Доклад на тему: «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования»
МОУ ДОД
Раменский центр развития творчества детей и юношества
Самообразование по теме:
«Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования »
Выполнила: педагог дополнительного образования
Черноморова Елена Ивановна
г. Раменское
Содержание:
Введение
Виды и техники нетрадиционного рисования
План работы
Заключение
Список литературы
1.Введение
Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины ХХ века. Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.
Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить?
Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.
Ветлугина Н.А. указывала, что развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых.
Вот почему в своей работе я сделала акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективных на мой взгляд является подход - сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.
На подготовительном этапе, при планировании работы, я учитывала, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся - в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать.
Чтобы не случилось такого, как на этом рисунке……
Я решила найти ответ на вопрос - Когда возникает кризисный момент в творчестве у ребёнка, который останавливает его художественное развитие, и как его преодолеть, пока он не зашёл в свой обычный тупик….????
Чтобы этого не происходило, я нашла выход в использовании нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.
Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом. Занятия данным видом рисования способствуют в большей мере развитию фантазии, логики, мышления.
При данном способе ребенок учится мыслить нестандартно. Нетрадиционное рисование дает возможность применения широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов.
Еще один огромный плюс нетрадиционного рисования – легкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста. Одновременно разнообразные способы можно сочетать, получая в итоге реалистичные эффекты.
Методы нетрадиционного рисования настолько просты и эффектны, что интерес у ребенка возникает автоматически. При рассмотрении образца рисунка сначала возникает удивление, что дети могут такое нарисовать самостоятельно. Вопрос: «С помощью чего это нарисовано?» - заставляет мысль ребенка активно работать.
Своё общение с детьми я организую на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, использую наглядные, словесные, игровые приёмы работы. Работу с детьми строю в два этапа.
На первом этапе решаю следующие задачи:
1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.
2. Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи были следующие:
1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
3. Формировать относительную устойчивость замысла.
4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.
5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых,
оригинальных замыслов.
7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
2. Виды и техники нетрадиционного рисования
Известно, что существует более 30 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Эти техники привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими, интересными. В работе с детьми я использовала следующие нетрадиционные техники.
"Рисование пальчиками".
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
"Рисование ладошкой".
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
"Оттиск печатками из пробки или ластика ".
Возраст: от трёх лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
"Восковые мелки или свеча + акварель".
Возраст: от четырёх лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся неокрашенным.
"Печать по трафарету".
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона ( в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полу картона либо прозрачной плёнки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
"Кляксография обычная".
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
"Кляксография с трубочкой".
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
"Тычок жёсткой полусухой кистью".
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Оттиск поролоном»
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
«Оттиск смятой бумагой»
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Отпечатки листьев»
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Свеча + акварель»
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
«Монотипия предметная»
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
«Набрызг»
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
3.План работы
План занятий для 1-го год обучения (4-5 лет):
Месяц Вид
деятельности Название
занятия Кол-во
занятий
Сентябрь Пальчиковое рисование «Подсолнухи» 1
Рисование «Радуга-дуга» 1
Рисование и печать листьями «Красота осени» 1
Рисование ладошкой «Весёлый жирафик » 1
Рисование ладошкой «Весёлая зебра» 1
Печать листьев «Ковёр из осенних листьев» 1
Печать штампами и пальчиковое рисование «Ягодки и яблочки на тарелке» 1
Рисование на мокрой бумаге монотипия «Цветы в вазе» 1
Октябрь Оттиск печаткой из поролона Заготовки на зиму «Компот из яблок и груш» 1
Рисование мелками (воск) «Улитка» 1
Обрывание бумаги
и рисование «Грибы в корзинке» 1
Кляксография «Весёлые кляксы» 1
Рисование В гостях у сказки «Колобок»
1
Рисование ладошкой и аппликация «Рыбка в аквариуме» 1
Кляксография и аппликация «Он на ёжика похож» 1
Монотипия «Бабочка-красавица» 1
Рисование восковыми мелками и акв. карандашами «Весёлые ладошки» 1
Ноябрь Рисование и художественный труд «Поможем Курочке найти цыплят» 1
Рисование методом тычка«На день рождения к ежу» 1
Рисование по мокрому листу «Подводное царство» 1
Рисование методом тычка«Медвежата» 1
Пальчиковое рисование. «Снегирь на рябиновой ветке» 1
Пальчиковое рисование. «Утята на прогулке» 1
Рисование пальчиками и набрызг. «Первый снег» 1
Пальчиковое рисование. Трафарет. «Свитер для куклы» 1
Декабрь Рисование с набрызгом «Зимний лес» 1
Пальчиковое рисование. Трафарет. «Мои рукавички» 1
Пальчиковое рисование «Овечка» 1
Пальчиковое рисование
аппликация «Праздничные флажки» 1
Рисование «Елочные игрушки» 1
Рисование тычком полусухой кистью «Ёлочка-красавица» 1
Рисование с аппликацией «Украсим декоративно тарелочку к Новому году» 1
Аппликация «Снеговик-почтовик» 1
Январь Сюжетное рисование «Рисуем семью Снеговиков» 1
Рисование свечой и краской «Зимний узор на стекле» 1
Декоративное рисование «Шарфик для поросёнка» 1
Восковое рисование на цветном картоне. Трафарет «Снежинки» 1
Пальчиковое рисование и аппликация «Домик для зайчонка» 1
Восковое рисование на цветном картоне. «Зимняя ночь» 1
«Цветочек для папы» 1
Кляксография«Страна моих фантазий» 1
Пальчиковое рисование и аппликация «Моя посуда» 1
Рисование ладошкой «Петушок-золотой гребешок» 1
Рисованиевосковымимелками «Моя любимая игрушка» 1
Рисование методом тычка и пальчиковое рисование «Мишка и пчёлки» 1
Зеркальное рисование «Цветы в вазе. Фиалки» 1
Март Рисование методом тычка и пальчиковое рисование «Мимоза для мамы» 1
Рисование по мокрому«Весна-красна» 1
Рисование с нетрадиционной техникой «Неваляшка» 1
Пальчиковое рисование
Декоративное рисование «Узор в тарелочке» 1
Пальчиковое рисование и аппликация «Божья коровка» 1
Рисование ладошками «Солнышко» 1
Трафарет «Бабочки летают» 1
Декоративное рисование «Платок для бабушки» 1
Пальчиковое рисование и аппликация «Подснежник» 1
Апрель Восковое рисование на цветном картоне. Трафарет «Матрёшки танцуют» 1
Тематическое рисование «Весёлые лягушата» 1
Рисование методом «тычка» «Мишка и пчёлки» 1
Пальчиковое рисование и аппликация «Корзина малинки» 1
Аппликация «Подарок для кошки Мурки» 1
Пальчиковое рисование и аппликация «Морковка для зайки» 1
Зеркальное рисование «Стрекоза» 1
Кляксография«Цветочная полянка для бабочки» 1
Рисование «Весёлая обезьянка» 1
Май Рисование методом «тычка» «Котёнок в корзинке» 1
Рисование воск. мелками «Салют» 1
Раздувание краски и оттиск листьев «Одуванчики» 1
Аппликация «Краски лета» 1
Тематическое рисование «Паровозик из Ромашково» 1
Рисование «Грибы на сказочной полянке» 1
Рисование ладошкой, пальчиком, методом «набрызга» и «тычка» «Сказочная птица из волшебного сада» 1
Итоговое занятие 1-й год обучения
месяц Год обучения Название
занятия Вид деятельности Задачи занятия Ход занятия
май 1-й год Мир леса
(1 занятие) Рисование аппликация Закреплять умение изображать мир леса, используя разнообразные приёмы рисования и аппликации (пейзаж), лепки (животный мир); учить задумывать содержание работы и доводить замысел до конца; развивать активность, умение создавать радостную, светлую коллективную работу; воспитывать любовь к животным и птицам, растительности леса. 1.Слушание записи пения птиц.
2.Рассматривание выставки репродукций картин с изображениями леса, животных и птиц.
3.Планирование работы на 2 занятия.
4.Рассматривание и распределение материалов по желанию детей для худ.деятельности.
5.Выполнение работы. Физминутка №11 «В лесной лужайке»
6.Итог занятия.
Итого:72 занятия.
План занятий для 2-го год обучения (5-6 лет):
Месяц Вид
деятельности Название
занятия Кол-во
занятий
Сентябрь Рисование с элементами
аппликации «Цветы» 1
Рисование с элементами
аппликации «В гостях у сказки «Репка» 1
Рисование на стекле «Клумба из осенних цветов» 1
Рисование ладошкой «Морские обитатели» 1
Рисование. Монотипия «Осенний лес» 1
Рисование ладошкой «Дары леса» 1
Рисование и аппликация «Богатства осеннего урожая» 2
Октябрь Рисование восковыми мелками «Золотая рыбка» 1
Рисование мыльными пузырями «Волшебные пузыри» 1
Рисование и аппликация «Путешествие колобка» 1
Рисование и аппликация «Цыплёнок и утёнок» 1
Ниткография«Ваза с цветами» 2
Рисование методом «тычка» «Моя любимая игрушка» 1
Рисование восковыми мелками «Подводный мир» 1
Рисование «Дары Осени» 1
Ноябрь Рисование по восковому слою процарапывание «Разноцветный полет» 2
Рисование ладошкой и аппликация «Солнечные лучики» 1
Рисование по – мокрому листу «Волшебный дождь»
(грибной. конфетный, морковный и т.п) 1
Рисование «Узоры на посуде» 1
Рисование и
Оригами «Лягушка» 1
Рисование «Рисуем кораблики...» 2
Рисование и аппликация «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Декабрь Рисование и
Художественный труд «Зима в городе» 1
Рисование и
Художественный труд «Сани расписные» 1
Аппликация обрывная «Зимний день» 1
Рисование и аппликация «Подарок для Хрюши» 1
Рисование «Новогодняя ёлка» 1
Рисование и аппликация «Декоративная Новогодняя открытка» 1
Рисование «Зимние забавы» 1
Январь Рисование и аппликация «Помогаем птицам зимой» 2
Рисование методом «тычка» «Мир животных» 2
Рисование «Маленькие и большие. Животные» Рисование «Снежинки за окном» 1
Рисование акварельными карандашами и восковыми мелками Зимняя сказка в узорах платка 1
Февраль Рисование
(Дымковская роспись) «Скатерть» 2
Рисование
и аппликация «Салфетка» 1
Коллективная работа Кляксография, аппликация, рисование ладошкой «Зимний пейзаж» 2
Рисование
(Городецкие узоры) «Чудо-дерево» 2
Рисование декоративное «Сервиз для Федоры» 1
Март Рисованием методом «тычка» ««Ветка мимозы для мамы»» 1
Рисование «Весенние деньки» 1
Рисование «Птичий двор» 2
Рисование и аппликация «Большие и маленькие. Птицы» Рисование « Под грибом» 1
Рисование по парам «У лукоморья дуб зелёный» 1
Апрель Рисование «Космос» 2
Аппликация «Космические корабли» Рисование по мокрому. «Солнечные зайчики» 1
Кляксография«Красивые цветы для пчёлки» 1
Рисование «Как растут деревья» 1
Рисование ладошкой и пальчиком «Обитатели морей. Рыбы» 1
Коллективная работа
Кляксография, аппликация, рисование ладошкой «Волшебная страна подводного царства» 2
Рисованием методом «тычка» «Сирень» 1
Май Аппликация «Ветка рябины» 1
Кляксография«Салют Победы» 2
Рисование «Праздничный город» Рисование «Ландыши» 1
Рисование и аппликация «В гостях у сказки» «Маша и медведь» 1
Рисованием методом «тычка» «Моя любимая игрушка» 1
Итоговые занятия 2-й год обучения
месяц Год обучения Название
занятия Вид деятельности Задачи занятия Ход занятия
май 2-й год Сказочный мир
(1 занятие) Рисование аппликация Продолжать учить проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе героев сказок, цветовой гаммы и декоративных украшений. Закреплять умение создавать мир сказок, используя разнообразные приёмы рисования и аппликации (пейзаж), учить задумывать содержание работы и распределять между собой; воспитывать любовь к сказкам народов мира. Закрепить навыки коллективного труда. 1. Слушание записи пения птиц.
2.Планирование работы на 2 занятия.
3.Рассматривание и распределение материалов по желанию детей для художественной деятельности.
4.Выполнение работы. Физминутка «Медведь и пчёлы» № 17
5.Итог занятия.. Итого: 72 занятия.
Занятия с использованием нетрадиционных методик в младшем дошкольном возрасте используются как самостоятельные, где дети приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами, а в старшем дошкольном возрасте проводятся, как правило, после занятий с использованием традиционных методик. Такая последовательность применения техник позволяет сформировать у детей способность разного видения реальных объектов, развивает творческий подход к изобразительной деятельности. Так, в младшем дошкольном возрасте дети рисуют снежинки, используя карандаш, восковой мелок, а в старшем дошкольном возрасте дети изображают снежинки кистью, фломастерами. Применяя нетрадиционную технику - рисование по трафарету - дети научились не только изображать снежинку, но и готовить собственные трафареты. Последовательность выполнения была такова, что детям сначала необходимо было придумать образ снежинки (здесь большую роль играет опыт ребенка и предварительная работа с педагогом по рассматриванию снежинок), и только потом изобразить. Причем, при изображении важным аспектом выступало и желание подобрать варианты цветового решения при работе с красками
Свою работу в начале обучения с детьми 4-5 лет я начинаю с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п. С детьми 5-6 лет эти техники становятся более сложными (монотипия, кляксография с трубочкой и т.д.)
Рисование с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Так, на занятии по теме: "Мой любимый котик", каждый ребенок в процессе работы хотел показать разный характер своего котенка, его позу, размер. Итогом занятия стало изображение мордочки, где отражалось настроение котенка, придумывание имен. Затем, была организована "выставка кошек" для родителей, где каждый ребенок самостоятельно и по желанию рассказывал о своем персонаже.
Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываю у детей умение слышать, слушать и даю возможность самому высказаться. Очень важно ребёнку установить последовательность действий и не забывать об основном содержании.
Интересны работы детей и с использованием техники - работы с восковыми мелками. На первом этапе работы дети просто создавали образ отдельного изображения (снежинка), на следующем - дети учились использовать сюжетное решение картины, с использованием нескольких материалов (восковой мелок и акварельные краски). Работы выполнялись по следующим темам: "Рыбки", "Аквариум", "Зимний пейзаж", "Узоры на окне" и другие.
Неожиданным открытием для детей было рисование мыльной пеной. Когда размывали краску под пленкой, придумывали различные образы. Создавали новогодние рисунки на фольге салфетками, блестками – это новогодняя тема. С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, звезды.
Каждое занятие творческого объединения "Чудесный мир красок" детей удивляло новизной и неожиданным решением. Таким образом, я постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием по фону с помощью зубной щётки, рисованием ниткой, ватными палочками, рельефной краской, восковыми мелками по картону, пастелью, рисованием с помощью оттиска овощей и т.д.
Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создавала ситуации, где дети рисовали коллективно. Предлагала им всем вместе выполнить ту работу, которая не под силу одному. Например, рисование гуашью «Сказочный мир». Объединению детей способствовало создание общих коллективных работ. Поддерживая интерес к искусству, поощряла детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, рассматривание картинок, тематических репродукций, презентаций – все это способствовало развитию опыта общения между детьми. И если раньше многие дети испытывали трудности в общении, не все могли сразу договориться о совместной работе, то сейчас эти проблемы практически устранены.
В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Дети склонны одухотворять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных, растения. Поэтому ребята легко принимают условия игры-рисования. Вначале мы мысленно отправляемся в сказочную ситуацию (конечно, соответствующие сказки были прочитаны раньше) и оказываемся то в Волшебном лесу, то на морском дне, то в какой – либо сказке…. "Погуляв" в сказке, мы рисуем "увиденное", точнее, представленное. Часто, рассказывая, беседуя, я сама рисовала, не нацеливая детей на внимательное наблюдение за процессом моего выполнения. Дети свободно выбирали время, когда можно приступить к работе (в ходе рассказа – сказки, или после ее окончания). Если что-то не получилось сразу, можно было повторить эту работу на новом листе, но поощрялась та работа, которая выполнена до конца. Часто рисовали под музыкальное сопровождение. Классическая музыка, записанная на аудиокассету, создает положительный настрой работе, помогает лучше представить образ, будит воображение.
В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю детям на выбор бумагу разного формата. Художественное описание образа усиливает восприятие изображения. Поэтому в ходе рисования спрашивала ребят: "Покажи мне, как кружится бабочка над цветком?", "Твоя героиня умеет петь, а она весёлая, добрая или грустная?", "А дождик долгий и тёплый или холодный, осенний, поэтому он белый, немного ледяной". Так, играя, дети могут выбирать нужный цвет краски, форму линий.
Используя природу формообразования капли, лучистость формы, нацеливала детей на угадывание образов. Остаётся только видоизменить форму кляксы "выдувая" краску через трубочку в разные направления. Работа фантазии объединяла случайный набросок клякс в изображения весёлых персонажей сказок.
Используя технику набрызга на фон, работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальный замысел.
Читали с детьми сказки, на сюжеты которых я опиралась при выборе темы занятия кружка. Также читали стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумывали рассказы и к ним рисовали рисунки.
Наша работа интересовала и родителей. Некоторых мам и пап заинтересовали нетрадиционные приёмы изображения (мыльной пеной, рельефной краской, оттиском). Они с удовольствием познакомились с литературой, которую я рекомендовала, предложенными статьями.
Они наши первые помощники.… Всегда с пониманием относились к просьбам помочь краской или бумагой.
Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их.
Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.
4. Заключение
В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребёнок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребёнка способность представить предмет в целом, мысленно изменять его, составить из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способности психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идёт по трём направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых – целенаправленным, в-третьих, ребёнок должен овладеть методами активизации своего воображения.
Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать.
Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хорошую технику рисования такие бедные по замыслу рисунки. Или о рисунке, не представляющем для некоторых ничего интересного, ребенок может много интересного рассказать? Мне самой нравится рисовать, я очень хорошо понимаю детей, которым трудно "оторваться" от любимого рисования, особенно "мямликам", которые медлительны, но терпеливы.
Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, я решила найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Организация работы на фронтальных занятиях меня мало устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятие ограничивалось временем и темой. Так я пришла к идее нетрадиционных приемов рисования. Занятия хотелось построить так, чтоб детям было интересно рисовать, а мне рисовать вместе с ними.
Работу в объединении строила, исходя из психологических и педагогических аспектов, основательно проработав материал, касающийся творческого воображения дошкольников.
Для подтверждения своих мыслей пришлось прочитать много педагогической литературы по развитию художественного творчества у детей, чтобы правильно построить такие занятия.
Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью, монотипия, кляксография с трубочкой, рисование зубной щёткой и другими материалами . Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными участвуем в Зональном конкурсе художественного творчества «Преображая мир», выставляемся на городских выставках и конкурсах. Многие работы становятся призерами, за счет оригинального решения изобразительных задач.
Показателем и результатом работы детского творческого объединения
"Чудесный мир красок" можно считать то, что рисунки моих воспитанников получили призовые места на Зональном конкурсе художественного творчества «Преображая мир». Дипломами участников были награждены:
Вавилин Артём, Садовина Анастасия, Тришкин Глеб
Лауреат 1 степени стала Кугатова Полина.
Во что я верила и верю? Я верю – что каждый ребенок талантлив. Талантлив по-своему.
Моя задача, как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика и посредством ИЗО деятельности помочь ребенку проявить свои лучшие качества, раскрыть себя.
Выводы и планы:
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительного творчества открывают огромные возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО:
«СТРЕМЯСЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА, ЧЕРПАЮ СИЛЫ В ПОЗИТИВЕ СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ, РАЗВИВАЯ ИХ
ИДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Советы родителям:
Необходимо восхищается работами маленького художника, неизменно хвалить его рисунки, радоваться вместе с ним успехам и открытиям, выказывать искреннюю заинтересованность его фантазиями и придумками.
Не все дети хотят стать художниками, скульпторами, дизайнерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех.
Литература.
Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004.
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф.. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. - М.: ГНОМ