Презентация по литературе Книга взросления (7 класс) по произведениям А.Костюнина
Книга взросления … (по произведениям Александра Костюнина) Актуальность исследования Во-первых, тема нравственности всегда интересовала писателей, во-вторых, 2009 год объявлен в России годом молодежи, в-третьих, из-за неблагоприятной социальной ситуации в нашей стране очень много обездоленных детей. Поэтому перед нашим обществом и нами, педагогами, стоит важная задача - воспитание молодого поколения. Цели и задачи исследования Познакомиться с произведениями писателя, выяснить основное направление его творчества. Проанализировать конкретные рассказы Костюнина «Орфей и Прима», «Вальс под гитару», «Рукавичка», «Совенок». Выявить, что хотел сказать автор своими произведениями. Объектом исследования стала тема доброты и нравственности в произведениях Александра Костюнина, предметом – герои и эволюция их души в рассказах «Орфей и Прима», «Вальс под гитару», «Рукавичка», «Совенок». Каждый должен пройти эволюцию души и прочувствовать: «Я – взрослый… Я – взрослый? Я - взрослый!» Гипотеза Это размышление на тему: вот оно, свершилось, и я могу позволить себе «взрослые забавы». И неважно, пятнадцать мне или двадцать пять – я уже могу оплатить свою мелкую прихоть (пусть в пятнадцать деньги не мои, а мамы с папой, а в двадцать пять я стану зарабатывать сам). Это ли мерило взрослости? Я – взрослый… (Доброта и ответственность в рассказе «Орфей и Прима») Что такое взрослый с точки зрения ребенка? Оказывается, это человек, который отвечает за свои поступки. тот, кто не утратил способности любить и жалеть, тот, кто не утратил способности отвечать за свои поступки, может называться взрослым… Взрослеющий герой рассказа не описывает своих внутренних переживаний, за исключением трех строк в конце: «…никак не мог избавиться от еле слышного, но от этого не менее щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя суки. И отъехал далеко, и музыку включил лёгкую, а он всё не отпускал – преследовал…»Герой пережил этап эволюции души: «Не ведал я тогда, что Звёзды не продаются! Звёзды светят всем одинаково». Я – взрослый? (Азбука любви в рассказах Александра Костюнина) Сомнение, выраженное вопросом, заставляет нас задумываться и анализировать. Это тот самый взрослый по возрасту и по деньгам, умеющий прислушиваться к окружающим, воспитывающий своими поступками. Чем взрослый отличается от ребенка? Наверное, верой в сказки и чудеса. Взрослые утратили это качество. Не все… Но многие…Александр Костюнин показывает нам взрослого, который творит чудо и тем самым вселяет веру в чудеса в подростка. И мир становится светлее… В рассказе «Вальс под гитару» выведен герой-взрослый. Он отстранен, о нем мы ничего не узнали и не узнаем. Он появляется только в начале повествования. Но именно Он совершает поступок, чудо. Гитара в подарок совершенно незнакомому подростку, который случайно стал его попутчиком, но излил ему свою душу, - не только предмет. Это символ веры в людскую доброту и сострадание… Это символ свершившегося чуда… Взрослыми мы становимся тогда, когда своими поступками можем влиять на обстоятельства. Хорошо, если это умный, добрый, чуткий взрослый… Рассказ «Рукавичка» Герою рассказа понадобилось тридцать лет, чтобы осознать значение жестокого поступка. Но без данного факта не было бы очередного этапа эволюции души взрослого человека. Умению раскаяться и испытывать чувство вины, умению соизмерять поступки и слова – вот чему учит нас рассказ. И только тот взрослый может считаться «повзрослевшим», который постиг эту науку. Я - взрослый! Дети могут видеть мир во всей его красоте, в цвете, яркости. Они не разучились фантазировать. Они верят в доброту взрослых. Я- взрослый! – это тот этап в жизни каждого человека, когда он готов писать настоящую, счастливую сказку. И как было бы замечательно, если бы все взрослые не забывали о том, что когда-то были детьми, что от них, взрослых, зависит, какими вырастем мы… Выводы 1. Произведения Александра Костюнина заставляют читателя обратиться к своей душе, задуматься о нравственности, о душе.2. Герой - рассказчик Костюнина - это не обязательно человек, о котором пойдет повествование, это человек, несущий какую-либо идею. Мы выбрали для рассмотрения идею ответственности человека за совершенные и совершаемые поступки. 3. Идею Ответственности мы облекли в форму исследования человеческой души по мере взросления. Причем взрослость как состояние мы рассмотрели с точки зрения эволюции души. Выводы 4. Образ Взрослого человека по Костюнину у нас получился следующим: - это человек добрый и ответственный, умеющий отвечать за свои поступки,- это человек, в котором есть любовь к окружающему миру, и эта любовь позволяет ему творить чудеса, отчего мир становится лучше,- это человек, который учится у окружающих доброте, пониманию, он не замкнутая система, он – часть мира, который осознает свою личную ответственность за все происходящее…5. Этапы жизни, выделенные нами как эволюция души: Я – взрослый… Я – взрослый? Я – взрослый! – должен пройти каждый человек. Спасибо за внимание