Конспект занятия по театрализованной деятельности тема: Заюшкина избушка
ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА ФЁДОРОВСКОГО ФИЛИАЛА МОУ БЕЗЛЫЧЕНСКАЯ СОШ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА:
ДРАМАТИЗАЦИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»
ВОСПИТАТЕЛЬ: АХМЕТХАНОВА И.И.
2014 ГОД
Устное народное творчество в старшей группе «В гостях у сказки». Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Программные задачи:
уточнять представленные о быте русского народа, о видах устного
народного творчества (потешки, заклички, загадки, пословицы,поговорки, развивать интерес к театрализованной игре, развивать
умение давать характеристику героям, развивать речь,
активизировать словарь, воспитывать уважение к народномутворчеству, желание приобщаться к национальной культуре,
воспитывать чувство патриотизма, эмоциональность.
Словарная работа:
активизировать в речи слова прялка, гусли, коромысло, сундук,
лапти, печь, лавка, самовар.
Оборудование: маски героев сказки, национальная одежда для воспитателей и детей,
дома лисы и зайца, предметы обихода национальной русской избы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, их встречает воспитатель: - Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы! Здравствуйте гости желанные! Желанному гостю всегда рады! А чему мы еще всегда рады?
Дети: - Солнышку
В-ль: - Давайте поприветствуем его. А в этом нам помогут наши пальчики.
- Здравствуй, солнце золотое!
- Здравствуй, небо голубое!
- Здравствуй вольный ветерок!
- Здравствуй маленький дубок!
- Мы живем в краю родном!
(Соединять пальцы поочередно с большим)
В-ль: - Всех я вас приветствую.
- Что у меня в руках? (показывает клубок)
В-ль: - Клубочек не простой, а волшебный. Может показать много интересного. Куда он
нас заведет? (Бросает клубок)
В-ль: - Куда это мы попали?
Дети: - В русскую избу. В горницу.
В-ль: - Прошу вас, добрые молодцы и красные девицы здесь найти место удобное и
осмотреться.
2. Беседа о быте русского народа.
В-ль: - Наши предки были трудолюбивые. Дома были полны всяких интересных
предметов.
- Знакомы ли молодцы и девицы с вещами в горнице? Для чего их использовали?
Дети называют предметы, рассказывают об их назначении.
В-ль: - Молодцы ребята! Хорошо знаете для чего нужны эти предметы. А чтобы весело работа спорилась, забавлялись загадками люди русские. Можете ли вы загадки отгадывать? Сейчас проверим.
Вос-ль читает загадки.
1 На крепком дубочке Коричневые бочки.
Дрозду на удивленье, свинье на объеденье (Жёлуди)
2 По округе славится зелёная красавица:
Сарафан – как колокол, по земле да с волоком,
Шапочка – с опушкой, с острою макушкой (Ёлка)
3 В колодец нырнуло оно с головой – наверх возвратилось
с холодной водой (Ведро)
4 Треугольная доска,
А на ней три волоска
Волосок – тонкий
А голос – звонкий (Балалайка)
5 Без ног, а стоит
Огород сторожит
Рукавами машет -
С ветром пляшет.
Птицы боятся –
На грядки не садятся. (Чучело)
6 Летом в лесу гуляет
Зимой в берлоге отдыхает (Медведь)
Вос-ль: какие умницы-разумницы, хитры загадки отгадывать. Но не только загадки загадывали наши предки, но и складывали потешки для детушек своих. Знаете ли вы потешки? (Дети произносят)
Вос-ль: А чтобы речь детей была правильной и красивой, с малых лет учили деток чистоговоркам. Кто может рассказать чистоговорку? (Ответы детей)
Вос-ль: Богат народ русский умными людьми своими, мудростью их, а мудрость народная в пословицах и поговорках. Знаете ли вы ребята пословицы народные? (Дети отвечают, вос-ль просит назвать и объяснить значение пословицы)
Тешили люди русские малых детушек своих потешками, загадками, песнями колыбельными. Учили мудрости пословицы. Складывались сказки такие, что и млад и стар заслушивался. Пожалуйте, гости, сказку послушать.
(Одеть маски героев сказки детям, участвующим в драматизации, остальные дети переходят в зрительный зал, в другой части группы)
3. Драматизация сказки.
Вос-ль (рассказчик) : - Хотите верьте, иль не верьте, в сказочном лесу или в обыкновенном бору жили-были – Лиса и Заяц (они выходят кланяются, подходят к свои избушкам). У лисы избушка ледяная (Лиса показывает свою избушку, а у Зайца – лубяная (указывает Заяц на свою). Пришла весна-красна – у Лисы избушка и растаяла (сложить лисью избушку окошком вверх – «лужа», а у Зайца стоит по-старому. Вот поросилась Лиса переночевать (Лиса подходит к Зайцу, берет за руку, кланяется, Заяц предлагает Лисе сесть рядом. Лиса садится, а потом его из избушки и выгнала (Лиса поднимает Зайца и выталкивает прочь). Идет зайчик плачет (Заяц идет грустный, вытирает глаза) .Ему навстречу собака:
Собака: - Тяф-тяф-тяф! Что зайчик, плачешь?
Заяц: - Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная, попросилась
она переночевать, да меня из дому и выгнала.
Собака: - Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу.
Рассказчик: - Подошли они к заюшкиной избушке.
Собака: - Тяф-тяф! Поди Лиса вон!
Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Рассказчик: - Испугалась собака и убежала прочь
(собака убегает) – А зайчик опять идет, плачет.
Ему на встречу Медведь (Медведь выходит навстречу).
Медведь: - О чем зайчик плачешь?
Заяц: - Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка и растаяла. Попросилась она переночевать, да меня и выгнала.
Медведь: - Не плачь, я твоему горю помогу.
Рассказчик: - Подошли они к избушке. Медведь как зарычит.
Медведь: - Поди, Лиса, вон!
Лиса: - Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Рассказчик: - Медведь испугался и убежал.
(Медведь убегает, Заяц идет прочь и плачет)
Рассказчик: - Идет зайчик пуще прежнего плачет. Ему навстречу Петух.
Петух: - О чем, Заинька, плачешь?
Заяц: - Да как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная, попросилась она переночевать, да меня и выгнала.
Петух: - Пойдем, я твоему горю помогу.
Заяц: - Нет, петух, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать.
Петух: - Нет! Выгоню.
Рассказчик: - Подошли к заюшкиной избушке. Петух сапогами затопал, крыльями захлопал.
Петух: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечь. Ступай, Лиса, вон!
Лиса: - Одеваюсь…
Петух: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечь. Ступай, Лиса, вон!
Лиса: - Собираюсь…
Петух: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечь. Ступай, Лиса, вон!
Рассказчик: - Испугалась Лиса и убежала в лес. И стал Зайчик жить поживать в лубяной избушке.
Думайте сами, что здесь, правда, что неправда; что сказано впрямь, что шутки ради, а что в наставленье.
Дать время на осмысление увиденного, снять маски персонажей сказки.
4. Характеристика героев сказки.
Вос-ль: - хороша сказка народная. За малое время успели мы по переживать за героев, да и порадоваться с ними. Понравилась вам сказка? Почему? (Ответы детей)
Вос-ль: - В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Кто может сказать, какая была Лиса в сказке? (Ответы детей) (коварная, хитрая, бессовестная) Каким был Заяц?
Дети: - … .(добрый, беззащитный)
Вос-ль: - Каким был Медведь?
Ответы детей … (хвастливый, трусливый)
Вос-ль: - Какой была собака?
Ответы детей … (хвастливая, трусливая)
Вос-ль: - Каким был Петух?
Ответы детей (храбрый, мужественный)
Вос-ль: - Чему учит нас эта сказка?
Ответы детей: …. (Помогать всем кто в беде; быть храбрым; не бояться трудностей) .Во время ответов детей, следить за тем, что бы они были полными.
5. Подведение итогов.
Вос-ль: - Сегодня мы с вами беседовали о русской старине, о жизни наших предков. Они оставили нам много интересного и полезного. Мы с вами знакомимся со сказками, загадками, пословицами и чистоговорками, которые были придуманы вашими пра-пра-прабабушками и пра-пра-прадедушками. Они сохранились, передаваясь из поколения в поколение. Ваши бабушки знакомили ваших мам и пап, мамы и папы рассказывают сейчас вам; а когда вы станете мамами и папами будете рассказывать своим детям. Я хочу сказать вам, что вы хорошо знаете и сказки, и пословицы, и поговорки, хорошо произносили чистоговорки. А еще чтобы не прерывалась связь поколений хочу подарить вам куколки, похожие на кукол ваших пра-пра-прабабушек и предлагаю вам и дальше знакомиться с народным творчеством.