Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Поможем поросятам одеться»
«Поможем поросятам одеться»
Открытое занятие по развитию речи в средней группе
Учитель русского языка: Нурпиисова С.З.
Бесколь 2015
Цели:
Учить распознавать летнюю одежду от зимней.
Углублять знания детей о названии всей одежды.
Продолжать учить детей внимательно дослушивать задание до конца, выслушивать говорящего до конца, не перебивать.
Продолжать учить давать полные ответы.
Продолжать вырабатывать у детей чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.
Развивать речевое внимание, мышление, навыки словоизменения, связную речь.
Продолжать обогащать словарь, знакомить с выразительными средствами языка.
Оборудование:
Презентация
Домик поросят;
Картонные поросята;
Картинки с одеждой;
Картонная одежда;
Лоскутки ткани с пуговицами;
Тарелки;
Латки в форме геометрических фигур;
Эмблемы на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Орг.момент.
Беседа по теме.
Подвожу детей к фланелеграфу, где изображён домик поросят.
В.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф, подумайте и скажите, чей это домик?
Д.: Это домик трёх поросят.
В.: Как их зовут?
Д.: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф - Нуф.
В.: На улице такая чудесная погода, а наши поросята сидят дома. Им так хочется выйти погулять. А как вы думаете, почему поросята сидят дома?
Дети перечисляют свои ответы.
В.: У них случилась неприятная история. В трубе засорился дымоход. Поросята поочереди чистили дымоход и всю свою одежду испачкали в саже. Поэтому им не в чем идти на улицу. Поможем поросятам?
Д.: Да.
В.: Где мы возьмём одежду?
Д.: Одежду можно купить в магазине.
III. Игра «Магазин»
В.: В магазин привезли большое количество одежды. Нам нужно рассортировать всю одежду на летнюю и на зимнюю. У кого эмблема с цветком, те отбирают летнюю одежду, а у кого эмблема со снежинкой, те отбирают зимнюю одежду.
Дети приступают к заданию. Затем объясняют свой выбор.
Д.:- Я выбрал шубу, а это зимняя одежда;
- Я выбрала рубашку, а это летняя одежда и т.д.
В.: Молодцы ребята, вы справились с заданием. А теперь просята предлагают вам поиграть.
IV. Игра «Чего не стало?»
Дети сидят на стульях перед доской.
В.: На доске прикреплены картинки с одеждой. Вам нужно будет закрыть глаза, когда я начну закрывать любую из картинок листом бумаги, а вам надо будет отгадать что за картинку с одеждой я закрыла. Будьте внимательны.
V. Игра « Узнай по описанию».
На доску я прикрепила трёх поросят.
В.: Ребята вот мы и одели наших поросят. Теперь можно их отправлять гулять?
Д.: Нет, Нужна верхняя одежда, так как на улице зима.
В.: Правильно, будем их одевать.
Один ребёнок выходит к доске и загадывает название верхней одежды, а другой отгадывает. Следующий выходит к доске берёт картонную одежду и одевает поросёнка.
Д.: Зимняя, тёплая, с подстёжкой, короткая – куртка;
зимняя, тёплая, меховая, длинная – шуба;
зимнее, тёплое, меховое, длинное – пальто.
В.: Ну что отправляем их на улицу?
Д.: Да.
В.: Ребята, а поросята мне по секрету сказали, что они не умеют застёгивать пуговицы. Давайте им поможем.
VI. Игра Помоги застегнуть пуговицу».
У каждого ребёнка на тарелочке лежат лоскутки ткани, на них пришиты пуговицы. Нужно взять лоскуток с петелькой и подобрать к нужной пуговице.
В.: Ну вот поросята погуляли, но они такие проказники, когда катались с горки, то порвали свою красивую одежду. Нужно помочь залатать одежду.
VII. Игра «Подбери латку».
Дети выполняют задание, затем обосновывают ответы.
Д.: Я пришил латку на куртку;
Я приделала латку на пальто и т.д.
VIII. Итог занятия.
В.: О чём сегодня говорили на занятии?
Зачем нужна одежда?
Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Какое задание было самым сложным?
Какое задание понравилось больше всего?
Тема: «Описание зимней одежды».
Программное содержание.
Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение. Расширять словарный запас за счет образования относительных прилагательных,
умения согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе, названий частей знакомых предметов.
Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.
Развивающая среда: предметные картинки с изображением зимней одежды, силуэтные картинки, предметы зимней одежды, куклы Таня и Ваня, снежки, снежинки.
Ход занятия.
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Трутневой.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Снег на крыши лег.
О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы думаете, что это зима?
(потому что все покрыто снегом и на речке лед).
А зимой тепло или холодно? (Холодно) Что делают люди, чтобы не замерзнуть? (надевают теплую одежду)
Массаж рук и ног (согласование речи с движениями).
Мы купили Вареньке (поглаживать правую, затем левую руку)
Варежки (от пальцев к запястью)
И валенки (одновременное поглаживание ног снизу вверх).
Шубку теплую наденем (имитация движений)
И пойдем гулять скорее.
Игра на развитие памяти: “Запомни слова”.
Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто сколько запомнил слов. Будьте внимательны.
- Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки, валенки.
Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.
Наши куклы Таня и Ваня собираются на прогулку, а мы будем им помогать. Какие вещи им надеть, чтобы они не замерзли? (Рейтузы, кофточку, шапку, шарф, шубу, куртку, варежки, валенки)
Из набора одежды для кукол дети выбирают необходимые вещи и кладут перед куклами. Воспитатель спрашивает: « Что это? (куртка, пуховик) Какого цвета? Куртка какая? (теплая, зимняя, меховая) Что есть у куртки и пуховика? (капюшон, рукава, карманы, кнопки) Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло, чтобы ветер не задувал под одежду) Про что скажем пушистый, меховой, мягкий? и т.д.
Физкультминутка.
«Игра в снежки»
На полу рассыпаны «снежки» из поролона или ваты.
Много снега намело Дети врассыпную ходят по группе.
Белою зимою,
Будем мы в снежки играть
Во дворе с тобою.
Лепим, лепим мы снежки, Поднимают «снежок» и «лепят» его,
В ручках их катаем, перекладывая из руки в руку.
А потом прицелимся - Поднимают снежок вверх.
Метко их бросаем. На последнем слове бросают.
Дети поднимают снежки с пола и
бросают друг в друга.
Упражнение «Летят снежинки» (выработка длительного, плавного выдоха)
Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети, изображая ветер, спокойно дуют на снежинки.
Игра с мячом в кругу “Что можно делать с одеждой?
Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.
Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т.д.
Игра “Дорисуй” - закрепление новых слов.
Воспитатель. У меня есть картинки, на которых изображены предметы зимней одежды. Рассмотрите их. Художник забыл нарисовать кое-какие детали. Дорисуйте их.
Тема: «Зимние забавы».
Программное содержание. Упражнять детей в диалогической речи, составлению рассказов-миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.
Учить детей отгадывать загадки, подбирать сравнительные обороты к отгадке, выполнять творческое задание педагога.
Развивать у детей чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.
Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.
Развивающая среда: картины с изображением зимнего пейзажа, зимних забав: мальчик катается на лыжах, девочка катается на коньках, дети лепят снеговика, дети играют в снежки.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с зимним пейзажем, ответить на вопросы:
- Какое время года на картине?
- По какому признак вы догадались, что это зима? (Снег).
- Какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый).
- Назовите снег ласково. (Снежок).
- Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Снегопад).
- А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? (Сугроб).
- А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга).
- Что происходит со снегом зимой? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает).
- Какой праздник бывает зимой? (Новый год).
- А вам нравится этот праздник? Чем? ( Приходят сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки, надеваем красивые костюмы и т.д.)
- За что вы еще любите зиму? (Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима – самое интересное и веселое из всех времен года.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки:
- мальчик катается на лыжах;
- девочка катается на коньках;
- дети лепят снеговика;
- дети играют в снежки.
Примерные вопросы:
- Кого видим на картине?
- Что делает этот персонаж?
- Когда можно кататься на коньках, на лыжах, лепить снеговика, играть в снежки)?
- В чем одеты дети? Почему нельзя очень тепло одеваться, когда катаешься на коньках, на лыжах?
Затем воспитатель предлагает детям составить короткие рассказы по каждой из картинок.
Образец рассказа
На картине изображен мальчик. Он катается на лыжах. Лучше всего
это делать зимой, когда мороз и пушистый снег. Мальчик одет в легкую куртку и вязаную шапку. Если бы он надел шубу, ему было бы очень жарко, а также неудобно двигаться.
Физкультминутка.
«Зимние забавы».
Лыжи надеваем мы Дети идут друг за другом,
И идем кататься. Подражая движениям лыжников.
Посмотри-ка, как на них
Можно быстро мчаться.
Санки с горки ледяной Разбиваются на пары. Один ребенок
Быстро мчатся сами. Встает впереди, другой сзади. Дети
Впереди большой сугроб - берутся за руки и бегут друг за другом.
Бах! – застряли сани. Останавливаются и приседают.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Старик-шутник на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Дед Мороз)
Одеяло белое не руками сделано.-
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенку поют.
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло –
Скользко, весело, светло. (Лед)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (Пальцы в варежке)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
Пускай, как ёж, колючая,
Но для ребят всех лучше я! (Ёлка новогодняя)
Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду,
Только не карандашами,
А блестящими (Коньками)
Вышли дети погулять.
Стали дети снег катать.
Угольки, морковка, ком –
Стало всё (Снеговиком)
Дети отгадывают загадки, воспитатель вместе с ними анализирует их ответы: почему они считают так, а не иначе.
Воспитатель дает детям творческие задания при отгадывании загадок: с чем сравнивается варежка, лед, снег, лыжи и т.д.
Пальчиковая игра “Лепим зайчика” (согласование речи с движениями)
Мы лепили снежный ком Имитация движений
Ушки сделали потом показ Показать ушки
И как раз вместо глаз Указательными пальцами касаться
Угольки нашлись у нас. уголки глаз
Зайчик вышел, как живой! Поджать руки к груди, кисти опущены
Он с хвостом и головой! Показать хвост, потом обе руки
положить на голову
За усы не тяни – Погрозить пальцем
Из соломинки они!
Длинные, блестящие Развести руки от носа в стороны
Точно настоящие! Покачать головой
Воспитатель. Послушайте слова: ссснег, ссснежинка, ссснежок, ссснеговик. Какой звук слышится в этих словах? Какие еще есть слова со звуком с? (Снегурочка, сосулька, санки, снегирь, синичка.) Звук с есть в слове лес. Лес, лесной, лесок, лесник, старичок-лесовичок.
Тема: «Дикие животные».
Программное содержание: Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам.
Упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под. Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.
Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.
Развивающая среда: ребенок в костюме Буратино, запись песни «Буратино», опорные картинки с изображением животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя и их детенышей, игрушки - зайчата, медвежата, лисята, волчата, бельчата, игра «Что делает мишка?», картинки жилья животных, магнитная доска.
Ход занятия:
Приветствие гостей «Улыбка»
Учитель: предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь ребят, необычно поздороваться с ними и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение.
Обращает внимание на гостя. Под запись песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.
Буратино. Знаете, Мальвина, задала мне столько домашних заданий, но я не могу сам с ними справиться, и Мальвину тоже не хочется огорчать. Ребята, а вы мне поможете?
1 задание: «Отгадай загадку»
Его обижают и звери и птицы,
Он каждого кустика в поле боится
Зимою под елкой он так замерзает
Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)
Какие у зайца уши? (Длинные уши)
Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)
У зайца мягкая теплая шкурка.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)
Какие у белки уши? (Короткие уши)
Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)
Шкурка у белки теплая, мягкая.
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под волчий вой,
Спит в избушке снеговой (Медведь)
Какие уши у медведя? (Маленькие уши)
Какой хвост? (Короткий хвост)
Я, сознаюсь виновата:
Я хитра и плутовата
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (Лиса)
Какие уши у лисы? (Острые уши)
Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Какие уши у волка? (Острые уши)
Какой хвост? (Длинный хвост)
Учитель: А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка? (Все эти животные живут в лесу)
Какие это животные, если они живут в лесу? (Дикие животные, сами добывают пищу, защищаются)
2 задание: «Кто где спрятался?»
Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна; кто где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве).
Физминутка: «Буратино»
Учитель: Засиделся наш Буратино, хочет поиграть, вставайте с ним вместе.
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
3 задание «Назови детенышей»
Дети находят детенышей по опорным картинкам:
Лиса - лисята
Волк – волчата
Белка - бельчата
Заяц – зайчата
Медведь – медвежата
4 задание «Поделись с другом»
На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене игрушкой принимает участие воспитатель: Посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка. Когда дети поменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили. А давайте, мы назовем и покажем, как двигаются эти животные.
Игра – имитация «Кто как двигается?»
Заяц – прыгает
Медведь – идет вразвалочку
Лиса – крадётся
Белка – прыгает
Волк – рыщет.
Игра «Зайка» (с движениями)
Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?
Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,
Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?
Зайка путает следы, убегает от беды.
Прыгнул в бок он, повернулся,
И под кустиком свернулся.
Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.
5 задание «Что делает мишка?»
Детям раздаются карточки, где медведь выполняет разные действия. (Дети называют действия: медведь – идет, сидит и т.д.)
Учитель: Ребята, а зачем к нам пришел Буратино? (Чтобы мы помогли ему выполнить задания) А мы справились с заданиями? (Справились)
А Буратино, какой молодец, внимательно слушал, многому у нас научился. Ему очень понравилось, как вы все вместе дружно работали и ему помогали.
Буратино. Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился.
Воспитатель предлагает детям и Буратино поиграть в игру «Похвалялись звери».
Просит каждого подумать, кем он хочет быть: белочкой, зайцем, волком, медведем или лисой. Приглашает к себе ребенка, и игра начинается.
- Я – медведь, - говорит воспитатель.
- А я – волк, - отвечает ребенок.
- У меня шуба коричневая.
- А у меня серая.
- У меня уши круглые.
- А у меня острые.
Далее дети сами произносят диалоги от лица зверей
15