Рабочая программа Основы финансового планирования в государственных учреждениях
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
"Донецкий политехнический техникум"
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
____________ Репка Е.Ф.
«_____»______________2016г. УТВЕРЖДАЮ
Директор ДПТ
_______________ Голос И.Г.
«_____»______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы финансового планирования в государственных учреждениях
по специальности 38.02.06 "ФИНАНСЫ"
2016
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансового планирования в государственных учреждениях» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25.09.2015г. № 585, зарегистрированного Министерством юстиции ДНР 08.10.2015г. №596
Организация разработчик: Донецкий политехнический техникум
Разработчик: Степаненко О.В., преподаватель І категории
Рецензенты:
1. Щеглова И.Г., преподаватель экономических дисциплин высшей категории
Одобрена и рекомендована с целью практического применения методической комиссией
Протокол №____ от «____»_____________2016г.
Председатель ПЦК _______________
Рабочая программа переутверждена на 20___/ 20___ учебный год
Протокол №____ заседания ПЦК от «____»_____________20___г.
Председатель ПЦК _______________ Зайцева Л.С.
В программу внесены дополнения и изменения
(см.Приложение ___, стр.____)
Председатель ПЦК _______________ Зайцева Л.С.
Рабочая программа переутверждена на 20___/ 20___ учебный год
Протокол №____ заседания ПЦК от «____»_____________20___г.
Председатель ПЦК _______________ Зайцева Л.С.
В программу внесены дополнения и изменения
(см.Приложение ___, стр.____)
Председатель ПЦК _______________ Зайцева Л.С.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"ОСНОВИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ"………………………………………...................................……9
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………...…......12
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………….....…14
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………......……16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансового планирования в государственных учреждениях" разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.09.2015г. № 585, зарегистрированного Министерством юстиции ДНР 08.10.2015г. № 596, а также учебного плана на 2016 - 2017 учебный год специальности 38.02.06 "Финансы" Донецкого политехнического техникума.
Всего по программе предусмотрено 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 44 часа, самостоятельной работы обучающегося - 22 часа.
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансового планирования в государственных учреждениях" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 38.02.06 "Финансы".
Целями освоения дисциплины «Основы финансового планирования в государственных учреждениях управления» является формирование у студентов системных знаний в области планирования, учета и контроля в бюджетных учреждениях, умения проводить научные исследования проблем финансового обеспечения бюджетных учреждений.
Задачи дисциплины:
– изучение особенностей финансового обеспечения бюджетных учреждений на разных этапах его реформирования;
– освоение принципов и методов планирования, учета и контроля финансовых ресурсов бюджетных учреждений;
приобретение навыков анализа финансовых планов и отчетности бюджетных учреждений и их использования в управлении финансами бюджетных учреждений;
приобретение навыков научного исследования проблем финансового обеспечения бюджетных учреждений и определения путей их решения.
Основными содержательными линиями программы являются:
Тема 1.Основы функционирования бюджетных учреждений
Тема 2. Финансовое планирование
Тема 3. Основы бюджетного планирования
Тема 4. Распорядители бюджетных средств
Тема 5. Система финансирования бюджетных учреждений
Тема 6. Планирование расходов на содержание бюджетных учреждений
Тема 7. Планирование специального фонда сметы бюджетных учреждений
Тема 8. Планирование деятельности учреждений образования
Тема 9. Финансирование учреждений здравоохранения
Тема 10. Финансовое обеспечение социальных гарантий
Тема 11. Расходы на содержание органов местного самоуправления
РЕЦЕНЗИЯ
на учебную программу по дисциплине "Основы финансового планирования в государственных учреждениях", подготовленную преподавателем предметной цикловой комиссии экономических дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения "Донецкий политехнический техникум" Степаненко О.В. для студентов дневной формы обучения специальности 38.02.06. "Финансы"
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансового планирования в государственных учреждениях" разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.09.2015г. № 585, зарегистрированного Министерством юстиции ДНР 08.10.2015г. № 596, а также учебного плана на 2016 - 2017 учебный год специальности 38.02.06 "Финансы" Донецкого политехнического техникума.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена с целью формирования у студентов системных знаний в области планирования, учета и контроля в бюджетных учреждениях, умения проводить научные исследования проблем финансового обеспечения бюджетных учреждений.
К программе прилагается пояснительная записка, паспорт программы, структура и содержание дисциплины. В паспорте рабочей программы учебной дисциплины "Основы финансового планирования в государственных учреждениях" определены область применения рабочей программы, место учебной дисциплины в программе профессионального модуля, цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины; отведенное количество часов на освоение программы учебной дисциплины.
Рабочая программа включает тематическое планирование (предусмотрено 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 44 часа, самостоятельной работы обучающегося - 22 часа), условия реализации программы и контроль с оценкой результатов освоения дисциплины.
Основными содержательными линиями программы являются:
- основы функционирования бюджетных учреждений;
- основы финансового бюджетного планирования;
- распорядители бюджетных средств;
- система финансирования бюджетных учреждений;
- планирование расходов на содержание бюджетных учреждений;
- планирование специального фонда сметы бюджетных учреждений;
- планирование деятельности учреждений образования, здравоохранения, местного самоуправления
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансового планирования в государственных учреждениях" рекомендована к использованию в учебном процессе.
Рецензент
Преподаватель высшей категории
ПЦК экономических дисциплин
Донецкого политехнического техникума И. Г. Щеглова
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК.01.02 Основы финансового планирования в государственных учреждениях
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансового планирования в государственных учреждениях" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 38.02.06 "Финансы"
Программа учебной дисциплины может быть использована для изучения дисциплины "Основы финансового планирования в государственных учреждениях" в учреждениях среднего профессионального образования, а также может быть использована для разработки плана, как индивидуального обучения студентов, так и дополнительного образования при подготовке и переподготовке специалистов среднего звена в различных отраслях.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы финансового планирования в государственных учреждениях» входит в профессиональный учебный цикл и является основной программой освоения программ профессиональных модулей ПМ.01 Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт:
- расчета показателей проектов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, бюджетных смет казенных учреждений, планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений;
- проводить мониторинг целевых программ, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики;
- определять дефицит бюджета и источники его финансирования;
- использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности;
- проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, бюджетных смет и планов бюджетных учреждений;
- составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
- проектировать предельные объемы бюджетных кассовые расходы и платежные поручения) для проведения кассовых выплат;
- руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок планирования и финансирования деятельности государственных учреждений;
- использовать утвержденные методики определения расходов на содержание бюджетных учреждений;
- составлять бюджетные сметы казенных учреждений;
- составлять планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений;
знать:
законодательные и иные нормативные правовые
акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации
бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования;
структуру бюджетной системы Донецкой Народной Республики, принципы ее построения;
порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы;
порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи;
действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок планирования и финансирования деятельности государственных;
типы государственных учреждений и порядок их деятельности;
методику расчета основных показателей деятельности государственных учреждений;
порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений;
порядок составления, утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики.
ПК 1.2. Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики.
ПК 1.3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики.
ПК 1.4. Составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Всего по программе предусмотрено 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов, самостоятельной работы обучающегося 22 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 66
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 44
в том числе: лабораторные занятия (не предусмотрено) -
практические занятия, включая семинары 16
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 22
в том числе: подготовка рефератов 2
расчетные работы составление конспектов 16
составление кроссвордов составление тестов 2
составление докладов 2
составление эссе Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансового планирования в государственных учреждениях»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы (включая семинары), самостоятельная работа Объем часов Уровень освоения
1 2 4
Тема 1.Основы функционирования бюджетных учреждений Содержание 10 1. 1. Бюджетные учреждения, их место в составе государственных и муниципальных учреждений.
2. Правовое положение бюджетных учреждений. 2 1
2 3. Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность бюджетных учреждений; их совершенствование.
4. Организация финансового обеспечения бюджетных учреждений: принципы, условия, инструменты. 2 1, 2
Самостоятельная работа студента Субсидии бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг; иные виды субсидий бюджетным учреждениям. Бюджетные инвестиции бюджетным учреждениям. Этапы реформирования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений. 6 Тема 2. Финансовое планирование Содержание 8 3. 1. Содержание и принципы финансового планирования.
2. Системы финансовых планов.
3. Методы финансового планирования. 2 1
Самостоятельная работа студента: Финансовое планирование на государственном уровне. Финансовое планирование как инструмент управления социально-экономическим развитием страны 4 4. Семинарское занятие: Финансовое планирование 2 Тема 3. Основы бюджетного планирования Содержание 6 5. 1. Организационные основы и принципы бюджетного планирования.
2. Бюджетный период.
3. Основные показатели бюджетного планирования. 2 1, 2
6 4. Методы планирования показателей бюджета.
5. Стадии бюджетного планирования. 2 2,3
Самостоятельная работа студента Классификация расходов бюджета. Составные части бюджета. 2 Тема 4. Распорядители бюджетных средств Содержание 2 7. 1. Главные распорядители бюджетных средств, их основные функции.
2. Распорядители бюджетных средств низшего уровня.
3. Получатели бюджетных средств. 2 1
Тема 5. Система финансирования бюджетных учреждений Содержание 6 8. 1. Бюджетное финансирование, его принципы, формы и методы.
2. Источники финансирование расходов бюджетных учреждений.
3. Определение объемов финансирования. 2 1
9. Семинарское занятие: Система финансирования бюджетных учреждений 2 Самостоятельная работа студента Особенности организации финансовой деятельности социально-культурных учреждений 2 Тема 6. Планирование расходов на содержание бюджетных учреждений Содержание 8 10 1. Смета бюджетного учреждения.
2. Порядок составления проектов смет бюджетными учреждениями.
3. Порядок рассмотрения и утверждения смет. 2 1, 2
Самостоятельная работа студента Основные требования по выполнению смет. План использования бюджетных средств. Финансовые нормы и нормативы. 4 11. Семинарское занятие: Планирование расходов на содержание бюджетных учреждений 2 Тема 7. Планирование специального фонда сметы бюджетных учреждений
Содержание 4 12. 1. Перечень собственных поступлений бюджетных учреждений.
2. Планирование специального фонда и основные требования к его использованию. 2 1
13. 3. Перечень собственных поступлений бюджетных учреждений.
4. Планирование специального фонда и основные требования к его использованию. 2 2, 3
Тема 8. Планирование деятельности учреждений образования Содержание 6 14. 1. Основные плановые показатели деятельности учреждений образования.
2. Состав расходов на образование: общеобразовательной школы, детских дошкольных учреждений, высших
учебных заведений.
3. Планирование фонды оплаты труда работников 2 1
15 Практическая работа Планирование расходов учреждений образования 2 Самостоятельная работа студента Планирование расходов на подготовку кадров. Формы бюджетного финансирования школьной и внешкольного образования. 2 Тема 9. Финансирование учреждений здравоохранения Содержание 6 16. 1. Источники финансирования учреждений здравоохранения.
2. Основные показатели деятельности стационарных и поликлинических учреждений.
3. Планирование фонда оплаты труда медицинских работников. 2 1
17. Практическая работа: Планирование расходов учреждений здравоохранения. 2 18. Планирование других расходов учреждений здравоохранения. 2 Тема 10. Финансовое обеспечение социальных гарантий Содержание 6 19. 1. Виды и формы социальных гарантий.
2. Источники финансового обеспечения
социальных гарантий. 2 1, 2
20. Практическая работа: Финансирование социальной защиты населения 2 Самостоятельная работа студента Становление и развитие социальных гарантий 2 Тема 11. Расходы на содержание органов местного самоуправления
Содержание 4 21. 1. Порядок планирования расходов на содержание органов местного
самоуправления.
2. Планирование фонда оплаты труда государственных служащих. 2 1, 2
22. Семинарское занятие: Расходы на содержание органов местного самоуправления 2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета "Бюджетная система" (стенды, схемы, парты, стулья, доска); библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Конституция ДНР
Закон Донецкой Народной Республики «О Бюджетной системе». Источник: http://dnr-online.ru/zakony-2/ | Официальный сайт Донецкой Народной Республики ©
Закон Донецкой Народной Республики «Об оплате труда» (Постановление №I-78П-НС). Опубликован 15.04.2015 Источник: http://dnr-online.ru/zakony-2/ | Официальный сайт Донецкой Народной Республики ©
Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002.
Алексеева И.В. Бюджетный учет шаг за шагом. — М.: ЭКАР, 2007.
Дополнительные источники источники:
1.Маклева Г.И., Артюхин Р.Е. Бюджетный учет и отчетность: в 2 ч. — М.: ЭКАР, 2012 — 2-е изд., перераб. — Часть. 2.
2.Саакян Т.В. Бюджетное учреждение: ожидание реформы // Бюджетный учет. — М. — 2013. — № 2.
3.Alexander D. International Financial Reporting and Analysis / D. Alexander, A. Britton, A. Jorissen.— 3.ed. — London: Thomson, 2013.
4.Elliott B. Financial Accounting and Reporting / B. Elliott, J. Elliott.— 12.ed. — Harlow: Prentice Hall: Pearson Education, 2012.
Программное обеспечение и Интернетресурсы
http://dnr-online.ru/zakony-2/ - Официальный сайт Донецкой Народной Республики
www.eeg.ru – сайт Экономической экспертной группы – независимого аналитического центра по проблемам макроэкономики и государственных финансов.
http://europa.eu – официальный сайт Европейского Союза.
www.fpcenter.ru – официальный сайт Центра фискальной политики.
www.imf.org/external/index.htm – официальный сайт Международного валютного фонда.
http://openbudget.karelia.ru – открытый бюджет.
www.pefa.org – Public Expenditure & Financial Accountability.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные навыки) Основные показатели оценки результата
Умения: - расчета показателей проектов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, бюджетных смет казенных учреждений, планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений;
- проводить мониторинг целевых программ, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики;
- определять дефицит бюджета и источники его финансирования; Устный: индивидуальный опрос, собеседование
Письменный: индивидуальные задания, тестовый контроль, проверка практических заданий
- использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности;
- проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, бюджетных смет и планов бюджетных учреждений;
- составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования
дефицита бюджета;
- проектировать предельные объемы бюджетных кассовые расходы и платежные поручения) для проведения кассовых выплат; Устный: индивидуальный опрос
Письменный: индивидуальные задания, проверка практических заданий
- руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок планирования и финансирования деятельности государственных учреждений;
- использовать утвержденные методики определения расходов на содержание бюджетных учреждений;
- составлять бюджетные сметы казенных учреждений;
- составлять планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений; Устный: индивидуальный опрос
Письменный: индивидуальные задания, проверка практических заданий
Знания: - законодательные и иные нормативные правовые
акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации
бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования;
- структуру бюджетной системы Донецкой Народной Республики, принципы ее построения;
- порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы;
- порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи;
- действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок планирования и финансирования деятельности государственных;
- типы государственных учреждений и порядок их деятельности;
- методику расчета основных показателей деятельности государственных учреждений;
- порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений; Устный: индивидуальный опрос
Письменный: индивидуальные задания, тестовый контроль
КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ 5 (отлично) 4 (хорошо) 3 (удовлетворительно) 2 (неудовлетворительно)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в формулировке ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная
корректность
(точность в
использовании
фактического
материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет