил создать поколение чистокровных арийцев (операция «Либенсборн»). Эта программа была призвана не только увеличить численность избранных, которым предстояло завоевать мир, но и сделать более весомым «арийский компонент» в немецком народе. С 1935 по 1945 г. пункты «Либенсборна» населяли около 200 тыс. женщин, отобранных по стандарту: голубые глаза белокурые волосы, широкие бёдра. По данным адвокатов Нюрнбергского процесс, здесь родилось около 12 тыс. детей(данные занижены т.к. документы уничтожены). Через 20 лет после войны собранные сведения показали, что общий итог этой программы явно отрицателен: рождаемость в «очагах жизни» была низкой, детская смертность высокой, повышен показатель уродств, физических и психических недостатков. У выживших не было каких-то необычных достоинств. Калифорнийский миллионер Роберт Грэм решил положить начало выведению «суперлюдей», создав «хранилище отборного наследственного материала», где в пронумерованных контейнерах с жидким азотом предполагалось коллекционировать сперму лауреатов Нобелевских премий и «чистых», с медицинской точки зрения, учёных. Генетический дар их должен был стать в будущем основой общества. Но многие лауреаты Нобелевской премии отнеслись к этому отрицательно