Статья на тему: с ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.
Черных Ольга Алексеевна, учитель русского языка Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Как тронуть душу ребёнка на уроках чтения.Хотя сегодня Россия переживает не лучшие времена, причин гордиться своей Родиной у нас не должно быть меньше. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, потому что период детства и юности – самая подходящая пора для привития глубокого чувства любви к Родине. Работать с полной отдачей для процветания своей Родины будет только тот, кто горячо её любит, знает её проблемы, хочет сделать её лучше. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаются им глубоко, но, воспринятые в детстве, они играют огромную роль в становлении личности патриота, гражданина.
Чувства играют важную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства школьников с интеллектуальной недостаточностью отличаются конкретностью, незрелостью, недостаточной прочностью и устойчивостью, работа по их формированию требует длительного периода, многократного повторения в стандартных и нестандартных ситуациях.
«Пробуждать лирою» чувства призвана литература. Работая учителем русского языка, я ищу возможности средствами учебного предмета пропагандировать любовь к Родине, к своему народу, к родной земле, к людям, живущим на этой прекрасной земле. Уроки русского языка и литературы в специальной (коррекционной) школе имеют возможность влиять на привитие любви и уважения к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, формировать необходимость беречь и украшать родную землю уже за счёт программного материала. На уроках литературы возможно воздействие на эмоциональную сферу обучающихся через сочетание музыки, поэзии, живописи. Мне кажется, что поэзия наиболее эмоционально воздействует на человека, воспитывая в его душе такие вечные ценности, как милосердие, сострадание, доброту, ответственность, скромность, долг. А музыка и произведения живописи усилят воспитательный эффект.
В программе специальной (коррекционной) школы уже заложены поэтические произведения русских, советских, национальных авторов, призванных активизировать эмоциональную сферу личности с целью воспитания таких чувств как любовь к родным и близким людям, родной земле, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам, гордости за достижения народа, его богатырей, защитников. Воспитанию у школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни, раскрытию смысла понятий «Родина» и «малая Родина» может содействовать хорошо организованная работа на уроках изучения поэтических произведений.
На таких уроках звучит музыка таких великих композиторов, как М. И. Глинка, П. И. Чайковский, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные песни, песни, положенные на стихи изучаемых поэтов. Углубить и расширить работу по русской тематике позволяет рассматривание картин русских живописцев (в репродукциях или в форме электронной презентации). В содержание уроков включается больше исторического материала, народной тематики: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка (пословицы, поговорки, потешки), многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет суть национального характера. В поэзии часто используются символы России: белая берёза да могучий дуб. Но для нашей страны характерными считаются ещё немало чудесных черт – от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов. Всё это позволяет представить жизнь и быт наших предков, узнать, «откуда корни идут».
Наша русская природа, простая, но милая сердцу, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину! Многие стихи, картины, музыкальные произведение родились, благодаря любви к ней. И, слушая завораживающую мелодию, любуясь картинами замечательных художников, читая и слушая прекрасные стихи русских и советских поэтов о природе, ребёнок получает эмоциональную зарядку, «прививку» от равнодушия и бессердечности. Роль учителя в этом деле – организовать и построить всё так, чтобы урок прошёл на одном дыхании, задел душу каждого и остался в памяти.
Так, читая стихи А. С. Пушкина «Мороз и солнце, день чудесный!», очень к месту придётся репродукция картины А. Пластова «Первый снег». Дети увидят летящие с неба снежинки: белые, мягкие, пушистые. Художник так мастерски изобразил летящий снег, что можно ощутить себя не зрителями, а самим оказаться в картине - протяни руку и тебе на ладонь упадёт снежинка. Тут можно вспомнить и другие строчки Пушкина:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит».
И одновременно звучит волшебная чарующая музыка из «Времён года» П. И. Чайковского. Возможно, именно такое восприятие учебного материала сыграет большую роль в воспитании, чем длительные нотации, нравоучения и поучения взрослых.
Поэтому в работе необходимо использовать такие произведения, как репродукции картин А. К. Саврасова "Грачи прилетели", И. И. Левитана "Золотая осень", А. И. Куинджи «Берёзовая роща», А. А. Пластова "Первый снег", музыку П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. Рахманинова и другие яркие и очень «русские» произведения. И тогда наши дети научатся понимать переносный смысл понятий и поэтических фраз: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озёра Родины, «неторопливая русская речь» – неспешно текущие реки и т. д.
Список использованной литературы
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.
Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.