Темматическое планирование (ИЗО) 4класс Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.,
№ урока Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий ) по теме Плановые сроки прохожденияСкорректирован
ные сроки прохожденияРаздел Тема 1 Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир)
( 17 часов )Изображение с натуры природных объектов любым графическим материалом.
Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины».
Освоение техники «а-ля прима»
Работа на плоскости
Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима». Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.
Понимать, что такое пространственное окружение. Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.
Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.
Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»
2 Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др. Видеть и замечать красоту в явлениях
окружающей среды.
Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)
3 Архитектура разных народов.
Колорит — средство выразительности изобразительного искусства.
Создание эскиза архитектурного ансамбля.
Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.
Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.
Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики
4 Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Использование в работе линейной перспективы Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.
Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.
Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.
Передавать цветом настроение в работе.
5 Сходства и различия картин, произведений декоративно-прикладного искусства разных художников. Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.
Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.
Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики ( в программе Pоint )6 Пейзажные и сюжетные композиции.
Создание творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. Создавать свои «Путевые зарисовки».
Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.
Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы.
Примерные темы композиций: «Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)».7 Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.
Владеть графическими компьютерными программами.
Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.
8 Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе».
Находить нужный формат, выделять композиционный центр.
Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.
Выполнять наброски с фигур одноклассников. 9 Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.
Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.
Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы
10 Создание коллективной объёмно -пространственной композиции. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать колыбельная Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.
Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии. Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.
Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере).
Примерные темы: «Посиделки», «Весна - красна», «Масленица», «Святки». 11 Изучение традиций народа и создание декоративных композиций по результатам исследования. Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.
Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.).
Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.
Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами.
Примерная тема композиции: «Чайная церемония в Китае» 12 Традиции, отображённые в сказках разных народов. Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Работа в объёме и пространстве
Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.
Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.
Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении. Создавать небольшие этюды.
Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета
13 Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме. Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.
Лепить человека по наблюдению.
Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жесты
14 Создание коллективной объёмно-пространственной композиции по мотивам народной сказки или былины. Применение техники бумажной пластики. Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.
Работать по памяти и наблюдению.
Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве. Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.
Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа.
Примерная тема композиции: «Аул в горах»
15 Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации Декоративно-прикладная деятельность
Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).
Создавать коллективную композицию на тему.
Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.
Примерная тема композиции: «Деревенская улица»
16 Изучение флоры, фауны региона. Разработка фрагмента узора и его трафарета. Симметрия при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений
Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.
Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета.
Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения 17 Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Создание в классе «музея-уголка» народного искусства. Ремёсла и виды народного творчества. Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.
Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.
Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.
Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся.
Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами.
18 Развитие фантазии и воображения
(11 часов) Песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский). Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов» Работа на плоскости
Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге. Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».
Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка
Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.
Использовать для этого поисковые системы Интернета
19 Заочные экскурсии и путешествия по теме
« Искусство разных эпох и народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп » Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.
Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения.
Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе», «Мудрое Эхо»
20 Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.
Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу
21 Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. Распределять сюжеты среди учащихся в группе. Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.
Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики).
Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня»
22 Путешествие на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций. Работа в объёме и пространстве
Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору).
Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).
Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
Переключаться с одной деятельности на другую
23 Творческое исследование.
Зарисовки деталей украшений народной игрушки. Создание декоративных композиций. Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.
Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы). Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике.
Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.
Определять цветовой и средовой характер композиции.
Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение»
24 Изучение символов, встречающихся в русских узорах. Составление собственных узоров для крестьянской одежды, эскиза ковра из войлока Декоративно-прикладная деятельность
Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев.
Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов
25 Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?
26 Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостово, Городца, Хохломы; народной матрёшки. Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.
Примерные темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна - красна»
27 Организация и проведение в «художественного события», посвящённого народному искусству Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.
Оформлять класс и школу к праздничным датам 28 Отображение объектов флоры и фауны в местных народных росписях Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.
Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.
Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)
29 Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
(6 часов) Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.
Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера
30 Представление об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство.
Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов.
Находить особенное в каждом виде народного искусства.
Выполнять самостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства.
Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?».
Уметь работать в сотворчестве с другими детьми
31 Понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».
Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.
Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности
Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы»
32 Представление о солярных (солнечных) знаках. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).
Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.
Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте
33 Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла).Живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)
34 Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции. Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр.
Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой).
Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)