Статья Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных приемов рисования на уроках ИЗО
Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных приемов рисования на уроках ИЗО.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Выдающийся советский педагог Сухомлинский Василий Александрович заметил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
В начальной школе дети очень любят рисовать, а перейдя в среднее звено, это желание уменьшается. Наверное, одна из причин – это малое количество часов, которое отводится на уроки изобразительного искусства (1час). Некоторые говорят, что ИЗО - неважный предмет и мало кому пригодится в дальнейшем. Это мнение и родителей и преподавателей других «главных» предметов. Смею не согласиться с таким мнением, потому что наша задача, задача учителей рисования, не сделать всех художниками, а научить детей творчески решать любые проблемы (учебные, жизненные), т.е. сформировать средствами деятельностного подхода индивидуальность, знакомить с искусством своей страны и мировым искусством. В дальнейшем дети будут применять эти знания украшая интерьер своего жилища, мастеря подарки для своих близких и друзей своими руками. «Ребенок это не сосуд, а факел, который надо зажечь». (Л. Н. Толстой).
Но бывает и так, что дети боятся взять в руку карандаш или кисточку потому, что, как им кажется, они не умеют рисовать, и у них ничего не получится. Это случается когда взрослые бывают излишне требовательными, критикуют, сравнивают работы детей между собой. У некоторых детей слабо развита мелкая моторика, не достаточно сформированы формообразующие движения. А ведь главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции. Первые неудачи могут вызвать разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. И чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы, и приемы работы с детьми, а также материалы, которые они используют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Для рисования можно использовать листы бумаги различные по фактуре, цвету, форме, например, квадратные или круглые. Использовать необычные инструменты и материалы.
В последнее время педагоги все чаще используют нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники рисования – это комплекс комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов.
При применении нетрадиционных техник рисования на уроках Изобразительного искусства учителю нужно помнить некоторые особенности:
В начале, учитель должен познакомить детей с тем или иным способом получения изображения, объяснить и проанализировать с учениками предложенные образцы работ, а затем продемонстрировать применение данной техники на практике.
В процессе выполнения сложных нетрадиционных техник рисования (таких как, монотипия, линография) необходимо использовать памятку поэтапного выполнения практической работы.
Такие техники, как "пальчики-палитра" и оттиск печатками из картофеля, могут быть использованы на уроках декоративного рисования с целью отработки понятия "ритм", на уроках тематического рисования и рисования по памяти и представлению - с целью выполнения отдельных элементов изображения.
Некоторые техники, такие как кляксография различных видов, набрызг, отпечатки листьев могут быть использованы с целью подготовки листа бумаги к дальнейшему изображению.
Рисование нетрадиционными способами увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Когда дети знакомятся с нетрадиционными техниками, у них развивается воображение, креативность, творческая индивидуальность.
Нетрадиционные методы позволяют детям быть смелее на уроке или занятии, не бояться делать ошибки, экспериментировать, познавать материалы и творить. В атмосфере нетрадиционных методик дети быстрее развивают свои творческие способности, раскрывают свою яркую индивидуальность, легче контактируют со сверстниками. Раскрывается их внутренний потенциал. Целью нетрадиционных техник является развитие творческих способностей у детей. А задачи: формирование интереса к ИЗО, ознакомление с разнообразными видами ИЗО, множеством художественных материалов и средств, приемами работы. При этом идёт воспитание коммуникабельности, отзывчивости, дружелюбия и ответственности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.
Существует огромное количество нетрадиционных техник рисования, которые можно применять на уроках ИЗО.
Работа с красками, карандашами, их аналогами:
Монотипия. Работа выполняется на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге красками (акварель, гуашь, масляная краска) что-то рисуется, затем полученные изображения "отпечатывают" на листе бумаги. Эту технику так же можно использовать для создания фона.
Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение. Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. Желательно дать название выполненной работе.
Кляксография. Работа выполняется красками, капли падают на лист бумаги, лист в это время нужно двигать в различные стороны, дуть на кляксу (лучше из соломки или трубочки), к кляксам подрисовываются смысловые элементы.
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снять напряжения у детей.
Каракулеграфия (дорисовать предложенные фигуры) На листе изображается недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули. Ребенку нужно дорисовать и дополнить эти объекты, чтобы получился целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений. Первоначально ребенок может испытывать затруднение в узнавании объектов, здесь можно использовать наводящие вопросы, загадки.
Граттаж. Плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина (например, равномерно растереть по бумаге свечку). Затем широкой кистью, губкой наносится на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.
«Тычкование». Для этого метода нужно взять подходящий предмет, например ватную палочку. Ватная палочка опускается в краску, и делаются точки по бумаге. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры.
«Печатка». Из твердого материала, например, картофеля вырезаются разные формы (штампы): треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса). Подобным способом можно работать с листьями деревьев, тогда будут оттиски не геометрических фигур, а листьев.
«Притирание». На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.
«Ниткография». Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сворачиваем, сильно прижимаем рукой, а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.
«Тампонирование». Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву, листья деревьев, животных.
«Набрызги по трафарету» Для техники набрызгивания в продаже имеются специальные фломастеры, так же, можно использовать краски, разбрызгивая их с помощью щетки, на область ограниченную трафаретом.
Аппликация:
«Обрывная аппликация». Аппликация выполняется как обычно, только все элементы выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук.
«Квиллинг» (бумагокручение). Длинные и узкие полоски бумаги скручиваются в спиральки с помощью зубочистки (или подобного предмета). Форму спиральки видоизменяют до необходимой, таким образом, получаются детали разных форм, из которых и составляются композиции, которую склеивают на клей ПВА.
«Аппликация из природного и подручного материала» (листьев, семян, веточек, круп и макарон и т.д. Этот вид аппликации очень разнообразен в выборе материалов. Аппликация может являться единственным содержанием картины или быть ее частью, фоном.
«Коллаж». Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом.
«Лоскутный коллаж». Текстильный коллаж строится на переработке техники и тематики лоскутного шитья (пэчворка), отличие в том, что детали не сшиваются, а раскладываются и приклеиваются на основу или фон. Необходимо вырезать из ткани нужные элементы, желательно с подходящими фактурами и цветами и приклеить на картонную основу.
Техники пластилиновой живописи:
«Нанесение пластилина на картон». Пластилин наносился на картон, используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
«Нанесение рисунка на пластилин». На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.
Общим для нетрадиционных техник является возможность учителя познакомить детей с разнообразием художественных материалов и приемами работы с ними, создать условия, где учащиеся должны самостоятельно мыслить, выразить свои чувства, переживания, эмоции, настроения. Существующие нетрадиционные техники не только тренируют руки, мышление и воображение, но и могут служить для выплеска и снятия эмоционального напряжения, тревожности.
Но главным для всех нетрадиционных техник является то, что в них нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Ведь, переживание успеха в особенно важно для детей, оно дает уверенность в свои силы и возможности.
Учитель изобразительного искусства,
технологии и черчения
Корсаковской средней школы
Воронина Татьяна Ивановна