Перспективный план по самообразованию на 2015-2018гг. Тема: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов».
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад « Сказка»
Пристенского района Курской области
Перспективный план по самообразованию
на 2015-2018гг.Тема: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов».
Составил: воспитатель Карачевцева О. В.
Пояснительная записка.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель:
Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
4.Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
5. Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.
6.Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности.
7. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
8. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности,
от 3-х до 7-и лет (2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).
Расписание НОД.
В соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07. 2010г. №91 и изменениями к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010 г. №164 организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с режимом дня МКДОУ «детский сад «Сказка» с сентября по май.
Во второй младшей группе темы по нетрадиционному рисованию включены в непрерывную образовательную деятельность один раз в неделю в первую половину дня.
В средней группе один раз в неделю , во второй половине дня.
В старшей группе один раз в неделю, во второй половине дня.
В подготовительной к школе группе один раз в неделю, во второй половине дня.
Формы проведения.
1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.2.Выставки.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:
Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
Проговаривание последовательности работы.
Показ воспитателя.
Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Музыкальное сопровождение.
Оформление выставок.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе необходимо создать развивающую среду, которая может включать в себя такие компоненты: зона ИЗО деятельности (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, бумага, штамповки и другое) ; зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, бросовый материал,
мозаики , различные инструменты ; театрально-музыкальная зона, в
которой есть аксессуары для развития ручного театра (пальчиковые театры, дергунчики, ширма для теневого театра, куклы , сделанные из ниток и других материалов, своими руками).
В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей:
1. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.
2. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
3. Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций , использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.
4. Образовательная область «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
5. Образовательная область « Развитие речи»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
6. Образовательная область « Математическое развитие»: соблюдение элементарных правил безопасности и формирование элементарных математических представлений у детей.
7. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
8. Образовательная область « Окружающий мир»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду , труду других людей , окружающему миру и всему прекрасному.
9. Образовательная область « Физическая культура»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Наблюдения показали, что в начале учебного года пришли дети в группу «домашние», у многих были несформированы навыки самообслуживания, не могли надеть носки, застегнуть пуговицы и т.д. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Многие дети неправильно держали карандаш, кисть.
Такие наблюдения за детьми позволяют:
1. Определить степень освоения ребёнком по разделу нетрадиционная художественная деятельность, выявить уровни развития изобразительных навыков:
низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями ;средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями;
высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
2. Планировать работу с детьми в дальнейшем.
На первых занятиях по каждой технике необходимо знакомить детей с ее особенностями, а лишь на следующих — создавать какие-либо образы или сюжеты. На каждом занятии необходимо использовать игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное сопровождение. Важно учитывать и эффективную роль пассивных движений руки ребёнка (движение руки ребенка рукою педагога), на ранних этапах формирования двигательных навыков, во второй младшей, средней группе можно использовать приём «рука в руке». Организуя занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Ведь с возрастом ребёнка расширяется содержание занятий, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать такие нетрадиционные техники рисования, как рисование пальчиками, ватными палочками, смятой бумагой, тычок, по крупе.
За 2015 – 2018 учебные годы, я надеюсь, что успешно будет реализован план занятий . При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение.
1.Листы бумаги.
2.Гуашь.
3.Трафареты.
4.Кисточка с коротким ворсом (тычок).
5.Тампон.
6.Стекло или пластик.
7.Нитки.
8.Щётка и стека.
9.Крупа.
10.Подносы.
11.Использованные фломастеры.
12.Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
Литература.
1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности - М, 2000.
2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста - М, Сфера, 2005.
3.Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.
4.Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать –М , Карапуз, 1999.
5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду – М , Карапуз - Дидактика, 2007.
6.Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.
7.Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 28-33.
8.Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду. 2008. №5 с. 43-45.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография.
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри.
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами.
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм ( рисование тычком ).
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.
Рисование восковыми мелками или свечой.
Такой способ давно использовался народными мастерицами при рисовании пасхальных яиц . Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковыми мелками или свечой. Взять тампон с краской и провести по месту - на цветном фоне появляется рисунок.
Диатипия.
На гладкий картон наносится краска, затем накладывается другой лист и по поверхности процарапывается рисунок, изображение . Нетрадиционная техника рисования.
Надо ли обучать детей технике рисования? Нет, считали А. Бакушинский и его сторонники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечего учиться у взрослых. Да! Утверждали К. Ленников, Е. Разыграев, а также зарубежные исследователи К. Фиччии ,
А. Гиэдд, подчеркивающие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается , оставаясь на одном и том же уровне. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Саккулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Одним из важнейших направлений, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму, остается работа с родителями.
Эффективным средством знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители, будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.
Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
С родителями были проведены такие мероприятия:
Мероприятия Форма
проведения Время
проведения
1 Презентация кружка «Озорные ручки» Родительское собрание Сентябрь
2016 г.
2 «Как организовать занятия по рисованию дома» Консультация Октябрь
2016 г.
3 «Любимой мамочке» Выставка детских работ Ноябрь
2016 г.
4 «Рисование пальчиками: зачем и как? Папка – передвижка Декабрь
2016 г.
6 «Ох, эти пальчики – ладошки» Выставка детских работ Март
2017 г.
7 Волшебные превращения Совместное занятие с родителями и детьми Апрель
2017 г.
8 «Наши достижения за год» Выставка детских работ Май
2017 г.
Таким образом, хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка, развитию творчества.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов:
-кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений у большинства воспитанников, изменился нажим на карандаш, кисть, что в дальнейшем способствует овладению навыком письма;
-дети освоили запланированные на учебный год нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
-дети получают радость от сотворчества;
-сформирован интерес у детей к изобразительному творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
-дети с большим желанием делятся своими впечатлениями от полученных результатов, рассказывают и объясняют;
-возрос интерес родителей к творчеству детей.
Сравнивая результаты работы детей 2-й младшей группы по развитию мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник рисования, на начало и конец учебного года, можно сделать вывод о том, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными.
Их работы по изодеятельности приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям уже к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и качественнее.
Перспективу работы по данной теме вижу в дальнейшем изучении приёмов и способов совершенствования изобразительной деятельности нетрадиционными техниками, в знакомстве детей с такими техниками рисования, как рисование ладошками, монотипия, печатание, по - мокрому, кляксография. При переходе детей в среднюю группу планирую обращать больше внимания на индивидуальную работу с детьми с низким уровнем.
Ведь «нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
(М. Шклярова).
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию
во 2-й младшей группе.
№ Тема Программное содержание
Рисование пальцем или ватной палочкой.
1.
2.
3.
4.
Мимоза для мишки.
Сарафан для матрешки.
Полосатые полотенца для лесных зверушек.
Осенняя красавица. Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.
Рисование ладошкой.
5.
6.
7.
8. Цветы небывалой красоты.
В подводном царстве.
Разноцветный ковер.
Зимняя прогулка по волшебному лесу. Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.
Рисование по крупе.
9.
10.
11.
12. Здравствуй, солнышко!
Солнышко и дождик.
Зима.
Снеговик.
Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.
Тампонирование.
13.
14.
15.
16. Мой веселый, звонкий мяч!
Огонек-невеличка.
Цветы для мамочки.
Одуванчик в траве. Продолжать знакомить с новой техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.
Рисование методом тычка.
17.
18.
19.
20. Петушок и его семья.
Цветы в вазе.
Желтые одуванчики.
Белый гусь, красные лапки. Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.
Перспективный план работы по нетрадиционному
рисованию в средней группе.
№ Тема Программное содержание
Рисование пальцем или ватной палочкой.
1.
2.
3.
4.
5. Рыбки плавают в аквариуме.
Веточка рябины.
Рыбки в аквариуме.
Сказочные рыбки.
Желтый одуванчик. Продолжать учить рисовать ватной палочкой или пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.
Рисование ладошкой.
6.
7.
8.
9.
10. Динозаврик и кактус.
Бабочки.
Зимующие птицы.Снегирь.
Кто приходит к нам зимой?
Путешествие в царство Лесовичка. Совершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.
Тампонирование.
11.
12.
13.
Плюшевый медвежонок.
Елочки для зверей.
Изумрудные цветы небывалой красоты. Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.
Печатание подручными материалами.
14.
15.
16.
17.
Ветка рябины.
Для мамочки любимой нарисуем мы цветы небывалой красоты.
Снеговик.
Осенние листья. Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.
Рисование методом тычка.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25. Лиса.
Зайчонок.
Дикие животные - заяц.
Поможем зайцу найти друга.
Грачи прилетели.
Новогодняя история.
Заяц серый - стал вдруг белый.
Зайчик. Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.
Кляксография.
26.
27.
28.
29. Зимние узоры.
Заколдованный лес.
Зимнее дерево.
Царство хозяйки зимы. Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.
Перспективный план работы по нетрадиционному
рисованию в старшей группе.
№ Тема Программное содержание
Рисование пальцем или ватной палочкой.
1.
2.
3.
4. Мимоза для мамы.
Сказочная птичка.
Следы животных в зимнем лесу.
Цветы в вазе. Продолжать совершенствовать рисование пальцем или ватной палочкой. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Развивать творческий замысел детей. Прививать любовь к прекрасному.
Рисование ладошкой.
5.
6.
7.
8. Петушок – золотой гребешок.
Веселые ладошки.
Сказочная птица.
Волшебный аквариум. Продолжать учить детей фантазировать и воображать. Совершенствовать работу рук. Расширять знания детей об окружающем мире.
Печатание подручными материалами.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Березки.
Осень на опушке краски разводила.
Букет маме.
Ранняя осень. Паучок.
В мире цветов. Подснежник.
Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения.
Монотипия.
15.
16.
17.
18. Весна пришла, тепло принесла.
Осенний букет.
Дерево.
Разноцветные бабочки.
Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. Учить хорошо промывать кисточку.
Рисование цветными ниточками.
19.
20.
21.
22.
23.
Верблюд в пустыне.
В мире весны.
Рисуем весну.
В царстве весны.
Ниточка в стране Рисовании. Познакомить с техникой рисования цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.
Рисование в технике «пуантилизм».
24.
25.
26.
Заколдованные красавицы.
Воздушная рыбка.
На прогулку в зимний лес. Познакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому.
Рисование методом тычка.
27.
28.
29.
30.
31.
32. Ветка с шишками.
Лебеди на озере.
Осень наступила.
Рыбки в аквариуме.
Снегири в зимнем лесу.
Пушистый котенок. Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть , воспитывать любовь ко всему живому.
Набрызг.
33.
34.
35.
36. Путешествие в пустыню.
Зимнее дерево.
Весенние цветы для мамы.
Зимний лес.
Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность.
Разнообразные техники.
37.
38. 39.
40.
41.
Белая береза.
Ежик на опушке.
В мире животных.
Волшебный аквариум.Фиалка. Учить рисовать цветы, используя способы «вращения кисточки» и «примакивания».
Развивать чувство цвета и эстетический вкус. Радоваться полученному результату.
Продолжать воспитывать желание прийти на помощь ближнему. Учить пользоваться краской, используя печатку из картофеля и ватную палочку.
Перспективный план работы по нетрадиционномурисованию в подготовительной группе.
№ Тема Программное содержание
Рисование пальцем или ватной палочкой.
1.
2.
Поздравительная открытка «Цветы для мамы».Весенние цветы для мамы.
Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца.
Печатка.
3. «Зима. Зимний лес».
Учить самостоятельно находить и применять разные печатки, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться краской.
Рисование ладошкой.
4.
Веселые ладошки.
Развивать фантазию и воображение детей. Расширять кругозор детей.
Рисование методом тычка.
5.
Весенние цветы. Закрепление рисования методом тычка. Воспитание любви к природе, ко всему живому. Воспитание аккуратности при работе с краской.
Печатание природными материалами.
6.
Зимняя ночь. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции.
Экспериментирование.
7.
В подводном царстве.
Чудесные превращения кляксы.
Волшебная страна – подводное царство.
Звездный коллаж.
Чайный сервиз.
Анютины глазки.
Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками.
Рисовать гуашевыми красками с добавлением опилок. Развивать интерес к созданию нового материала.
Чудо нетрадиционной техники рисования (из опыта работы с дошкольниками)
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
Я работаю в детском саду не так давно и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности.
Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Последний год своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности . На первом году работы я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей идти на занятие. Некоторые из них не хотели даже покидать свое место, чтобы пойти со мной , приходилось их уговаривать. А другие, придя, в детский сад просто-напросто прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Особенно дети-левши. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно.
А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалас ь над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми. Моей палочкой-выручалочкой стал журнал “Дошкольное воспитание”, в котором воспитатели из далекого от нас региона России, делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в журнале. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду. И что вы думаете? Наши “трусишки”, которых пугал вид карандаша и кисточки, придя однажды в детский сад и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: “А что мы будем сегодня делать?” Мой ответ: “Рисовать” – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой того занятия был “Разноцветный дождь”. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх – испачкать руки.
Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха неумения и комплекса “левши” не осталось и следа! Именно у “леворуких” детей раньше других проявился интерес к рисованию и нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой.
Боязнь “не умею”, “не могу”, “левша” была побеждена.
С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, при моем появлении в любой из групп первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?”
Рисунки.
В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Например: “Пальчиковое рисование” – « Курочка Ряба ».
“Печать от руки” – « Зима. Зимний лес».
“Тампонирование” – « Одуванчик в траве ».
“ Рисование по крупе” – « Снеговик».
“ Экспериментирование” – « Звездный коллаж».
“Кляксография” – « Царство хозяйки зимы».
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. Ведь это никем не запрещается и не возбраняется. А позже переработала его, внесла свои коррективы, кое-что изобрела сама (например “Мыльные фантазии”). Исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения и особенностей развития наших детей, сделала свои наработки и хочу предложить вашему вниманию развернутые конспекты занятий по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования.
На занятиях с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования – “Монотипию”. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование оттого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок.
Эти занятия я провожу обычно в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.