Формирование основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста на основе партнерских отношений ДОУ с родителями
ПРОЕКТ «Формирование основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста на основе партнерских отношений ДОУ с родителями».Подготовила Ширшова Е.Н.ст. воспитатель МДОУ детский сад «Малыш» п. Солнечный Советского района Республики Марий Эл
Информационная характеристика проекта Автор проекта: Ширшова Е.Н., ст. воспитатель МДОУ детский сад «Малыш» п. Солнечный Советского района Республики Марий Эл.Исполнители:Специалисты МДОУ детский сад «Малыш» п. Солнечный Воспитатели средней группыРодители группыЗаказчик проекта:Администрация МДОУ детский сад «Малыш» п. Солнечный Советского района Республики Марий Эл.База проводимой работы:Средняя группа МДОУ детский сад «Малыш» п. Солнечный Советского района Сроки по проекту: июнь 2015г. – май 2016г.
Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Г. Сигерист
Актуальность: по данным всемирной организации здравоохранения, здоровье на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономической ситуации и на 50% от образа жизни человека. С каждым годом социально-экономическая и экологическая ситуация приводит к резкому ухудшению состояния здоровья детского населения. Учёные среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, отмечают снижение общественного уровня культуры, в том числе санитарно–гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.Сегодня современным родителям очень часто не хватает воспитательных, умений и навыков, специальных знаний в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. В этой связи, проблема организации помощи ребенку и семье в формировании сохранении и укреплении здоровья актуальна. Это обусловило выбор темы данного проекта.
Цель: формирование основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи.Задачи:объединение родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей и привлечения детей к ЗОЖ; обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада; внедрение новых моделей поддержки развития детей и семейного воспитания; оптимизация двигательного режима детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства детского сада и семьи; проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада и семьи с целью гармоничного развития личности ребенка; обеспечение родителей (законных представителей) консультативными услугами специалистов в области развития и воспитания детей; осуществление дифференциального подхода в работе с родителями (законными представителями) и детьми с разным уровнем физической подготовленности, двигательной активности и состояния здоровья.
Объект исследования: процесс сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в вопросах формирования основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры здоровья дошкольников при взаимодействии ДОУ и семьи. Гипотеза: процесс приобщения детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни будет эффективен, если он будет проходить с привлечением ближайшего социального окружения детей – семьи.
Ожидаемый результат: Информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию, вызовут интерес к данному вопросу. Родители и педагоги получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей, а также облегчит общение родителей и педагогов ДОУ. Обеспечит преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду, а значит, повысит эффективность работы по оздоровлению детей.
Срок реализации проекта: с июня 2015г. по май 2016г.Этапы реализации проекта:1 этап – (подготовительный, диагностический): срок реализации – июнь- август 2015гЦель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса2 этап – (основной, практический) : срок реализации – сентябрь 2015г - апрель 2016гЦель: реализация программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.3 этап – (заключительный, аналитический) : срок реализации – май 2016гЦель: подведение итогов сотрудничества МДОУ и родителей воспитанников.
Направление мероприятий по созданию единого образовательного пространства повышение правовой культуры родителей (углубление знаний нормативно-правовой базы об ответственности за сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них физической культуры); повышение педагогической культуры родителей (изучение закономерностей и особенностей физического и психического развития ребенка на разных возрастных этапах, знакомство с современным опытом семейного воспитания и др.); пропаганда здорового образа жизни (активная позиция в приобщении детей к культурным и духовным ценностям физической культуры в условиях семьи и ДОУ, совместные занятия родителей и детей по формированию двигательной культуры, направленные на повышение уровня их физической подготовленности и осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья); социализация приобретенного опыта в воспитательно-образовательном пространстве "родители – дети – педагоги" (трансляция педагогического опыта оздоровления детей в условиях ДОУ и семьи, распространение опыта педагогического воздействия на ребенка с целью формирования основ физической культуры).
Содержание проектаФормы работыОтветственныеСроки исполненияI этап (диагностический)1. Изучение медико-педагогической литературы по вопросам здоровья детей.2. Анкетирование родителей и педагогов по данной проблеме.3. Уточнение данных о соматическом и психофизическом здоровье дошкольников.4. Разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей ДОУ.
II этап (практический)Оздоровительные мероприятия1. Утренняя гимнастика с доступов воздуха (илина свежем воздухе)2. Самомассаж рук, ушей Методика А. Уманской и К. Динейки3. Динамические паузы/физминутки4. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой5. Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм6. Физкультурный досуг (по плану)Закаливающие мероприятия1. Обливание ног контрастной водой2. Солнечные или воздушные ванны3. Хождение босиком по дорожкам (по мокрому и сухому песку, траве, асфальту).4. Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком» Методика А. Уманской и К. Динейки
Профилактические мероприятия1. Витаминизация2. Облегчённая одежда в помещении3. Беседы с родителями по профилактике заболеваемости.4. Разработка рекомендаций для родителей, регулярное обновление стенда «Будь здоров»5. Беседы с детьми «Разговор о правильном питании»; «Составление описательного рассказа о том, как я выходные дни»; «Виды спорта» и др.6. Чтение художественной литературы 7. Сюжетно-ролевые/дидактические игры, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни8. Театрализованные игры и драматизации9. Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.)10. Гимнастика для глаз11. Игры, направленные на формирование правильной осанки.II этап (практический) (продолжение)
III этап (аналитический)1. Создание банка методических разработок по ЗОЖ в ДОУ (картотека игр, презентация гимнастики для глаз, физкультминуток)2. Заседание семейного клуба «Школа здоровья» 3. Презентация проекта4. Реализация программы деятельности кружка дополнительного образования «Йога для детей» 5. Анализ результатов деятельности клуба, мониторинг физического, психического, социального здоровья детей и их семей6. Диссеминация опыта работы
Планируемые результаты: 1. Сформировать у родителей и детей представление о здоровом образе жизни. 2. Создать условия по формированию у детей гигиенических навыков, норм в быту на основе совместной деятельности с родителями. 3. Реализовать системный поход в использовании всех средств и форм образовательной работы с родителями в формировании представлении о здоровом образе жизни. 4. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. 5. Пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и детей.
Ресурсное обеспечение проекта Нормативно-правовое обеспечение:Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам». СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Устав МДОУ
Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.Веракса Н.Е., Галимов О. Р. познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. -М.: Мозаика-Синтез, 2015. -80 с.Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учеб. пособие для педагогов. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.Дронь А.В, Данилюк О.Л. Программа «Ребенок - педагог - родитель»/ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» / Серия: Управление ДОУ /Дронь А. В., Данилюк О. Л. - Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников, 2011. – 96с. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева / Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 213 с.Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 01.09. 2013 Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский / Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.Кудря Л.И., Уварова Л.И. Правовые основы охраны здоровья участников образовательного процесса в РФ под редакцией профессора М.Х. Шрага. – Архангельск, 2003. С. 6, 8, 9.Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. – М. : Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М. : Медицина, 1988. – 224 с.Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева / Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24.Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова / Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.Список литературы