Конспект урока по ОБЖ на тему: Ядерное оружие (10 класс)
Тема урока «Ядерное оружие»
Вид урока: урок- лекция с элементами игры "Домино".
Цели урока:
- способствовать углубить и расширить знания по теме урока;
- способствовать развитию навыков совместной деятельности в группах;
- показать положительные и отрицательные стороны использования атомной энергетики и ядерного оружия.
Задачи:
1. Развитие мышления, памяти, речи, воображения, мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей, лидерских качеств; умения слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.
2. Воспитание ответственности, самостоятельности, нравственности, бережного отношения к здоровью.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Форма проведения: лекция с элементами игры "Домино".
Учебные вопросы:
1. Исторический экскурс.
2. Определение и характеристика ядерного оружия.
3. Виды ядерных взрывов.
4. Поражающие факторы ядерного взрыва.
5. Защита от поражающих факторов ядерного взрыва.
Продолжительность урока: 40 минут.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация).
Формы организации: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор; мультимедийная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; фотослайды, тесты, карточки задания.
План урока:
1.Организационный момент 1 мин.
2. Актуализация знаний и умений 3 мин.
3. Проверка домашнего задания 5 мин.
4. Целеполагание и мотивация 1 мин.
5. Изучение нового материала 15 мин.
6. Творческая работа 10 мин.
7. Подведение итогов урока 1 мин.
9.Информация о домашнем задании 1 мин.
10.Рефлексия (подведение итогов урока) 2 мин.
В кабинете заранее парты расставлены таким образом, чтобы каждая из четырёх групп учащихся, имела свое место. Класс на четыре группы делится заблаговременно.Ход урока
№
Содержание урока
Речь учителя
Речь учеников
1.
Организационный момент (1м)
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Отвечают на вопросы
2.
Актуализация знаний и умений
(3 м)
Ребята скажите, пожалуйста, для чего мы изучаем предмет ОБЖ?
Где эти знания пригодятся в повседневной жизни?
Были ли такие случаи, когда вы использовали свои знания, полученные на уроках ОБЖ, на практике?
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Как вы думаете, где она может пригодиться?
Как вы усвоили эту тему мы сейчас и проверим.
Отвечают на вопросы
3.
Проверка домашнего задания (5 мин)
Теперь Вы выполните короткую тестовую работу в тетради, далее проверите друг друга, ответы по завершению работы, будут выведены на слайде (учащиеся выполняют тест-сами проверяют себя-ответы после завершения работы выводятся на слайд, комментируются результаты, разбираем ответы, показавшийся наиболее трудным).
Приложение 1.Карточки - задания по теме: «Гражданская оборона».1. Гражданская оборона это-:А) система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;Б) система мер, направленных на подготовку к защите на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;В) система мер, направленных на подготовку к защите на территории Российской Федерации.
2. Расшифруйте аббревиатуру МВПО?
3. В каком году зародилась международная система противовоздушной обороны?
А) 1945г.;
Б) 1918г.;
В) 1932г.
4. Относится ли гражданская оборона к Министерству чрезвычайных ситуаций РФ
А) Нет;
Б) Может быть относится;
В) Да.
5. В каком году принят закон «О гражданской обороне»?
А) 1990г.;
Б) 1998г.;
В) 1991г.
Теперь мы меняемся тетрадями и оцениваем друг друга, критерии оценивания выведены на слайде
Ученики работают самостоятельно
4.
Целеполагание и мотивация (1 м)
(На слайде включено видео ядерного взрыва)
1. Как вы думаете, что изображено на слайде? – ответы
2. По каким причинам он случается?
3. Как вы думаете, данный взрыв относится к оружию массового поражения? - ответы
Из курса физики вы, возможно, знаете, что при ядерном взрыве происходит использование внутренней энергии, выделяющейся при цепных реакциях (межпредметная связь с физикой).
Теперь давайте с вами, сформулируем тему урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: Ядерное оружие
Ученики слушаютотвечают
5.
Изучение нового материала (10 мин)
Итак, приступим к знакомству с данной темой, которое пройдет в форме короткой лекции. По ходу объяснения вы записываете основные моменты к себе в тетради, откройте их и запишите сегодняшнее число.
Начиная с 1895 года, началось открытие радиоактивного излучения, в этот временной отрезок, такие учёные как Вильгельм Рентген, Анри Беккерель, Мария и Пьер Кюри, начали изучать явление радиоактивного излучения. Оно и положило начало эре изучения и пользования ядерной энергии.
Первую атомную бомбу изобрели в США к середине 1945 г.
Первый атомный взрыв был произведен 6 августа 1945 года. В результате взрыва образовалось гигантское облако сферической формы. Облако состояло из нескольких тонн пыли, паров железа и большого количества радиоактивных веществ.
Этот взрыв был произведен в городе Хиросима американскими бомбардировщиками. Дома со страшным грохотом рушились. Люди вблизи эпицентра, в буквальном смысле, испарялись. А люди, прибывшие на помощь, еще не знали, что вступая в зону радиоактивного заражения, и будет иметь раковые последствия. Радиация грозила им не только снаружи, но и изнутри.
9 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на город Нагасаки.
Согласно данным ООН в Хиросиме в момент взрыва было убито 78 тыс. человек, в Нагасаки-27.
В 1953 г. в СССР прошли испытания водородной, или термоядерной, бомбы. Мощность нового оружия в 20 раз превышала мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму, хотя размерами они были одинаковыми.
Но замечу, что и в нашем округе проводились ядерные взрывы, вредные для здоровья, давайте их кратко запишем в тетради:
Кратон-1 -1978г., в Белоярском район, западнее Игрима;
Кимберлит-1, 1979г., в Юго-Восточном районе города Ханты-Мансийска;
Ангара-140, 1980г., Северо-Западнее города Ханты-Мансийска;
Кварц-3, 1984г., в 90 км Северо-Западнее города Сургута;
Бензол, 1985г., 60 километров южнее города Нефтеюганска.
Ядерные взрывы проводились с целью добычи нефти, после 2000 года их не использовали в отрасли, и на территорий нашего округа не проводили.
Вывод, испытание ядерного оружия показало, что оно готово к боевому применению. Его создание обозначило начало нового этапа в использовании войн и военного искусства.
Итак, теперь мы с вами можем сформулировать понятие о ядерном оружии, итак, ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ-это оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.
Это одно из самых разрушительных средств ведения войны. Также к этим средствам можно отнести ядерные боеприпасы: боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, снабженные ядерными зарядными устройствами.
Теперь мы с вами рассмотрим ВИДЫ ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ (рассказ о видах ядерных взрывов с показом слайдов)
Теперь изучим КЛАССИФИКАЦИЮ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРЫ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА
Ударная волна-область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Световое излучение-поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи, способные вызывать ожоги кожи, поражения органов зрения.
Радиоактивное заражение-заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.
Проникающая радиация-совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.
Теперь мы разберём с вами ЗАЩИТУ ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА
Помните:
- основной способ защиты людей и техники от ударной волны - укрытие в канавах, оврагах, лощинах, погребах, защитных сооружениях;
- от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
- от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие
Ученики слушают
6.
Первичное закрепление учебного материала
Игра «Домино»
А сейчас проверим, как вы усвоили новую тему.
Первая и вторая команды получают предварительно перемешанные карточки. Игру начинает та команда, у которой карточка отмечена тремя крестиками. Любой представитель этой команды читает вслух вопрос, который находится внизу карточки. Остальные участники смотрят на верхнюю часть карточки, имеющихся у них, и нашедший ответ озвучивает его для всех участников и игра продолжается до тех пор, пока не будет задан вопрос первому участнику.
Третья команда символами рисует способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва, и вывешивает рисунки на доску.
Четвёртая команда выполняет задание «Продолжи фразу».
По окончанию заданий учащиеся защищают свои работы.
Ученики отвечают
10.
Подведение итогов урока (2 мин)
Итак, сегодня на уроке вы познакомились с действиями ядерного оружия. Эта тема нужна для нас, так как мы проживаем в зоне, где также проводились ядерные, вредные для здоровья взрывы. Давайте перечислим те слова, которые встретились сегодня нам на уроке впервые
Ученики отвечают
11.
Информация о домашнем задании (2 мин)
Домашнее задание будет таковым:
1.Вы ознакомитесь с §20 учебника, а затем прочтете лекцию своим домашним, чтобы они также имели представление о ядерном оружии и его последствиях.
2. Учим определения из лекции.
Ученики записывают
12.
Рефлексия (подведение итогов урока) 4 мин
На слайдепродолжите фразу
Сегодня мы узнали.
Было интересно.
Хочу узнать на следующем уроке.
Как вы оцениваете свою работу на уроке
Теперь подводим с вами итоги урока
(подсчитываются, выставляются оценки).
Спасибо за урок, за внимание, до свидания!
15