Учебный проект по русскому языку «Язык мой – друг мой!» (Актуальные вопросы культуры речи) (7 класс)
«Язык мой – друг мой!» (Актуальные вопросы культуры речи) Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять. Квинтилиан, римский риторУчебный проект по русскому языку
Автор проекта - Курченко Марина Васильевна, учитель русского языка, литературы и риторики МБОУ СОШ №21 г.МурманскаПредмет, класс - русский язык, риторика 7 класс (учащиеся 13-14 лет)
В современном, динамично развивающемся обществе вопросы культуры речи приобретают особую актуальность. Новый строй общественной жизни содействует развитию новых форм речевого общения. В современном мире широко обсуждаются вопросы культуры речи, подвергаются осуждению отклонения от норм литературного языка, неправильности устной и письменной речи, неряшливое отношение к родному языку. Часто в речи школьников можно услышать жаргонизмы, вульгарные выражения, слова - паразиты, сленговые выражения, бранные слова. Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, - поэтому в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта по русскому языку усилен аспект культуры речи и усилено внимание к воспитательному потенциалу предмета «русский язык». В результате участия в проекте обучающиеся научатся правильно и уместно использовать языковые средства в разных условиях общения. По итогам проекта создана презентация «Язык мой – друг мой», сделаны памятки по проблемным вопросам (групповая работа, резюме каждой группы). Краткая аннотация проекта
1. Создать условия для овладения обучающимися нормами русского литературного языка;2. Повысить уровень речевой культуры;3. Учить самостоятельно искать информацию и перерабатывать ее, находить необходимую информацию в Интернете;4. Развивать навыки публичных выступлений;5. Воспитывать бережное отношение к родному языку;6. Формировать умение оформлять полученную информацию на современном уровне, используя различные электронные программы.:Цели и задачи проекта.
Проект проходил в течение 2-х недель в рамках школьной Недели Словесности: 4 урока, 4 консультации, 6 уроков для самостоятельной работы, итоговый урок-презентация.Вид проекта – краткосрочный, учительско-ученический.Сроки и этапы проведения
Проект состоит из 4-х этапов:1 этап – подготовка и планирование работы2 этап – проведение проекта3 этап - анализ и оформление полученных материалов (резюме групп)4 этап – представление проекта (урок-презентация)
Основополагающий вопросДля чего людям необходимо «легко, понятно и красиво» говорить на своем языке?
Проблемные вопросы1. Какие слова засоряют нашу речь, делают ее бедной, невыразительной? (1 группа)2. Как cохранить чистоту русской речи? (2 группа)3. Каковы причины асоциального речевого поведения? (3 группа)Учебные вопросы1. Что такое слова - паразиты, сквернословие, жаргонизмы, сленг, бранные слова?2. Каковы их стилистические особенности?3. Как лексика, ограниченная в употреблении, влияет на речь школьников?
Необходимые начальные знания, умения, навыкиКоммуникативные умения:1. умение четко и интересно, аргументировано излагать свои мысли;2. умение слушать и оппонировать;3. умение дискутировать4. умение выступать публичноПользовательские навыки работы на ПК:1. навыки работы в текстовом редакторе;2. навыки работы в сети Интернет;3. навыки работы с графическим редактором;4. создание и редактирование слайдов презентации.5. умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
1. Знакомство с целями и задачами проекта при помощи стартовой презентации.2. Обсуждение тем исследования.3. Формирование групп по желанию и интересам.4. Составление плана работы группы, распределение функциональных обязанностей между членами группы.5. Организация сотрудничества между учащимися и преподавателем в группе вк.6. Подбор материала.7. Проведение консультаций для рабочих групп, анкетирование класса.8. Обсуждение с учениками критериев оценивания презентации, публикации.9. Промежуточное оценивание участия в проекте.10. Обобщение и оформление результатов исследований в виде презентаций, памяток.11. Оценка проекта.12. Анализ работы групп и каждого члена группы.13. Представление и защита проекта.14. Итоговая рефлексия по проекту.Учебные мероприятия
I этап – Подготовка и планирование работыНа первом занятии обучающиеся познакомились со стартовой презентацией, затем ответили на вопросы анкеты для выявления интересов обучающихся. В соответствии с ответами ребят по выбору направления деятельности были сформированы 3 группы (по интересам), необходимые для реализации проекта. Ребята познакомились со списком рекомендуемых книг, электронных материалов, ссылками на Интернет-ресурсы, также были даны рекомендации по проведению проекта. Обсудили с обучающимися продукты деятельности групп (как будут представлены полученные результаты: материалы для проведения опроса (опросные листы, листы учёта ответов, карточки для опроса); публичное представление в форме презентации (готовит каждая группа); памятка « Как сохранить чистоту речи?»). Обучающиеся ознакомлены с критериями оценивания результатов деятельности по проекту.Выполнение проекта
II этап – Проведение проектаСоставили и обсудили с обучающимися на консультациях план работы в каждой из созданных групп. Определили основные источники и способы поиска информации. Дана рекомендация своевременно фиксировать все используемые источники информации, для их оценки (лист учёта используемых ресурсов). Каждой группе дано задание и необходимые рекомендации для подготовки необходимых материалов для проведения опроса (опросные листы, листы учёта ответов, карточки для опроса). Ребятам даны рекомендации по работе в группе вк. Обучающиеся с интересом участвовали в обсуждениях, выполняли задания творческого характера. Организовали проведение опроса, провели наблюдение за речью сверстников в рамках самостоятельной работы. При проведении опроса обучающиеся использовали подготовленные ими материалы (опросные листы, листы учёта ответов, карточки для опроса).
III этап – Анализ и оформление полученных материаловНа данном этапе проанализировали и систематизировали собранный ребятами материал (результаты опроса, подборки необходимого материала в Интернете. Ребята получили рекомендации по оформлению и отбору материала для презентаций и публикаций). Оформили результаты исследований, собранные материалы в соответствии с требованиями учителя. Подготовили публичное представление в форме презентации (каждая группа). Отчитались о проделанной работе на консультации. Обучающимся даны необходимые рекомендации по дальнейшей работе в проекте.
IV этап – Представление проектаПодготовили с обучающимися сценарий итогового занятия в форме урока-презентации. Провели урок-презентацию. Рефлексия участников проекта (анализ результатов, оценка качества работы участников проекта). Оценили работу обучающихся и подвели итоги работы в проекте.
После завершения проекта учащиеся могут:• использовать орфоэпические, лексические, орфографические нормы русского литературного языка в устной и письменной речи;• повысить уровень речевой культуры;• работать с информацией (поиск, обобщение, выделение главного, анализ), научатся самостоятельно искать информацию и перерабатывать ее, смогут находить необходимую информацию в СМИ и Интернете;• бережно относиться к родному языку;• проводить лингвистический опрос;• оформлять полученную информацию на современном уровне, используя различные электронные программы;• взаимодействовать в коллективе;• представлять информацию, высказывать свою точку зрения.Результаты проекта
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СловоЕго значениеСлова – «паразиты»лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «как бы», «это самое», «короче», «на самом деле», «собственно», «ну..», «так сказать», «вот», «как сказать», «в общем-то», «а именно», «на этом», «действительно» и других. Сквернословиенепечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика— сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.Теоретический материал.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СловоЕго значениеЖаргон(фр. jargon) — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой. Жаргонные слова или выражения называют «жаргонизмами».Сленг(англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т.д.). Например, молодежный сленгБранные словаслова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений, наиболее грубая разновидность ненормативной лексики.
Резюме 1 группы.Слова, которые засоряют нашу речь, делают ее бедной, невыразительной:1. Слова-паразиты2. Канцеляризмы3. Жаргонизмы4. Нецензурная (ненормативная) лексика5. Грубые просторечные слова6. Сокращения и слова с опустошенным значением.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КорочеНедостаток аргументов, резкость речи, желание быстрее закончить речьКак быНеуверенность в том, что говорит; приблизительностьТипаЖелание выделиться, привлечь внимание Заменитель паузыЭтоПауза во время говорения или употребления каких-то словФактУверенность в своих словахКак его, ну как его, как этоВместо каких-то слов; попытка что-то вспомнитьПонимаешь, понимаешь лиОбращение к собеседнику при желании подтвердить свои словаВообще, ваще!Лёгкое возмущениеИтог речиСамые распространенные слова-паразиты в речи подростков (7-9 классы). Метод наблюдения. .
Причины асоциального речевого поведения.• Бедность словарного запаса• Своего рода «мода»• Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы «выиграть время»• Тактическая роль в речи• В некоторых случаях слова-«паразиты» говорят о психологических особенностях человекаСлова-паразиты дифференцированы по эмоциям, которые человек испытывает в момент их произнесения. Иногда лучше промолчать, чем сказать то, что засоряет нашу речь, ведь то, что мы говорим, нас характеризует.Резюме 2 группы.
Несколько рекомендаций по борьбе со словами-паразитами, или как сделать свою речь чище. Памятка. -Начните возвращать словам их смысл.-Попробуйте заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ.-Наказывайте себя штрафом.-Доведите ситуацию до абсурда – устройте себе «День Паразита».-Читайте больше – это обогатит ваш словарный запас.-Чаще обращайтесь к словарям.-Создайте аудиоархив, анализируйте свою речь и речь других.-Больше общайтесь с начитанными людьми.-Посещайте выставки, экскурсии, театр.Резюме 3 группы.
Результаты анкетированияВ классе мы проводили анонимный опрос, который помог нам выяснить, как много, насколько часто и какого качества ученики используют сленговые выражения.
1. Знаете ли вы, что такое сленг? (да – 83%, нет – 17%)2. Известно ли вам об истории возникновения и существования сленга? (да – 22%, нет – 78%)3. Как вы считаете, актуален ли сленг в наше время? (да – 71%, нет – 29%)4. Часто ли вы используете сленг в своей речи? (да – 58%, нет – 30%, 12% - изредка)5. Можно ли пользоваться сленгом всегда и везде или только при определённых условиях? (всегда – 0%, при определенных условия – 71%, никогда – 29%)6. Напишите наиболее употребляемые слова и их значения (5-6 слов) очуметь, клевый, залипать, ботва, медляк, чумовой, офигеть, понты, попса, тачка, глюки. 7. Как часто вы используете нецензурную лексику?? (часто – 0%, редко – 29%, никогда – 71%)8. Ваше любимое сленговое слово? (очуметь, клевый).9.Считаете ли вы использование сленга некультурным? (да – 35%, нет – 65%)
Нередко человек наделен способностью глубоко мыслить и даже выражать свои мысли на бумаге, но вот устная речь его оставляет желать лучшего. Говорить красиво – большое искусство, которым может и должен овладеть каждый человек, чья повседневная деятельность связана с общением. А для некоторых профессий грамотная и выразительная речь – профессионально важное качество. Это, прежде всего, относится к учителям школ и преподавателям вузов, деятелям культуры, руководителям разного уровня. Красивая и правильно построенная речь в сочетании с поставленным голосом может не только произвести неизгладимое впечатление на аудиторию, но и позволит эффективно добиться поставленных целей, а также справиться со сложной ситуацией общения. Образная речь очень часто производит на слушателей магическое действие, она способна привлечь всеобщее внимание и побудить к действию. Очень важно уметь выражать свои мысли простыми и понятными слушателю словами. Недопустимо засорят речь неуместными иностранными заимствованиями, жаргонизмами и словами-паразитами. Чтобы ваши слова достигли слушателя, вам недостаточно хорошо разбираться в существе излагаемого вопроса, необходимо облечь свои мысли в форму, доступную аудитории, уровень образования и социальный статус которой могут отличаться от вашего. Согласованность содержания и формы позволяет сделать речь понятной слушателю. Не только слова придают речи красоту и законченность. Сделать речь убедительной поможет овладение искусством делать паузы. Это выразительное средство позволяет подчеркнуть важные места в речи, выделить их. Кроме того, за время молчания вы можете собраться с мыслями. Главное, чтобы пауза не затягивалась и не превратилась в тягостное молчание. Для развития речи необходимо стараться использовать любые ситуации общения. Не следует забывать и о пополнении словарного запаса, об освоении новых оборотов речи. Хорошо поставленная речь обычно легка и непринужденна, полна ярких образов и сравнений. Очень многие приемы употребления слов и выражений можно позаимствовать у популярных телеведущих, общественных деятелей, знаменитых ораторов прошлого. Уверенность в себе придет по мере накопления опыта и тренированности. Говорить на правильном русском языке - это значит ощущать себя частью единого целого, мыслить образами, понятными данному этносу, выражать его этические ценности. Итог исследования.
Спасибо за внимание!!!