Как создавался оркестр казахских народных инструментов.
Утверждаю:
Тема: Как создавался оркестр казахских народных инструментов.
Цель и задачи:
Формировать музыкальную культуру учащихся посредством знакомства с историей создания первого в Казахстане оркестра казахских народных инструментов, его влияния на развитие музыкальной культуры всего народа.
Познакомить с личностью первого в истории Казахстана профессионального музыканта, композитора и дирижера А.К. Жубанова, создателя оркестра казахских народных инструментов.
Развивать творческие" способности учащихся в процессе разучивания и исполнения песен, скороговорок. Развивать умение слушать, аншш.мфокать и сравнивать музыку.
Воспитывать уважение к историческому прошлому Родины, чувства патриотизма.
Тип урока: сообщение новых знаний. Планируемые результаты.
Предметные: знать историю создания оркестра казахских народных
Ход урока
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Актуализация темы.
Сегодня мы с вами вспомним о великих кюйши казахского народа, с творчеством которых вы знакомились в I четверти , и узнаем о том, как создавался первый в Казахстане оркестр казахских народных инструментов.
3. Раскрытие темы урока.
Вспомните имена великих казахских кюйши XIX века и начала XX века. Можно ли их назвать солистами и почему?
В первой половине XX века в Казахстане бурно начинает развиваться культурная жизнь. Много перемен произошло в музыкальной жизни страны. На смену традиционному сольному исполнению музыки пришел оркестр. Создание оркестра связано с именем А.К. Жубанова. (Показать портрет Ахмета Жубанова.)
Как создавался оркестр казахских народных инструментов, узнаем из учебника.
В тексте мы встретили слова «профессиональные музыканты». Кого называют профессиональным музыкантом? Кто в Казахстане был первым музыкантом-профессионалом? В каком учебном заведении он получил профессиональное образование?
Консерватория - высшее музыкальное учебное заведение. Готовит музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов.
Почему публика восторженно приняла оркестровое исполнение кюев? Сколько музыкантов входило в состав оркестра? Какую музыку исполнял оркестр в начале своей деятельности и в дальнейшем?
Кто делал переложение музыки Гайдна, Моцарта, Чайковского для оркестра казахских народных инструментов? Чье имя носит оркестр казахских народных инструментов в наши дни? (Фотографии оркестра им. Курмангазы.)
Послушайте в исполнении оркестра казахских народных инструментов кюй Туркеша «Конил ашар». Сравните оркестровое звучание кюя с домбровым. Подберите слова для передачи характера звучания кюя.
В исполнении того же оркестра казахских народных инструментов послушайте «Пляску скоморохов» П.И. Чайковского и подумайте, что дает слушателю такое необычное исполнение русской музыки? Кто такие скоморохи? Почему пьеса названа пляской? Какое исполнение вам больше нравится? Какие музыкальные инструменты вы услышали в оркестре?
Запишите в тетрадь: Ахмет. Жубанов, Курмангазы, консерватория.
Вы были на уроке слушателями, а теперь подготовимся к вокальному исполнению. Для развития хорошей артикуляции и дикции выучим скороговорки: «От топота копыт....» и «Карл у Клары....» А теперь послушаем и разучим песню А. Жубанова на слова Н. Баймухамедова «Ак, когершин». О чем поется в песне? Какая по характеру песня «Ак, когершиш»? Какие чувства она передает? Чем отличается куплет песни от припева? Разучивание песни.
4.Закрепление темы урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Кто из вас хотел бы в будущем стать музыкантом оркестра? На каком инструменте вам бы хотелось играть?
5.Домашнее задание.
Сделать рисунок к прослушанной музыке (по выбору учащихся). Прочитать текст в учебнике к теме «Как создавался оркестр казахских народных инструментов».