Конспект классного часа для 5 класса «Любовь к родине начинается с семьи»
Личностно-ориентированный классный час для учащихся 5 класса
«Любовь к родине начинается с семьи»
Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, специально организованной деятельности, способствующей к формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Это форма воспитательной работы, которая направлена на развитие личности ребёнка.
Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Основные понятия личностно-ориентированного подхода – это индивидуальность, самовыражение, выбор и педагогическая поддержка.
Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе с детьми выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все учащиеся класса (групповая и индивидуальная деятельность).
Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.
Классный руководитель должен подумать, что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.
Анализ и оценка результативности классного часа – это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.
Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:
- личная значимость для учащихся;- благоприятный психологический климат;- возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников;- обогащённость жизненного опыта;- духовно-нравственная ценность;- вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.
Цели:
Формирование у ребенка системы духовно-нравственных ценностей, связанных с понятиями семьи и Родины.
Развитие чувства ответственности и гордости за свою семью. Укрепление позитивного отношения к семье и государству, осознание их роли в жизни личности.
Формирование готовности к созидательной деятельности в интересах семьи и государства.
Задачи:
Организовать обсуждение и позитивное переживание ребенком нравственных ценностей семьи и Родины.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, «малой Родине». Привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов семьи и Родины.
Овладение понятиями о способах выражения любви к семье и Родине. Критическое осмысление и анализ собственных поступков.
Используемое оборудование:
- проектор и презентация;
- запись песни « Родина моя»
(слова Д.Тухманова, музыка Р.Рождественского).
- маркеры;
- бумажные заготовки для работы групп и индивидуальной работы, клей.
Ход занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Этап мотивации
-Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. В начале занятия предлагаю послушать одну известную песню.
- Ребята, давайте внимательно вслушаемся в слова этой песни.
Положительный эмоционально-психологический настрой.
Слушают песню.
Этап актуализации понятия
- О чем эта песня?
- Что вы себе представляете, когда слышите слово «Родина»?
С чем Родина у вас ассоциируется? Что для вас Родина?
Учитель выслушивает высказывания учащихся.
Дети делятся своими представлениями о Родине.
Стихотворение (читают 2 подготовленных ученика)
Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер под окном.
Этап обсуждения понятий
- Тема нашего занятия: «Любовь к Родине начинается с семьи»
Эти знаменитые слова принадлежат Фрэ
·нсису Бэ
·кону (15611626) английскому философу, историку, политическому деятелю, который жил 400 лет назад.
- Может быть, это высказывание уже устарело? Как вы думаете?
-Согласны ли вы с известным философом?
- Как вы понимаете эти слова?
Дети высказывают свои мнения по поводу верности афоризма Ф.Бэкона.
Тема сформулирована путем обозначения проблемы. Основные методы на данном этапе: беседа, коллективный диалог.
Приемы: сравнение, обобщение, рассуждение, опора на жизненный опыт.
Учитель безоценочно выслушивает мнения детей, благодарит их за участие в обсуждении и подводит итог:
- Конечно, ребята, вы правы. С тех давних пор ничего не изменилось и наблюдение Бэкона верно и сейчас. Наша Родина велика и прекрасна. Россия-это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть тот небольшой уголок страны, который нам особенно дорог тем, что там мы выросли. Там живут дорогие нам люди. Это наша «малая» Родина. То место, которое останется в нашем сердце навсегда. И обычно это то место, где мы со своей семьей, где нам хорошо и комфортно, где мы покойны и счастливы, где мы в любви и безопасности. Мы любим эту свою малую Родину.
- Но где мы научились любить? Мы родились с этим умением?
-Нет,конечно. Любить ребенок учится в семье.
Этап оценки отношения
- Давайте поговорим о наших семьях.
- Что для вас ваша семья, что она для вас значит?
-Сегодня мы будем работать в группах. Вы разбились на 3 группы, условно-3 семьи. Выберите, пожалуйста, главу семьи.
Предлагаю создать проект счастливой семьи. Перед вами лежит ватман, набор разных фигур, клей, фломастеры.
-покажите на листе если семья - это дом, то какой..нарисуйте.
Если семья-это геометрическая фигура, то какая
Если семья – это цвет, то какой.
Если настроение-это смайлик, то какой.
На выполнение работы 5минут. Главе семьи нужно будет защитить свой проект, объяснить ваш выбор.
-Пожалуйста, слово главам ваших семей!
Отвечают на вопросы:
-Защита,опора, любовь.
Возможность проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Создают проект.
Защищают проект.
Физминутка.
- Давайте отдохнем.
-Попрошу вас встать. Если на мой вопрос, вы отвечаете «Да!», похлопайте в ладоши, если ваш ответ «Нет», то ничего не делайте!- Кто похож на папу? Аплодисменты!- Кто похож на маму? Аплодисменты!- Кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!- В чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!- У кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!- К кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!- Кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!- Кто любит свою семью, дорожит ею! Аплодисменты!
Чередование видов деятельности, физминутка способствуют преодолению усталости.
- Что делает семью дружной, крепкой, счастливой?
- От кого это зависит?
А еще семья крепка своими традициями: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение»
Расскажите, какие семейные традиции чтут в вашей семье?
-Любовь,поддержка
-От всех членов семьи.
Рассказывают о семейных традициях.
- Спасибо за ваши мысли и теплые слова о вашем отношении к семье.
-Без памяти нет традиций. Сейчас мы обратимся к народной мудрости, которая заключена в пословицах о семье.
-Я буду читать начало пословицы и прикреплять листочек на дерево, а вы определите продолжение пословицы и прикрепите рядом с моим.
В гостях хорошо.а дома лучше.
Не нужен клад, коли в семье лад.
Когда семья вместе,. . и душа на месте.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Счастлив тот, .то счастлив у себя дома.
Дерево держится корнями,.а человек семьей.
-Как дерево крепко держится корнями, так и дружная семья на чем-то держится. А на чем мы сейчас подумаем, послушав притчу.
Притча о семье
В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово»
-Как вы думаете, какое это было слово?
-Я порошу каждого из вас написать на своем сердечке, за что вы любите свою семью. Затем приклейте ваши сердечки-открытки к вашему большому любящему сердцу. Расскажите (если пожелаете) своей группе о ваших чувствах к своей семье и договоритесь, кто из группы обобщит ваши мысли для всего класса.
-Если у вас нет желания говорить при всех о своих чувствах, можете этого не делать. А если не хотите, чтобы товарищи прочли ваши мысли, можете закрыть и заклеить ваше сердечко-тогда ваши мысли будут принадлежать только вам.
Коммуникативный компонент ориентирован на развитие таких свойств личности, как ее коммуникабельность, контактность в различных ситуациях общения, готовность к сотрудничеству. Культуроведческий компонент призван обеспечить культурную идентификацию обучающегося, под которой понимается “установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживания чувства принадлежности к национальной культуре, (принятие в качестве своих) ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом”.
Образуют группы и выполняют задание, работая сначала индивидуально, а затем в группах.
После того, как задание выполнено, представители групп вывешивают большие «сердца» (которые теперь имеют вид красивых открыток) на доску и обобщают мнение своей группы о том, за что дети любят свою семью.
Выступают представители групп, выражая мнение группы.
Рефлексия
-В качестве подведения итогов нашего классного часа предлагаю вам составить и записать пятистишие по следующей схеме:
1. Существительное.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Фраза.
5. Ассоциация.
Для того, чтобы оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу проводится рефлексия содержания учебного материала. Прием «Синквейн», помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое.
- Какую пользу вы получили от нашего разговора?
- Какое у вас сейчас настроение?
- Что вы узнали о себе?
У каждого человека должна быть семья, дом, место, где его любят и ждут, место, где человеку тепло и уютно. Я желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их любите!
Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться!
Отвечают на вопросы, подводят итоги занятия.
Литература:
1. Воспитание школьника, №4-2007.-37с.
2. Классный руководитель», №1-2007.-57с.
3. Классный руководитель», №3-2006.- 66с.
4. Интернет-ресурс : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]uploaded/files/loginova/
15