Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» (Экология) старшая группа


Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» Экология
Календарный период Тема блока Тема недели неделя Тема НОД Содержание учебного материала Источник
сентябрь «Вот какие мы
большие». «День знаний».
I «Во саду ли,
в огороде» Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразности блюд из них. Расширять представления детей о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатление.
О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.36
«Здравствуй Осень золотая».(Кладовая природы, сезонные изменения в природе). «Осенняя пора». II Экологическая
тропа осенью
(на улице) Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.
О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.38
«Дары осени». (Путешествие в витаминную страну, хлеб).
«Дары леса». (Орехи, грибы, ягоды).
III «Овощи и
фрукты» Уточнить представление детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 48
IV «Растения
лечат». Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших сборах использование некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 61
«Активный отдых»
«Если с другом вышел в путь» V «Человек - часть природы!» Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 59
октябрь «Ребятам о зверятах».
«Лесные жители готовятся к зиме». I «Как звери к зиме готовятся». Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 55
В мире искусства. Вернисаж. II «Берегите животных!» Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношения к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что
человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.41
Декоративно-прикладное искусство. III «Прогулка по лесу». Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать эти знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, мешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников.
Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.42
«Азбука здоровья! »
В здоровом теле – здоровый дух. (познай себя ЗОЖ) IV «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?» Закрепить знание детей об овощных культурах, об их пользе. Сформировать представление детей о нитратах. Рассказать о том, в каких растениях они содержатся и какой вред приносят человеку. Дать представление о том, что нитраты можно удалить из овощей, и тогда они не будут опасны. Развивать логическое мышление. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 52
ноябрь С чего начинается Родина.
Мы Россияне. I «Осенины» Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях вприроде. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщить к русскому народному
творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.45
Мой любимый город. II «Пернатые друзья» Формировать представления о имующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.
Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность,
желание заботься о птицах. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.49
Мои родные и близкие. III «Волшебница - осень». Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 63
Спорт и семья. «Моя спортивная семья!» IV «Удивительный лес». Уточнить и расширить имеющие представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать , делать выводы; воспитывать эстетический вкус , бережное отношение к лесу. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 67
декабрь Неделя безопасности. Школа безопасности. I «Покормим птиц». Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру
природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период(развешивать кормушки, подкармливать птиц),
развивать эмоциональную отзывчивость. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.53
«Красавица Зима». «Загадки зимушки, зимы». II «Зимние явления в природе» Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах.
Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморось). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.57
Путешествие в зимнем лесу. III «Жизнь птиц зимой». Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни; заложить основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 85
«Дед Мороз шагает по планете». IV «Зимние явление в неживой природе». Развивать игровой замысел, обучать детей отвечать, но поставленные вопросы; активизировать ласкательные сущ; закрепить знания о зимних явлениях; вызвать положительные эмоции; развивать творческую фантазию и воображение; воспитывать бережное отношение к природе. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 87
январь «Рождественская сказка». (зимние забавы). I «Зимушка – зима». Уточнить и конкретизировать представление детей о характерных признаках зимы (самые короткие дни и самые длинные ночи, много снега, водоемы покрыты льдом, деревья стоят голые; изменение образа жизни животных, птиц, насекомых); учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства (в поэзии, музыке, декоративно прикладных видах искусства), вызвать чувства любви к родной природе; подвести к пониманию жанрового изобразительного искусства, умение определять характер произведения; воспитывать эстетическое отношение к природе. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 91
«Маска я вас знаю». II «Рассматривание веток деревьев». Уточнить представление детей о ветках деревьев; закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле; закреплять умение детей рисовать кистью руки; вызвать у детей желание приободрить лесного гостя; воспитывать любовь к природе. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 85
«Калейдоскоп профессий».
Едем, плывем, летим».
Кругосветное
путешествие. III «Экзотические животные». Выявить у детей имеющие знания об экзотических животных; углубить представление детей о льве, тигре, слоне, обезьяне, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; дать сведения о заповедниках и зоопарках. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 76
Чем пахнут ремесла. IV «Чистый воздух и вода – богатство страны» Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 40
февраль Загадки природы.
«Мир удивительных открытий». I «Дикие животные». Уточнить и расширить представление детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов; учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; учить детей давать развернутые высказывания, развивать фантазию, воображение; воспитывать интерес, добрые чувства к животным. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 74
Лаборатория природы. II «Снег и его свойства». Уточнить и расширить представление детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытей, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно, формировать свой ответ. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 79
Ячеловек.(валеология). Не похожий на меня, не похожий на тебя, (гендерное воспитание, многонациональная страна, возрастныеIII «Дикие и домашние животные». Уточнить знания детей о животном мире. Систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой обитания. Познакомить с произведениями искусства. Развивать творческие способности и художественно – ручные умения. Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 97
«Наши папы, наши мамы».
«На страже стоит воин и народ спокоен». IV «Посадка лука». Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 90
март День 8 марта. I «Мир комнатных растений». Расширять представление о многообразии комнатных растений. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода зарастениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать
бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.66
Тает лед, зима прошла, и весна к крыльцу пришла… Весна в лесу. II «Водные ресурсы Земли». Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.69
Птицы. III «О чём поют весной птицы». Развивать умения узнавать и называть время года, выделять признаки весны, расширять знания о перелётных птицах об их жизни в весенний период: дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении. Расширять кругозор детей.
Воспитать доброе, заботливое отношение к птицам. Умение свободно и доброжелательно общаться с взрослыми и друг с другом. Развивать любознательность. Содействовать правильному восприятию содержания стихотворений. Обогащать музыкальные впечатления. Интернет ресурсы.
Зеленая планета, (мир растений). Азбука экологической безопасности. IV «Леса и луга нашей Родины». Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных лесы и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.71
апрель В стране обычных вещей.
Чудо вещи вокруг нас. I «Весенняя страда». Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях
сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.). Развивать юбознательность, инициативу. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.73
В гостях у гнома астронома. «Космос изучаем –космонавтами стать желаем». II «Космос. Звезды.
Вселенная». Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планете. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 100
Неделя здоровья «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». III «Весна – красна». Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, изменения в жизни животных, появление насекомых, прилет зимующих птиц); учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе; познакомить с образом весны в произведениях искусства, воспитывать чувство любви к природе. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 111
Труд кормит, лень портит. День весны и труда. IV «Природа и люди». Закрепить знания детей о деревьях, воспитывать бережное отношение к родной природе. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 109
май Маленькие дети в большом спорте. «Кожаный мяч» I «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!» Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать
влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе.
Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.77
День победы. День победы. II «Природный материал –
песок, глина, камни». Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природнымматериалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать
умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015, стр.74
Мой родной город. День рождения города. III «Высадка помидоров на грядку». Уточнить знания детей о способах выращивания растений; познакомить детей с приемами высадки рассады; вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы; развивать наблюдательность, мышление, речь; воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 108
«Здравствуй лето». «Цветы: садовые, лесные, полевые. Насекомые». IV «Насекомые». Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщение; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 105
V «Одуванчик». Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность, речь ребенка. Уточнить представление о последовательности роста и развития растения. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г. Стр. 107