План по самообразованию Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов
МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с.ВыльгортПерспективный план по самообразованию на 2014-2015 гг.
Тема: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Воспитатель 6 группы
Попова Л.Е
Выльгорт 2014-2015 ггТема: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Актуальность работы.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования даёт ребенку возможность увидеть мир «по-новому». Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук.
Цели:
- Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
.Задачи:
познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией
сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами
закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться
• развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия)
• развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики
• формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами
• знакомство с новыми техниками и технологиями
• умение применять их на практике.
№ п/п Дата Тема Цель
1 01.10.14 Игра – беседа «Условия безопасной работы» Повторить правила и условия безопасной работы с разным материалом и ножницами.
2 08.10.14 «Солнечный денёк» (мыльные пузыри) Познакомить детей с новым способом рисования: оттиск цветными мыльными пузырями.
3 15.10.14 «После дождя» (по мокрой бумаге) Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами; разные способы создания фона для изображаемой картины.
4 22.10.14 «Осенний лес» (отпечатывание сухих листьев) Ознакомить с новым видом изобразительной техники – отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.
5 29.10.14 «Ветка рябины» (метод тычка) Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
6 05.11.14 «Ваза с фруктами» (рисование пластилином) Предложить нарисовать натюрморт в нетрадиционной технике пластилином на бумаге.
7 12.11.14 «Спасская башня Кремля» (шаблонография) Познакомить с методом рисования, при котором можно получить разнообразные предметы, которые детям самим трудно изобразить - шаблонографией. Продолжать учить аккуратно обводить заготовленные шаблоны будущего рисунка. Конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формировать общественное представление, любви к Родине.
8 19.11.14 «Мой любимый дом» (поролон) Познакомить с новым методом рисования- поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект. Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки.
9 26.11.14 «Маме красивый букет» (оттиск смятой бумагой) Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой.
10 03.12.14 «Мы – волшебники» (кляксография) Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне; познакомить с нетрадиционным рисованием (кляксография). Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу.
11 10.12.14 «Конфета для друга» (монотипия предметная) Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества.
12 17.12.14 «Зимний лес» (свеча или восковые мелки, акварель) Познакомить с новым методом рисования-свечой. Нанести акварель необходимого цвета
13 24.12.14 «Дед Мороз» (витраж) По бумаге простым карандашом наносится изображение. Силикатным клеем (свечой) наносится слой по карандашному контуру. Когда клей высохнет, пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Бумагу хорошо использовать тонированную, светлых тонов.
14 15.01.15 «Веселый снеговик» (салфетки) Познакомить с методом скатывания салфеток и создания аппликации
15 22.01.15 «Плюшевый медвежонок» (губка, поролон) Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей методом рисования- поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность внешнего вида (объем, пушистость).
16 29.01.15 «Ночь и горы» (мятая бумага, обрывная аппликация) Развитие чувство цвета. Закрепление нетрадиционного метода рисования – обрывание бумаги.
17 05.02.15 «Веселые зверюшки» (аппликация из отпечатков ладоней + дорисовывание) Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить краску быстро и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.
18 12.02.15 «Военные корабли» (шаблон+ пластилин) Закрепить методы рисования шаблонографию, пластилинографию.
19 19.02.14 «Рисуем море» (наложение целлофана на густую краску) Знакомство с новым методом рисования.
20 26.02.15 «Рисуем по шаблону» (шаблонография) Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
21 05.03.15 «Цветик- разноцветик» (смешивание цветов) Закрепить представления детей о цветовом многooбразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
22 12.03.15 «Медведь на льдине» (шаблон+ салфетки) Использовать метод скатывания салфеток+шаблонография23 19.03.15 «Пейзаж у озера» (монотипия пейзажная) Повторить технику монотипии, понятие «симметрия», развивать пространственное мышление Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.
24 26.03.15 «Строим дом» (обрывная аппликация) Освоение способа обрывной аппликации (мозаики); планирование работы, осуществление замысла.
25 02.04.15 «Весеннее небо» (рисование по-мокрому) Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.
26 09.04.15 «Ракета» (оригами+ аппликация) Продолжать знакомить детей с техникой оригами, учить совмещать с традиционной аппликацией.
27 16.04.15 «Колючая сказка» (рисование штрихом) Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов -«колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
28 23.04.15 «Кораблики» (оригами) Продолжать знакомство с техникой оригами.
29 29.04.15 «Солнышко» (рисование ладошками) Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить краску быстро и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.
30 06.05.15 «Праздничный салют над городом» (восковые мелки + акварель) Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в гoды Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободноro движения руки в произвольном и в заданном направлении.
31 13.05.15 «Верблюд в пустыне» (расчесывание краски) Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке. Ознакомление с новым приемом рисован и я - «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.
Литература:
1 Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г.
2. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М., 2007г.
3. И.А. Лыкова "Цветные ладошки" – М.,1996г.
4. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2009.